ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2007 г. N ГКПИ07-1019
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.Т., Ч.И. о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2007 г. N ГКПИ07-1019
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.Т., Ч.И. о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2007 г. N ГКПИ07-1019
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.Т., Ч.И. о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2007 г. N ГКПИ07-1019
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.Т., Ч.И. о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту - Правила). Постановление официально опубликовано в Собрании законодательства РФ, 29.05.2006, N 22, ст. 2338.
Абзацем 2 пункта 25 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования многоквартирного дома, являющегося общей собственностью, в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь определяется исходя из 7 кВт.ч в месяц на одного человека.
Ч.Т. и Ч.И. обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, ссылаясь на то, что установление данного норматива в кВт.ч на человека противоречит статье 249 Гражданского кодекса РФ и части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В связи со вступлением в действие оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 норматив расхода электрической энергии электрооборудованием, являющимся общим имуществом в многоквартирном доме, для их семьи, состоящей из 3-х человек, увеличился с 5 кВт.ч (из расчета с квартиры в месяц) до 21 кВт.ч (из расчета 7 кВт.ч с человека в месяц), переплата составила за 8 месяцев 183 рубля.
В судебном заседании представитель заявителей Дудкин С.А. уточнил заявленные требования, просил признать недействующим абзац 2 пункта 25 Приложения к Правилам.
Представители Правительства РФ Екимова Н.А., Гордеев Д.П. возражали против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемый заявителями нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит действующему гражданскому и жилищному законодательству РФ и охраняемых законом прав заявителей не нарушает.
Выслушав объяснения представителя заявителей, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Суд считает необоснованным утверждение заявителей о том, что оспариваемый нормативный акт устанавливает расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу частей 2 и 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оспариваемые заявителями Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приняты Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу ч. 2, 3 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 и регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
Таким образом, несостоятельными являются доводы заявителей о противоречии оспариваемой нормы статье 249 Гражданского кодекса РФ и части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные нормы федерального закона не регулируют вопросы оплаты коммунальных услуг.
В соответствии с оспариваемыми Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4).
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п. 30).
Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п. 14).
В соответствии с пунктами 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).
Как пояснили представители заинтересованных лиц в судебном заседании, 7 кВт.ч - это расчетная величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены Приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 N 283. Данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, т.к. используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.
Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт не устанавливает нормативы, а регламентирует порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
В связи с чем необоснованными суд считает ссылки заявителей на то, что приведенный в п. 25 норматив установлен без учета степени благоустройства многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в указанной заявителями части требованиям ГК РФ и ЖК РФ не противоречит, каких-либо правовых оснований для признания его незаконным в этой части не имеется.
Оспариваемое положение прав заявителей не нарушает, поскольку единое регулирование вопросов оплаты электроэнергии в жилых помещениях, не имеющих приборов учета на всей территории РФ, соответствует принципу равенства обязанностей граждан в жилищной сфере и принципам разумности и справедливости, установленным ст. 6 ГК РФ, а именно разумности и справедливости.
И, кроме того, в случае несогласия заявителей с установленными нормативами решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ч.Т., Ч.И. о признании недействующим абзаца 2 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА