ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. N АКПИ15-506

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" о признании частично недействующим пункта 2 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. N АКПИ15-506

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" о признании частично недействующим пункта 2 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. N АКПИ15-506

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" о признании частично недействующим пункта 2 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. N АКПИ15-506

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" о признании частично недействующим пункта 2 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645 утвержден Типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее - Типовой договор).

Пунктом 2 Типового договора предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства до границы земельного участка заявителя, а в случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома - до границы инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в данном многоквартирном доме, осуществляет следующие мероприятия: (указывается перечень фактически осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к сетям централизованной системы холодного водоснабжения); проверка выполнения заказчиком технических условий в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим договором; работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования объекта в точке подключения в порядке и сроки, которые предусмотрены данным договором.

Нормативный правовой акт опубликован 12 августа 2013 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 32, ст. 4307.

Общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Типового договора в части слов "а в случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома - до границы инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в данном многоквартирном доме", ссылаясь на его несоответствие требованиям частей 3 и 13 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". По мнению заявителя, в оспариваемой части названная норма нарушает его права, так как возлагает дополнительные обязанности по строительству сетей водоснабжения не только до границы соответствующего земельного участка, но и от границы участка до многоквартирного дома, что увеличивает расходы на строительство сетей, не включенных в инвестиционную программу.

В судебном заседании представитель ООО "Томскводоканал", извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, участия не принимал.

Представители заинтересованного лица - Правительства Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации К. и В. возражали против удовлетворения заявления, пояснив, что оспариваемое предписание нормативного правового акта соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица К. и В., проверив пункт 2 Типового договора на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).

Утверждение типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона N 416-ФЗ).

Определяя общие правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, Федеральный закон N 416-ФЗ предусматривает, что точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя (часть 13 статьи 18).

Согласно части 5 статьи 1 названного федерального закона к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения этого федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что сети водоснабжения, расположенные за внешней границей стены многоквартирного дома, не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Договор водоснабжения является публичным договором (часть 3 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Реализуя установленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии с названными нормами федеральных законов в пункте 2 Типового договора утвердило правило, согласно которому фактически осуществляемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятия (в том числе технические) по подключению (технологическому присоединению) многоквартирного дома к сетям централизованной системы холодного водоснабжения должны осуществляться до границы инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в данном многоквартирном доме.

Таким образом, доводы заявителя о противоречии оспариваемого предписания требованиям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Кроме того, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, позиция заявителя полностью исключает возможность определения точки подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома к сетям централизованной системы холодного водоснабжения.

Подлежат отклонению и доводы заявителя о нарушении его прав со ссылкой на то, что пункт 2 Типового договора возлагает дополнительные обязанности по строительству сетей водоснабжения не только до границы соответствующего земельного участка, но и от границы участка до многоквартирного дома, что увеличивает расходы организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Частью 13 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ закреплено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения подлежит регулированию, одним из методов расчета тарифов в сфере водоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат), порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 31, пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.

Следовательно, увеличение расстояния до точки подключения (технологического присоединения) учитывается соответствующим образом в размере платы за подключение (технологическое присоединение).

Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку оспариваемое нормативное предписание действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает, заявление ООО "Томскводоканал" не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" о признании частично недействующим пункта 2 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО