7. Особенности работы с обращениями. Организация личного приема
7.1. Особенности работы с обращениями.
7.1.1. Организация работы с обращениями осуществляется в соответствии с разделом 3 Инструкции с учетом особенностей, указанных в данном разделе.
7.1.2. Письменные обращения (далее - обращения), поступившие в ЦИК России, регистрируются в отделе прохождения документов и ведения архива с использованием ПИ ДЕЛО отдельно от других видов документов не позднее трех дней с момента поступления.
Обращения, касающиеся нарушений избирательных прав граждан в период подготовки и проведения выборов и референдумов, регистрируются в день поступления в ЦИК России или на следующий рабочий день.
Не является обращением текст, не имеющий смысла (бессодержательный) либо направляемый для ознакомления, либо содержащий поздравление, соболезнование или оценку деятельности и не соответствующий требованиям, предъявляемым федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" к запросам информации.
7.1.3. При вскрытии конвертов проверяется наличие всех вложений. Конверт обязательно сохраняется.
Обращения, содержащие в адресной части пометку "Лично", рассматриваются в общем порядке в соответствии с Инструкцией.
При регистрации повторных обращений им присваивается очередной регистрационный номер, в РК делается отметка "Повторно" и прикладываются регистрационные карточки по первичным обращениям, подобранные с использованием ПИ ДЕЛО.
Если обращение поступило от коллектива заявителей, то при регистрации в РК ставится отметка "Коллективное".
7.1.4. Регистрационный штамп, состоящий из порядкового номера обращения и даты регистрации, ставится, как правило, на первом листе обращения на свободном от текста месте.
7.1.5. Обращения после регистрации документа на бумажном носителе сканируются в отделе прохождения документов и ведения архива, а затем к РК присоединяется электронный образ документа и приложения к нему в формате .pdf.
После регистрации обращения докладываются в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением ЦИК России.
7.1.6. После доклада обращения с указаниями по исполнению документа Председателя ЦИК России, заместителя Председателя ЦИК России или секретаря ЦИК России возвращаются в отдел прохождения документов и ведения архива для внесения указаний по исполнению документов в РК.
Гражданские служащие, ответственные за ведение делопроизводства в управлениях Аппарата ЦИК России, гражданские служащие, работающие в приемных заместителя Председателя ЦИК России, секретаря ЦИК России, членов ЦИК России, Руководителя Аппарата ЦИК России, заместителей Руководителя Аппарата ЦИК России, работники, ответственные за ведение делопроизводства в ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, получают обращения в отделе прохождения документов и ведения архива под подпись в распечатанной РК.
Обращения и указания по исполнению документов по указанию секретаря ЦИК России могут направляться членам ЦИК России, в управления Аппарата ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России в электронном виде средствами ПИ ДЕЛО без оформления копии на бумажном носителе.
Обращения, адресованные членам ЦИК России, регистрируются, докладываются и передаются в соответствии с порядком, установленным Инструкцией.
Обращения рассматриваются в соответствии с указаниями по исполнению документа Председателя ЦИК России, заместителя Председателя ЦИК России или секретаря ЦИК России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.1.7. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не относится к компетенции ЦИК России, докладывается секретарю ЦИК России и по его указанию по исполнению документа в течение семи календарных дней со дня регистрации направляется с сопроводительным письмом в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя о переадресации обращения. В сопроводительном письме оговаривается порядок направления ответа автору обращения, а при необходимости - и в ЦИК России.
В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или соответствующих должностных лиц, копии обращения в течение семи календарных дней со дня регистрации направляются в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.
7.1.8. Запрещается направлять обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, за исключением случаев, указанных в пункте 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
7.1.9. В случае если в соответствии с запретом, указанным в пункте 7.1.8 Инструкции, невозможно направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, обращение возвращается заявителю с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
7.1.10. Обращения рассматриваются в сроки, указанные в пунктах 13.5, 13.6 Инструкции.
В период подготовки и проведения выборов и референдумов сроки рассмотрения обращений устанавливаются в соответствии с законодательством о выборах и референдумах.
Если необходимо продлить срок рассмотрения обращения, исполнитель не позднее чем за один день до истечения срока подготовки ответа представляет на имя автора указания по исполнению документа докладную записку с объяснением, по какой причине невозможно дать ответ в установленный срок. Максимальное продление срока рассмотрения обращения не должно превышать установленных законом сроков рассмотрения обращения.
Заявителю направляется уведомление о продлении срока рассмотрения его обращения.
Обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.
В этом случае срок рассмотрения продлевается протокольно-контрольным отделом после представления ответственным за исполнение копии промежуточного ответа (в соответствии со сроком, указанным в промежуточном ответе).
7.1.11. В случае поступления в ЦИК России в установленном порядке запроса государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, представляются в течение 15 календарных дней.
7.1.12. Ответ на обращение, в котором не указаны фамилия заявителя, его почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ, не дается. Такое обращение списывается в дело по указанию секретаря ЦИК России. Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение по указанию руководства ЦИК России подлежит направлению в правоохранительные органы.
В период подготовки и проведения избирательных кампаний, кампаний референдума обращения, поступающие в ЦИК России, не имеющие обратного адреса и фамилии отправителя (анонимные), после их регистрации в отделе прохождения документов и ведения архива, подлежат докладу секретарю ЦИК России для их дальнейшего возможного рассмотрения.
В случаях, если текст письменного обращения не поддается прочтению либо не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение (если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).
Абзац исключен. - Постановление ЦИК России от 04.09.2019 N 225/1703-7.
7.1.13. Обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, остаются без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а заявителям сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
7.1.14. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи календарных дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
7.1.15. Если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно (два раза и более) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства, то обращение признается безосновательным и переписка с заявителем по данному вопросу прекращается, о чем ему направляется уведомление.
При этом по указанию исполнителя ответственным за ведение делопроизводства в РК обращения делается запись (отметка) о том, что переписка с указанным заявителем по данному вопросу считается завершенной.
Если от заявителя, с которым переписка была прекращена, поступает очередное обращение по тому же вопросу, то письменный ответ на него может не даваться, а само обращение направляется в дело.
7.1.16. Обращения, поступившие через Интернет-приемную ЦИК России на официальный сайт ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", регистрируются с использованием ПИ ДЕЛО и рассматриваются в установленном порядке. Ответы на такие обращения направляются в форме электронных документов, в том числе в форме электронных образов документов в формате .pdf по адресам электронной почты, указанным в обращении. Кроме того, ответ на поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которое затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требования части 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на официальном сайте ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ответственным за подготовку ответа на обращение по письменному указанию Председателя ЦИК России, заместителя Председателя ЦИК России и секретаря ЦИК России.
7.1.17. В случае поступления в ЦИК России письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
7.2. Организация личного приема.
7.2.1. Личный прием ведется Председателем ЦИК России, заместителем Председателя ЦИК России, секретарем ЦИК России и членами ЦИК России в порядке очередности согласно предварительной записи по графику, утверждаемому Председателем ЦИК России.
В случае если вопрос, содержащийся в обращении, касается организации и проведения выборов в конкретном субъекте Российской Федерации, прием по возможности осуществляется членом ЦИК России, ответственным за это направление деятельности.
По поручению Председателя ЦИК России, заместителя Председателя ЦИК России, секретаря ЦИК России либо члена ЦИК России к организации личного приема могут привлекаться гражданские служащие управлений Аппарата ЦИК России.
Запись на прием осуществляется по телефону Горячей линии ЦИК России либо по письменному заявлению, поданному в установленном порядке.
По наиболее сложным вопросам, подлежащим рассмотрению в ходе личного приема, могут предварительно приниматься пояснения как в письменном, так и в электронном виде.
При личном приеме заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Ведение личного приема может сопровождаться аудио- и видеозаписью, о чем заявитель уведомляется до начала приема.
Расшифровка и хранение аудио- и видеозаписи осуществляется в соответствии с разделом 16 Инструкции.
В ходе приема оформляется карточка личного приема заявителей (приложение N 10), которая подлежит регистрации в порядке, установленном пунктами 7.1.2 и 7.1.3 Инструкции, и ведется журнал учета личного приема, в который вносятся дата приема, номер карточки личного учета, данные о заявителе, краткое содержание обращения, результаты рассмотрения, а также должность и фамилия лица, ведущего прием.
Если изложенные в устном обращении факты не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема (журнале учета).
По просьбе заявителя, изложенной в ходе приема, данный ему ответ может быть направлен заявителю в письменной форме по указанному им адресу с соблюдением сроков, установленных Инструкцией. Если изложенные в устном обращении факты требуют дополнительной проверки, заявитель в ходе приема информируется о том, что письменный ответ на обращение будет ему направлен в установленном порядке.
По просьбе заявителя, пришедшего на личный прием, ему выдается копия карточки личного приема.
В ходе личного приема заявителю может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае грубого, агрессивного поведения заявителя прием может быть прекращен. При необходимости может быть вызван сотрудник охраны. Информация о поведении заявителя отражается в журнале учета.
7.2.2. Переданные на приеме письменные обращения регистрируются с использованием ПИ ДЕЛО и рассматриваются в установленном порядке.