IV. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
4.1. Начальник структурного подразделения Федерального казначейства, в чьем подчинении находится должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обеспечивает направление сформированных материалов дела, рассмотрение которых относится к компетенции Федерального казначейства, в подшитом виде с описью содержащихся в нем документов со служебной запиской в Юридическое управление (далее - Управление) не позднее трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
Дополнительно в служебной записке должен быть указан идентификатор контрольного мероприятия.
Абзац утратил силу. - Приказ Казначейства России от 06.10.2022 N 286.
Принятые к производству протоколы об административных правонарушениях учитываются Управлением в Журнале регистрации дел об административных правонарушениях, принятых к производству, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.
4.2. Подготовка к рассмотрению дел
об административных правонарушениях
4.2.1. Подготовка к рассмотрению дел осуществляется должностными лицами Федерального казначейства, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
4.2.2. При подготовке к рассмотрению дел, с учетом главы 29 КоАП, разрешаются следующие вопросы:
а) относится ли рассмотрение переданного дела к компетенции должностного лица Федерального казначейства, уполномоченного рассматривать дела, с учетом соблюдения подведомственности, указанной в частях 1, 1.1, 2 статьи 29.5 КоАП.
В случае если рассмотрение дела не относится к компетенции должностного лица Федерального казначейства, уполномоченного рассматривать дела, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности по форме согласно приложению N 12 к настоящему Порядку.
При этом должностному лицу Федерального казначейства, уполномоченному рассматривать дела, необходимо уведомить орган, от которого поступило на рассмотрение дело в центральный аппарат Федерального казначейства, путем направления письма с соответствующей информацией, в случае поступления протокола об административном правонарушении от структурного подразделения центрального аппарата Федерального казначейства - служебной запиской.
В случае поступления дела на рассмотрение от Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства (далее - Межрегиональное контрольно-ревизионное УФК), соответствующая информация также должна быть направлена письмом в Межрегиональное контрольно-ревизионное УФК;
б) наличие (отсутствие) отводов со стороны участников производства по делу и обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 КоАП, исключающих возможность рассмотрения дела должностным лицом Федерального казначейства, уполномоченным рассматривать дела.
Заявление об отводе рассматривается должностным лицом Федерального казначейства, которому заявлен отвод и по результатам рассмотрения выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении (статья 29.3 КоАП).
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 29.2 КоАП, должностное лицо Федерального казначейства, уполномоченное рассматривать дела, обязано заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается руководителю Федерального казначейства, который, в случае его удовлетворения, выносит определение об удовлетворении заявления о самоотводе должностного лица Федерального казначейства, рассматривающего дело по форме согласно приложению N 13 к настоящему Порядку, и передает дело на рассмотрение другому должностному лицу Федерального казначейства, уполномоченному рассматривать дела, либо рассматривает это дело самостоятельно.
в) наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих производство по делу, обозначенных в статье 24.5 КоАП. При наличии таких обстоятельств надлежит вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении без назначения его к рассмотрению по форме согласно приложению N 10 к настоящему Порядку.
г) наличие (отсутствие) неустранимых недостатков протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, в том числе полноты последних.
К неустранимым недостаткам протокола об административном правонарушении и иных материалов дела могут быть отнесены:
- отсутствие данных, перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП;
- составление протокола об административном правонарушении и иных имеющихся в материалах дела процессуальных документов неуполномоченным лицом, а равно осуществление в рамках производства по делу процессуальных действий с участием неуполномоченных лиц;
- составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности (законного представителя), при отсутствии в материалах дела доказательств его надлежащего уведомления на момент осуществления данного процессуального действия;
- случаи, когда данная в протоколе об административном правонарушении квалификация действий лица, в отношении которого он составлен, требует изменения, осуществление которой при рассмотрении дела ухудшит положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а равно случаи, когда восполнение недостающих материалов дела повлечет за собой такое изменение квалификации действий лица, в отношении которого возбуждено производство по делу;
- квалификация нарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении, осуществлена на основании материалов, полученных с нарушением закона;
- составление одного протокола об административном правонарушении по нескольким фактам административных правонарушений, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 4.4 КоАП.
При наличии вышеуказанных обстоятельств выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и иных материалов дела должностному лицу Федерального казначейства, составившему протокол об административном правонарушении, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП по форме согласно приложению N 14 к настоящему Порядку.
д) достаточное наличие (отсутствие) имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В случае, если имеющихся для рассмотрения дела материалов недостаточно, а их неполнота не является неустранимым недостатком, должностным лицом Федерального казначейства, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, выносится определение об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу по форме согласно приложению N 15 к настоящему Порядку.
4.2.3. Для обеспечения полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела в случае необходимости выносится определение:
- о назначении времени и места рассмотрения дела по форме согласно приложению N 16 к настоящему Порядку; об отложении рассмотрения дела в порядке и на основаниях, предусмотренных статьей 29.4 КоАП по форме согласно приложению N 17 к настоящему Порядку; о продлении срока его рассмотрения, в порядке и на основаниях, установленных частью 2 статьи 29.6 КоАП по форме согласно приложению N 18 к настоящему Порядку. В случае возбуждения дела об административном правонарушении прокурором, указанные документы в соответствии со статьей 25.11 КоАП должны быть направлены, в том числе, в адрес последнего;
- о вызове лиц, указанных в статьях 25.1, 25.3 - 25.10 КоАП по форме согласно приложению N 19 к настоящему Порядку; об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении по форме согласно приложению N 20 к настоящему Порядку; о назначении экспертизы по форме согласно приложению N 21 к настоящему Порядку;
- о приводе лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП в порядке и на основаниях, установленных статьей 27.15 и частью 3 статьи 29.4 КоАП по форме согласно приложению N 22 к настоящему Порядку;
- об отказе в удовлетворении заявленных участниками производства по делу ходатайств или их удовлетворении в порядке, установленном статьей 24.4 КоАП;
- об отводе специалиста, эксперта в случае наличия обстоятельств, препятствующих их участию в производстве по делу.
4.3. Порядок рассмотрения дел
об административных правонарушениях
4.3.1. Дела, предусмотренные статьей 23.7 КоАП, рассматриваются должностными лицами Федерального казначейства, уполномоченными рассматривать дела, в пределах их полномочий, в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП.
4.3.2. Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
4.3.3. Дело должно быть рассмотрено должностным лицом Федерального казначейства, уполномоченным рассматривать дела, в пятнадцатидневный срок со дня получения им протокола об административном правонарушении и материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом Федерального казначейства, уполномоченным рассматривать дела, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению N 18 к настоящему Порядку.
4.3.4. Дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу (его законного представителя).
В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (его законного представителя), дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (статья 25.1 КоАП).
4.3.5. При рассмотрении дела выяснению подлежат (статья 26.1 КоАП):
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
4.3.6. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо Федерального казначейства, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу (его законного представителя) защитника, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, если указанные доказательства получены с нарушением закона (статья 26.2 КоАП).
4.3.7. При рассмотрении дела могут быть вынесены определения:
- об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении при поступлении заявления о самоотводе или отводе должностного лица Федерального казначейства, уполномоченного рассматривать дела, а также в случае отвода специалиста, эксперта, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу по форме согласно приложению N 23 к настоящему Порядку;
- об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в случае необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы по форме согласно приложению N 24 к настоящему Порядку;
- о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу (его законного представителя) в связи с его неявкой без уважительной причины и в случае, если его отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом по форме согласно приложению N 22 к настоящему Порядку.
4.3.8. По результатам рассмотрения дела могут быть вынесены определения:
- о передаче дела судье, в контрольный орган в сфере закупок, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации по форме согласно приложению N 25 к настоящему Порядку;
- о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его должностного лица Федерального казначейства, уполномоченного рассматривать дела по форме согласно приложению N 26 к настоящему Порядку.
4.3.9. Определение по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, указанные в части 1 статьи 29.12 КоАП.
4.3.10. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление:
а) о назначении административного наказания (по формам согласно приложениям N 27, N 28 к настоящему Порядку);
б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (по формам согласно приложениям N 29, N 30 к настоящему Порядку).
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случаях, установленных частью 1.1 статьи 29.9 КоАП.
4.3.11. Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, указанные в части 1 статьи 29.10 КоАП.
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. - Приказ Казначейства России от 27.09.2018 N 280.
В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 статьи 29.10 КоАП сведений, должны быть указаны реквизиты, необходимые для уплаты административного штрафа. Информация, необходимая для уплаты административного штрафа, с указанием суммы наложенного административного штрафа и уникального идентификатора начислений, сформированного в модуле формирования начислений и квитирования оплат подсистемы управления доходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - МУН ГИИС "Электронный бюджет"), направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах посредством МУН ГИИС "Электронный бюджет" в день изготовления постановления о назначении административного наказания в полном объеме.
4.3.12. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, о чем делается запись в листе объявления постановления по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению N 31 к настоящему Порядку.
В исключительных случаях по решению должностного лица Федерального казначейства, рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства по делу, при этом резолютивная часть постановления оформляется по формам согласно приложениям N 43 и N 44 к Порядку и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения (часть 1 статьи 29.11 КоАП).
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу (его законному представителю), защитнику <7>, либо высылается в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
--------------------------------
<7> При наличии соответствующих полномочий у защитника.
4.3.13. Должностное лицо Федерального казначейства, вынесшее постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1, 25.3 - 25.5.1, 25.11 КоАП, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения по форме согласно приложению N 32 к настоящему Порядку в порядке, установленном статьей 29.12.1 КоАП.
4.3.14. Должностное лицо Федерального казначейства, уполномоченное рассматривать дела, в соответствии со статьей 29.13 КоАП при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий по форме согласно приложению N 42 к настоящему Порядку.
Контроль за исполнением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, возлагается на должностное лицо Федерального казначейства, вынесшего представление.
4.3.15. Начальник Управления обеспечивает направление копии постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного по результатам рассмотрения дела, служебной запиской в структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства, должностное лицо которого составило протокол, или сопроводительным письмом в Межрегиональное контрольно-ревизионное УФК, если протокол был составлен должностным лицом Межрегионального контрольно-ревизионного УФК.
В случае перенаправления протокола об административном правонарушении по подведомственности или для назначения административного наказания иного вида или размера начальник Управления уведомляет об этом структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства или Межрегиональное контрольно-ревизионное УФК, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, а также обеспечивает направление указанному лицу полученной копии постановления по делу об административном правонарушении.
4.3.16. Материалы завершенных дел, рассмотренных Управлением, хранятся в порядке, установленном разделом II настоящего Порядка.