Претензия интернет-магазину – это документ, который заказчик товара по сети сможет предъявить администрации магазина при обнаружении дефектов, возникновении желания оформить возврат. Сегодня мы рассмотрим особенности интернет-торговли, расскажем о юридическом значении претензии, приведём инструкцию по его составлению.

Покупки через интернет

Интернет-шоппинг в наше время стал обыденностью. Если раньше по сети заказывали различную технику и одежду, то сейчас с доставкой можно приобрести даже продукты питания и прочие потребительские товары. Законодательство постоянно адаптируется, подстраивается под современные реалии.

Правоотношения формата «продавец-покупатель» регулируются нормами Закона «О защите прав потребителей». Предполагается, что конечный потребитель должен получать товары исключительно надлежащего качества либо быть проинформирован о наличии у товара дефектов. Любое отклонение от этих правил может повлечь за собой ряд проверок от Роспотребнадзора, судебное разбирательство, привлечение к юридической ответственности.

Потребительские права

Потребительский закон наделяет граждан рядом дополнительных гарантий и возможностей. Так, если был приобретён товар ненадлежащего качества, его можно возвратить в течение всего гарантийного срока или срока годности. На ряд предметов срок гарантии не предусмотрен в принципе, в таком случае применяется категория разумности.

Возвратить можно и вполне себе качественный товар, если он не подошел покупателю по цвету, фасону, размеру или попросту не понравился, однако здесь есть свои ограничения. Постановление Правительства утверждает перечень предметов, возвратить которые не представится возможным. Сюда относят различные товары индивидуального пользования, технически сложные объекты и многое другое. Тем не менее здесь есть одно важное исключение.

Статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей» введена в нормативный акт как раз для регулирования деятельности интернет-магазинов. Так, если товар был приобретён с доставкой, возвратить его можно вне зависимости от его качества или отнесения к какой-либо категории продукции. Предполагается, что потребитель перед покупкой не имел возможности самолично посмотреть на приобретаемый им предмет, подержать его в руках, вследствие чего мог допустить ошибку при выборе.

Оформить возврат можно в течение всего срока доставки, а также в течение семи дней после получения. Магазин не будет иметь законной возможности отказать, обязан удовлетворить законные требования.

Роль претензии

Потребительский закон довольно подробно устанавливает правила подачи и рассмотрения претензии, однако не называет этот этап обязательным, если гражданин имеет желание перевести спор в судебную плоскость. Для отдельных категорий дел соблюдение досудебного порядка является обязательным условием, но потребительские споры сюда не относятся.

Отправляя претензию в интернет-магазин, покупатель прежде всего отстаивает свои гражданские права, пытается реализовать предусмотренные потребительским законом возможности (возврат, уменьшение стоимости товара, гарантийный ремонт). Как правило, магазины не заинтересованы в громких конфликтах с привлечением госорганов и суда, в результате чего стараются решать такие вопросы мирным путём. Зачастую потребителям в знак извинения предоставляют скидку на следующую покупку.

Также отметим, что за отказ от удовлетворения требований отправителя претензии предусмотрен штраф и неустойка. Если дело попадёт в суд, недобросовестный продавец будет обязан выплатить покупателю гораздо большую сумму, чем мог бы выплатить изначально.

Инструкция по составлению претензии

Претензия представляет собой разновидность заявительной бумаги, предполагающую обращение от одного лица другому. К ней предъявляются общие требования делового документооборота. В шапке документа мы пропишем полное наименование организации, которой принадлежит интернет-магазин, ФИО её руководителя, а также юридический адрес офиса. Узнать всю информацию о компании можно через сайт налоговой службы. ИФНС ведёт реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулярно обновляя сведения о субъектах рынка. Здесь же нам потребуется обозначить ФИО покупателя, серию и номер его паспорта, номер сотового телефона для поддержания связи.

Следующим шагом приступаем к оформлению основного блока, в котором сошлёмся на оформление заказа в «интернет-магазине». Здесь мы указываем, какой именно товар был приобретён, когда, сроки его доставки и дату получения на руки. Крайне важно чтобы с момента получения не прошло семь календарных дней, ведь в противном случае претензия может лишиться любых законных оснований.

Затем обозначаем суть проблемы:

  • пришел не тот товар, который был заказан;
  • пришел товар с дефектами;
  • товар сломался в течение гарантийного срока;
  • проблем с товаром нет, однако потребитель желает его возвратить и получить назад денежные средства.

В завершение документа обращаемся к руководству интернет-магазина, требуем удовлетворить ваш запрос. В качестве требований мы можем попросить вернуть деньги, отремонтировать предмет или соразмерно снизить его стоимость, соглашаясь на приобретение с недостатками. Подписываем официальную бумагу, отправляем по почте на юридический адрес организации. Десятидневный срок обработки начнёт отсчитываться с момента получения претензии магазином, а не с даты её составления.

Примерный образец