ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2019 г. N АПЛ18-619
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Ксенофонтовой Н.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации конно-спортивных тотализаторов и Союза "Первая саморегулируемая организация букмекеров" о признании частично недействующими пунктов 2 и 4 указания Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов"
по апелляционной жалобе Ассоциации конно-спортивных тотализаторов и Союза "Первая саморегулируемая организация букмекеров" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., представителей административных истцов З., О., Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Центрального банка Российской Федерации А., С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
указанием Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2014 г. N 32079, и опубликованным 21 мая 2014 г. в издании "Вестник Банка России" N 45, установлены правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Указания индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.
В силу пункта 4 Указания наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
Ассоциация конно-спортивных тотализаторов и Союз "Первая саморегулируемая организация букмекеров" (далее также - Организации) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных выше норм в той мере, в какой они не допускают организаторам азартных игр в тотализаторе и в букмекерских конторах производить выплату выигрыша из поступивших в кассу денежных средств от других участников азартных игр. В обоснование заявленного требования Организации указали, что содержащееся в оспоренных положениях предписание организатору азартных игр в тотализаторе производить выплату выигрышей участникам азартных игр исключительно за счет денежных средств, поступивших в кассу с банковского счета организатора, противоречит Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 244-ФЗ), в частности его пункту 15 статьи 4, который, раскрывая понятие "тотализатор", определяет, что выплата выигрышей участникам азартных игр осуществляется организатором за счет денежных средств, принятых от участников в виде ставок, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения. Административные истцы усматривают нарушение своих прав на осуществление предпринимательской деятельности в том, что реализация оспоренных предписаний на практике затрудняет выплату выигрыша участнику азартных игр в установленный срок; на основании ряда постановлений мировых судей юридические лица - члены Организаций были привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с несоблюдением правил пункта 4 Указания.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Организациям отказано.
Не согласившись с решением суда, административные истцы в апелляционной жалобе просят его отменить, полагают выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела, а решение суда основанным на неправильном толковании норм Федерального закона N 244-ФЗ, который в формулировке пункта 15 статьи 4 фактически установил, что выплата выигрышей участникам азартных игр осуществляется организатором из имеющихся наличных средств в кассе сразу же после завершения события, на которое была принята ставка, а на его банковский счет инкассируется прибыль, полученная от организации азартных игр. Из апелляционной жалобы также следует, что установленная Указанием в оспоренной части обязанность организаторов вносить полученные от участников азартных игр денежные средства на свой банковский счет носит избыточный характер, не соответствует целям регулирования, создает для организаторов азартных игр дополнительные финансовые риски при исполнении ими своих обязательств перед игроками; оспоренное правовое регулирование привело к формированию судебной практики повышенной ответственности организаторов азартных игр за нарушения норм Указания.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее также - Федеральный закон N 86-ФЗ) статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу положений пунктов 2, 4 и 13 статьи 4 приведенного выше закона к функциям Банка России относятся организация наличного денежного обращения, установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации, определение порядка расчетов с юридическими и физическими лицами.
По вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц в форме указаний, положений и инструкций, которые вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров Банка России. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (статья 7 Федерального закона N 86-ФЗ).
Банк России устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности (статья 82.3 поименованного закона).
Учитывая изложенное выше, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации к форме издания, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу; реализуя предоставленные полномочия, Банк России установил правила осуществления наличных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (участниками наличных расчетов), а также между участниками наличных расчетов и физическими лицами.
Пунктом 4 Указания предусмотрена возможность осуществлять наличные расчеты между участниками наличных расчетов и физическими лицами по деятельности по организации и проведению азартных игр за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
Пунктом 2 Указания определен перечень целей, на которые участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги без зачисления на свои банковские счета. В данный перечень выплата выигрышей участникам азартных игр не включена. Вместе с тем указанное ограничение не запрещает выплачивать выигрыш участнику азартных игр из кассы наличными деньгами при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 4 Указания.
Таким образом, из буквального толкования оспариваемых норм не следует запрета на выплату выигрышей участникам азартных игр из кассы наличными деньгами, как ошибочно полагают административные истцы.
Установленное Банком России в пределах своей компетенции регулирование правил осуществления наличных расчетов в оспоренной части не содержит положений, которые противоречили бы нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения и имеющим большую юридическую силу.
Доводы Организаций, изложенные ими в апелляционной жалобе о том, что формулировки понятий, приведенных в статье 4 Федерального закона N 244-ФЗ, позволяют сделать вывод, что выплата выигрыша организатором азартных игр должна осуществляться исключительно из наличных денежных средств, переданных в кассу тотализатора другими участниками азартных игр, и которые ранее не зачислялись на банковский счет, несостоятельны, носят предположительный характер и не соответствуют действительному содержанию приведенной выше статьи федерального закона. Эти доводы судом первой инстанции проверялись, своего подтверждения не нашли, получили надлежащую оценку в обжалуемом решении.
Статья 4 Федерального закона N 244-ФЗ раскрывает основные понятия, используемые в данном законе.
Пункт 15 приведенной правовой нормы определяет понятие "тотализатор" как игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр, а также выплату выигрышей за счет суммы ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения. Пункт 4 этой же нормы закона устанавливает, что "выигрыш" - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе пункт 15 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ не устанавливает порядок расчетов с участниками азартных игр, не конкретизирует механизм осуществления наличных расчетов, а определяет, что источником формирования выигрыша в тотализаторе являются денежные средства, поступившие от участников азартных игр в качестве ставок.
Особенности выплаты выигрыша установлены пунктом 4 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющим лишь обязанность организатора игр выплатить лицам, которые в соответствии с условиями проведения тотализатора или иных игр признаются выигравшими, выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.
Порядок совершения операций с денежными средствами организатором азартных игр при организации и проведении азартных игр в игорном заведении определяют Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441.
Пункт 5 приведенных правил предусматривает, что выдача выигрыша в виде денежных средств производится в кассе игорного заведения в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения. При этом согласно пункту 3 этих же правил организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить, в частности, порядок ведения кассовых операций, определенный Банком России.
Оспоренные положения Указания, предусматривающие возможность осуществлять наличные расчеты между участниками наличных расчетов и физическими лицами по деятельности по организации и проведению азартных игр за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета, какому-либо нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Ссылки административных истцов на несоответствие оспоренных положений действующему правовому регулированию выплат выигрышей физическим лицам - участникам азартных игр, от которых приняты интерактивные ставки, судом также проверялись и правомерно признаны несостоятельными, поскольку отношения, связанные с выплатой выигрышей физическим лицам - участникам азартных игр, от которых приняты интерактивные ставки, в настоящее время регулируются положениями статьи 14.2 (части 6, 7) Федерального закона N 244-ФЗ. Согласно этим нормам закона денежные средства, в том числе электронные денежные средства, принятые центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов и переведенные организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников азартных игр, должны зачисляться на банковский счет организатора азартных игр соответствующего вида, открытый в центре учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, учредителем (участником) которого является саморегулируемая организация организаторов азартных игр соответствующего вида, членом которой является такой организатор азартных игр, и учитываться на этом банковском счете (часть 6 статьи 14.2). Выплата выигрышей физическим лицам - участникам азартных игр, от которых приняты интерактивные ставки, осуществляется организатором азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе только с банковского счета организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, открытого в центре учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, путем зачисления денежных средств на их банковские счета, открытые в центре учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов (в случае осуществления функций центра учета переводов интерактивных ставок банком), либо путем увеличения остатков электронных денежных средств физических лиц - участников азартных игр (в случае осуществления функций центра учета переводов интерактивных ставок небанковской кредитной организацией) (часть 7 статьи 14.2).
Каких-либо предписаний, противоречащих приведенным выше положениям Федерального закона оспоренные правовые нормы не содержат.
Утверждение Организаций о необходимости изменения правового регулирования рассматриваемых правоотношений с учетом специфики деятельности организатора азартных игр фактически сводится к решению вопроса о внесении в Указания соответствующих дополнений и изменений в предлагаемой административными истцами редакции, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, а также иных судов.
Не могут служить поводом к отмене судебного решения доводы апелляционной жалобы об отсутствии у организаторов азартных игр достаточных финансовых гарантий для исполнения своих обязательств перед игроками, а также о риске утраты денежных средств, поскольку согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспоренное правовое регулирование привело к формированию судебной практики повышенной ответственности организаторов азартных игр за нарушения норм Указания, по существу, сводятся к несогласию с конкретными постановлениями мировых судей по делам об административном правонарушении и не свидетельствуют о незаконности обжалованного решения суда, которым в порядке абстрактного нормоконтроля проверялось соответствие оспоренных нормативных правовых предписаний нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, само по себе Указание в оспариваемой части не регулирует вопросы привлечения к административной ответственности, в том числе основания и порядок применения тех или иных мер, установленных законом.
Указания в апелляционной жалобе на необоснованность обжалованного решения суда ошибочны, поскольку при рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Принятое решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ассоциации конно-спортивных тотализаторов и Союза "Первая саморегулируемая организация букмекеров" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Н.А.КСЕНОФОНТОВА