4. Порядок проверки подписных листов
4.1. Процедура проверки подписных листов.
4.1.1. Проверка подписных листов осуществляется в течение восьми календарных дней (включая дополнительную проверку) со дня, в который кандидату выдан документ, подтверждающий прием представленных для регистрации кандидата документов, в том числе подписных листов.
4.1.2. При проверке подписных листов члены Рабочей группы (проверяющие) проверяют соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, и кандидата.
4.1.3. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении N 7 к настоящему Порядку).
4.1.4. Подпись признается недействительной при обнаружении нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5, 7 - 10, 12 - 14 части 15 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ.
4.1.5. Подпись признается экспертом, привлеченным к проверке в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ, недостоверной (недействительной) при установлении нарушений, указанных в части 14, пунктах 6 и 11 части 15 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ, на основании письменного заключения, которое излагается в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе. При этом любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
4.1.6. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений окружная избирательная комиссия вправе использовать региональный (территориальный) фрагмент подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" (далее - Регистр).
Читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей кандидата, его уполномоченного представителя, доверенного лица либо иного лица, направленного кандидатом.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине в территориальный орган, осуществляющий регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), направляется запрос, подписанный уполномоченным членом комиссии, в целях получения официальной справки о действительности данных, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 08/14295-2016/1/8913 (с учетом изменений, внесенных Протоколом N 3 от 8 мая 2020 года).
При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра.
После получения заключения эксперта или официальной справки органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя.
4.2. Оформление результатов проверки.
4.2.1. Результаты проверки подписных листов заносятся проверяющим в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости приведена в приложении N 8 к настоящему Порядку), в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, в виде кодов нарушений с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, а при выбраковке подписного листа - в целом количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений), в которых содержится каждая из таких подписей.
Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку и может состоять из одного или нескольких листов.
Каждый лист ведомости проверки подписных листов подписывается проверяющим, а также экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений). Если заключение эксперта (экспертов) составлено в виде отдельного документа, то оно прилагается к ведомости проверки подписных листов.
4.2.2. По результатам обобщения информации, содержащейся в ведомостях проверки подписных листов, формируется итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом (форма итогового протокола приведена в приложении N 9 к настоящему Порядку). Итоговый протокол подписывается уполномоченным членом комиссии. В итоговом протоколе указывается дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.
4.2.3. В случае если при проверке первоначально отобранных подписных листов доля недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составит пять и более процентов от числа отобранных для проверки, формируется протокол итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки (форма протокола приведена в приложении N 10 к настоящему Порядку). Указанный протокол подписывается уполномоченным членом комиссии. Заверенная копия выдается кандидату. После выдачи копии уполномоченный член комиссии дает указание на проведение дополнительной случайной выборки и проверки.
Если по результатам проверки первоначально отобранных подписей количества достоверных подписей оказалось недостаточно для регистрации кандидата, то дополнительная случайная выборка и проверка не проводятся и оформляется итоговый протокол проверки подписных листов.
4.2.4. Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. Копия итогового протокола заверяется уполномоченным членом комиссии, председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей избирательной комиссии (форма заверительной надписи дана в приложении N 11 к настоящему Порядку).
После получения копии итогового протокола кандидат может представить в окружную избирательную комиссию письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной.
4.2.5. Если после проведения дополнительной проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата либо если после проведения дополнительной проверки суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило пять и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидату по его запросу одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные уполномоченным членом комиссии, председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей избирательной комиссии копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными (форма заверительной надписи приведена в приложении N 11 к настоящему Порядку).
4.2.6. В случае если по окончании проверки по результатам рассмотрения письменных возражений уполномоченных представителей политических партий возникает необходимость корректировки ведомостей проверки, то указанные изменения вносятся в отдельную справку о результатах рассмотрения возражений.