Акт оценки по договору страхования имущества – это официальная бумага, отражающая текущую рыночную стоимость страхуемого объекта. Процедура всегда сопровождается составлением соответствующих документов.

Договор страхования имущества

Действующая редакция Гражданского кодекса выделяет договор страхования имущества в качестве отдельного вида сделки, для которой предусмотрены свои конкретные правила и условия заключения. Одна сторона, именуемая «страховщик» обязуется в случае наступления определённых условий выплатить другой, именуемой «страхователь», соответствующую денежную сумму. В качестве страхователя может выступить как юридическое, так и физическое лицо, в том числе не занимающееся предпринимательской деятельностью.

Оценка

Статья 945 ГК РФ оставляет за страховщиком право осуществить осмотр страхуемого имущества, а также провести его оценку. Под оценкой понимается определение текущей рыночной стоимости объекта. Экспертизу может осуществить штатный сотрудник страховой компании или представитель третьей стороны, действуя в рамках договора оказания услуг. На основании результатов оценки изменяется цена договора, размер страховой премии и другие условия соглашения между контрагентами.

Роль акта

Сам по себе акт оценки не имеет юридической силы, практического значения. Он является приложением к заключённому между сторонами договору страхования имущества, выступает составной частью общего пакета документов, сопровождающих сделку. Официальная бумага должна храниться вместе с договором на протяжении всего срока действия, после чего может быть уничтожена за ненадобностью.

Распространение

На практике далеко не всё имущество подвергается оценке перед заключением договора страхования. Экспертизу проводят в отношении любых объектов недвижимости: земельные участки, загородные дома, квартиры. Также процедура страхования и оценки является необходимым элементом оформления ипотечного займа у кредитной организации. Так банк защищает себя от непредвиденной гибели объекта и сопутствующих убытков.

Кто составляет официальную бумагу

Бремя по составлению акта всегда ложится на оценщика, будь то сотрудник страховой компании или независимый эксперт. Работник должен иметь определённые навыки работы с официальными бумагами, разбираться в действующем законодательстве, уметь определять рыночную стоимость объекта.

Необходимо учесть, что для заверения акта автографом лицо должно обладать правом подписи. Полномочия подтверждаются соответствующим документом. Для представителя юридического лица такой бумагой выступает устав общества или оформленная от имени руководителя компании доверенность, а для физического – паспорт гражданина. В противном случае акт не будет иметь юридической силы и будет признан ничтожным.

Форма документа

В настоящий момент любая официальная бумага, регулирующая правоотношения между контрагентами в рамках сделки, может быть написана без использования общеобязательных унифицированных бланков в свободной форме. Акт оценки по договору страхования имущества относится именно к этой группе документов и не является исключением из общего правила. Страховые компании вправе самостоятельно разработать форму и использовать её на постоянной основе.

Отметим, что свободная форма акта в свою очередь также предъявляет определённые требования относительно его содержания, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • подписи представителей сторон должны быть расшифрованы;
  • соблюдение чёткой структуры (шапка, предмет, подписи).

Написать акт рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или на фирменном бланке организации-страхователя. Исполнить текст можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Этот выбор должен совершить составитель с учётом особенностей документооборота компании. По общему правилу вариант написания текста не может отразиться на юридической силе официальной бумаги.

Объясняем, как правильно составить акт

По своей структуре акт оценки по договору страхования имущества условно делится на четыре составных элемента: реквизиты, сведения о сторонах и их представителях, данные по оценке и подписи ответственных лиц. Для получения желаемого результата следует уделить должное внимание каждому из них.

Первым делом разберёмся с реквизитами. В шапке документа отмечаем, что он является приложением к заключённому между контрагентами договору страхования имущества, оставляя на него ссылку (дата, номер). Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Ниже по документу обозначаем сведения о контрагентах и лицах, их представляющих. Если речь идёт о юридических лицах, достаточно будет прописать их полные наименования с указанием организационно-правовой формы. Для физического лица оставляем его ФИО, серию и номер паспорта. Этих данных будет достаточно, так как более подробная информация уже прописана в договоре. Для представителей прописываем их ФИО, должность согласно штатному расписанию, оставляем ссылку на официальную бумагу, наделяющую их полномочиями.

Следующим шагом оценщик представляет результат своей работы. Этот блок обычно выполняется в виде таблицы, в которую заносят подробные сведения о страхуемом объекте (адрес, кадастровый номер, площадь, назначение) и его рыночную стоимость, утверждённую экспертизой. Далее указываем количество составленных экземпляров. Всего их должно быть два, по одному для каждой из сторон.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Своими автографами (с расшифровкой) его должны заверить представители сторон, придавая там самым официальной бумаге должную юридическую силу.