Ответ – это разновидность официальных бумаг, являющаяся неотъемлемой частью делового документооборота. Так, многие документы по своей природе запрашивают ответную реакцию от второй стороны. К таковым относят запросы, деловые письма, претензии, исковые заявления и так далее.

Правовая регламентация

В большинстве случаев ответ на поступивший в адрес получателя документ является факультативным, необязательным. Однако имеются и исключения. В частности, речь идёт об органах государственной власти, ведомствах. № 59-ФЗ «Об обращениях граждан» напрямую обязывает государственные структуры реагировать на поступающие в их адрес обращения в течение 30 календарных дней. Если ответа не последовало, автор письма сможет обратиться в суд.

Если речь идёт о гражданско-правовом поле, предпринимательской деятельности, то здесь ответ во всех случаях является добровольным. Даже на претензию можно не отвечать.

Ответ потребителю

Сфера защиты прав потребителей, регулируемая Законом «О защите прав потребителей», обязывает производителя и продавца удовлетворить требования покупателя, если его права были нарушены. Многие граждане неверно толкуют данную норму, предполагая, что организации обязаны отвечать на абсолютно все поступающие в их адрес бумаги. На самом деле закон обязывает отвечать лишь на те требования, которые имеют под собой правовую основу. Например, гражданин приобрел некачественный товар и желает его возвратить в течение срока гарантии. Такой запрос проигнорировать нельзя.

Ответ в сфере судопроизводства

Гражданский процессуальный кодекс не обязывает стороны процесса реагировать на ходатайства и заявления, выдвигаемые друг другом. Единственное исключение – ответ на запрос суда.

Совершенно обратная ситуация складывается в арбитражном процессе. Законодатель возлагает на ответчика обязанность по составлению и направлению в суд возражения на поступившее в его адрес исковое заявление.

Как отправить адресату

Сложившаяся к настоящему моменту времени практика выработала железное правило: «ответ направляется тем же способом, каким и был направлен изначальный документ (запрос, требование и так далее), если в тексте прямо не указано иное». Это означает, что ответ на полученную по почте официальную бумагу должен быть выслан также по почте. Конечно, такой нормы нет ни в одном действующем нормативном правовом акте, однако правила делового документооборота находятся вне законодательства.

Почта России – это самый популярный способ обмена документацией, существующий на сегодняшний день. Ответ может быть доставлен в любую точку страны за небольшую плату. Более того, у отправителя на руках останется подтверждение самого факта отправления в виде квитанции и почтового реестра. При необходимости эти бумаги могут быть предоставлены в качестве доказательств в суд.