Претензия застройщику на устранение недостатков – это документ, с которым вправе выступить любой собственник объекта долевого строительства, обнаруживший недостатки в принятом им жилом помещении. Сегодня мы разберём процедуру приёмки объекта долевого строительства, узнаем поподробнее о предоставляемых застройщиком гарантийных сроках, расскажем, как правильно составить претензию и передать её на рассмотрение.

Приёмка квартиры

Первым делом следует отметить, что правовая основа правоотношений застройщик-покупатель приводится в положениях следующих нормативных правовых актов:

Сегодня нас по большей части будет интересовать именно второй закон, ведь он в данном случае выступает специальным по отношении к ГК, профильным по данной теме. Итак, объект долевого строительства должен передаваться собственнику по факту завершения работ на нём. Жилом дом может сдаваться в эксплуатацию постепенно, подъезд за подъездом, этаж за этажом. При приёмке собственник должен осмотреть помещение и оценить работу застройщика. Здесь всё будет во многом зависеть от условий договора. Например, если по соглашению сторон в помещении должна быть «черновая отделка», то рассчитывать на установку сантехники, монтаж водопроводных коммуникаций не следует.

Как бы то ни было, если при приёмке были обнаружены недостатки, не препятствующие запуску в эксплуатацию, человек в любом случае может принять помещение, перечислив все выявленные им дефекты в акте. Более того, застройщик в соответствии с нормами действующего законодательства предоставляет гарантию на свою работу. Так, для инженерных и сантехнических коммуникаций предусмотрен срок не менее чем три года, а для крыши, стен и фасада – не менее пяти лет.

Претензия

Претензия в большинстве случаев является факультативной бумагой, то есть в теории можно обойтись и без её составления. Ситуация с браком от застройщика также попадает в эту категорию правоотношений. Ни один нормативный правовой акт не запрещает долевому собственнику сразу же обратиться в суд с исковым заявлением.

Несмотря на вышесказанное, мы бы не рекомендовали пропускать этап досудебного урегулирования спора. Судебные тяжбы могут длиться долгие месяцы или даже годы, для принятия решения суду потребуется проведение экспертиз, а это всё дополнительные денежные затраты. Если подать жалобу непосредственно в адрес организации-застройщика, решить спор получится куда быстрее и проще. Так, исполнитель в течение сорока пяти дней обязан исправить все выявленные заказчиком недостатки, а в противном случае начнёт начисляться неустойка. Чем дольше застройщик будет медлить, тем большую денежную сумму с него можно будет взыскать в судебном порядке.

Форма документа

Форма претензии, пусть даже и досудебной, не утверждается нормами действующего законодательства. Предполагается, что документ должен быть оформлен по примерно той же формуле, что и исковое заявление. Таким образом дольщику потребуется в шапке обозначить действующих лиц, в основном блоке – суть проблемы, а в просительной части потребовать устранить выявленные после приёмки недостатки. Конкретные моменты исполнения отдаются, по большей части, на откуп составителю.

Написать текст претензии можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Подобного рода документы принято оформлять на чистых листах бумаги формата А4.

Инструкция по составлению претензии

Первым делом автору претензии потребуется обозначить, кому и от кого она подаётся. Выступить с претензией по качеству сданного объекта долевого строительства может только сам дольщик, то есть собственник жилого помещения. В шапке мы пропишем полное наименование компании-застройщика, её организационно-правовую форму, ФИО и должность руководителя, юридический адрес. Весь этот набор информации можно обнаружить в выписке из ЕГРЮЛ, которая готовится считанные секунды в формате «онлайн». Здесь же оставим ФИО дольщика, серию и номер его паспорта, номер сотового телефона для поддержания обратной связи.

Ниже по документу начинаем формировать основной структурный блок. Отмечаем, что между вами и застройщиком был заключён договор на участие в долевом строительстве, помещения принято у контрагента, о чём составлен соответствующий приёмопередаточный акт. Далее нелишним будет напомнить противоположной стороне, что согласно условиям договора и нормам действующего законодательства она несёт ответственность за качество выполненной ей работы.

Следующим шагом ссылаемся на обнаруженные вами недостатки, предоставляя их полный перечень, описывая характер образования. Будет лучше, если к претензии вы сможете приложить фотографии дефектов. Таким образом застройщик сумеет быстрее понять, какие силы потребуется выделить на устранение недостатков.

Примерный образец

Подписываем документ, передаём застройщику на рассмотрение. Обычно для этого используют услуги Почты России, отправляя заказное письмо с уведомлением о вручении. Часто может случиться так, что офис организации находится в другом населённом пункте, вследствие чего отсутствует возможность передать документацию нарочным способом.

Теперь дольщику придётся ждать получения ответа. По общему правилу такой срок составляет тридцать календарных дней. Если в течение месяца обратной реакции так и не последовало, переходим к формированию искового заявления. К нему нелишним будет приложить копию уведомления о вручении, подтверждающую, что застройщик знаком с сутью предъявляемых ему претензий.