Статья 10. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность

Статья 10. Контрольная
и экспертно-аналитическая деятельность

1. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

2. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся Счетной палатой на основании утвержденного Коллегией годового плана работы Счетной палаты.

3. Решением о проведении контрольного или экспертно-аналитического мероприятия является соответствующее поручение члена Коллегии. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в соответствии с программами, утвержденными в порядке, предусмотренном стандартами Счетной палаты.

4. К лицам, наделенным правом проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, относятся инспекторы Счетной палаты, иные сотрудники аппарата Счетной палаты, а также другие лица, привлекаемые к их проведению в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации".

5. На основании программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия инспекторам, иным сотрудникам аппарата Счетной палаты и лицам, привлеченным к проведению контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, в случае выхода на объекты контрольного или экспертно-аналитического мероприятия оформляются удостоверения на право проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

6. Требования, правила, порядок и особенности проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и оформления их результатов, а также подготовка и принятие решений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий определяются стандартами и методическими документами Счетной палаты.

7. По результатам контрольных или экспертно-аналитических мероприятий на рассмотрение Коллегии вносятся следующие документы:

обращение за подписью члена Коллегии с информацией об ознакомлении руководителей объектов контрольного или экспертно-аналитического мероприятия и (или) представителей заинтересованных органов и организаций с проектом отчета (выпиской из проекта отчета), включая сведения об отсутствии предложений по проекту отчета (выписке из проекта отчета) или о неучтенных предложениях, с приложением результатов рассмотрения поступивших предложений;

проект решения Коллегии;

отчет (заключение) о результатах контрольного или экспертно-аналитического мероприятия за подписью члена Коллегии, ответственного за проведение мероприятия (при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, охватывающих вопросы, входящие в компетенцию двух и более членов Коллегии, отчеты (заключения) подписываются членами Коллегии, ответственными за проведение этих мероприятий);

копии заключений на замечания руководителей объектов аудита (контроля) по актам;

проекты представлений Счетной палаты, информационных писем, обращений Счетной палаты в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, сопроводительных писем в Совет Федерации и Государственную Думу.

Вносимые на рассмотрение Коллегии отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (за исключением отчетов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну), а также проекты представлений Счетной палаты, информационных писем, обращений Счетной палаты в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения (далее также - итоговые документы) подлежат согласованию в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Счетной палате Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Счетной палаты. Изменение указанного порядка осуществляется по согласованию с членами Коллегии.

Согласование отчетов и итоговых документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

8. Член Коллегии, ответственный за проведение контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, обеспечивает ознакомление руководителей объектов контрольного или экспертно-аналитического мероприятия и (или) представителей заинтересованных органов и организаций с проектом отчета о результатах контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в порядке, установленном внутренними нормативными документами Счетной палаты.

9. Документы на рассмотрение Коллегии вносятся только при условии размещения информации о контрольном или экспертно-аналитическом мероприятии в соответствующих информационных системах Счетной палаты в порядке, установленном внутренними нормативными документами Счетной палаты, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Контроль за наличием соответствующей информации в информационных системах Счетной палаты осуществляет структурное подразделение аппарата Счетной палаты, в компетенцию которого входит организация работы Коллегии.

10. В соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" представление Счетной палаты может быть направлено:

в ходе контрольных мероприятий при выявлении нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения;

при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Проекты представлений Счетной палаты подготавливают члены Коллегии, ответственные за проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в соответствии со стандартом Счетной палаты.

Проекты представлений Счетной палаты по результатам контрольного мероприятия вносятся на рассмотрение Коллегии вместе с отчетом (заключением) о результатах контрольного мероприятия.

Представления Счетной палаты принимаются Коллегией и подписываются Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты, аудитором Счетной палаты, ответственными за проведение соответствующего мероприятия.

11. Проекты информационных писем по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, содержащих в том числе предложения (рекомендации) по итогам проведенных мероприятий, подготавливают члены Коллегии, ответственные за проведение указанных мероприятий, в порядке, установленном стандартами Счетной палаты. Проекты информационных писем вносятся на рассмотрение Коллегии вместе с отчетом (заключением) о результатах проведенного мероприятия.

Информационные письма по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, если иное не установлено решением Коллегии, подписываются членами Коллегии, ответственными за проведение мероприятия, за исключением информационных писем, направляемых в адрес Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые подписываются Председателем Счетной палаты.

12. Обращение Счетной палаты в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы подготавливается в случаях выявления данных, указывающих на признаки составов преступлений и иных правонарушений, и направляется в соответствии со стандартом Счетной палаты:

в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Проекты обращений Счетной палаты в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы подготавливают члены Коллегии, ответственные за проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Проекты обращений Счетной палаты в правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вносятся на рассмотрение Коллегии вместе с отчетом (заключением) о результатах проведенного мероприятия.

Решение о направлении обращений Счетной палаты в правоохранительные органы до окончания мероприятия принимает Председатель Счетной палаты, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя Счетной палаты.

Решение о направлении обращений Счетной палаты в контрольные (надзорные) органы до окончания мероприятия принимает член Коллегии, ответственный за проведение такого мероприятия.

Обращения Счетной палаты в правоохранительные органы подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты, в контрольные (надзорные) органы - членом Коллегии, ответственным за проведение контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

13. При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений, за совершение которых предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, Счетная палата направляет финансовому органу (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

Проекты уведомлений Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения по результатам проведенных контрольных мероприятий подготавливают члены Коллегии, ответственные за проведение указанных мероприятий, в порядке, установленном стандартами Счетной палаты. Проекты уведомлений Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения вносятся на рассмотрение Коллегии вместе с отчетом (заключением) о результатах проведенного контрольного мероприятия.

Уведомления Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

14. Рассмотрение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включенных в повестку заседания Коллегии, начинается с доклада о результатах проведенных мероприятий, если Коллегия не установит иное.

В качестве докладчика о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий может выступать член Коллегии, инспектор или иной сотрудник аппарата Счетной палаты, а по остальным вопросам помимо лиц, поименованных выше, лица, специально приглашенные для этих целей. Время основного доклада по рассматриваемому вопросу устанавливается до 10 минут, время содоклада члена Коллегии или внешнего участника мероприятия, представляющего другой контрольный орган, - до пяти минут.

После доклада и выступления представителя объекта аудита (контроля) (время его выступления - до пяти минут) следуют вопросы членов Коллегии к выступившим. Время на вопросы и ответы - не более 20 минут, если иное не установит Коллегия.

В обсуждении, проводимом после ответов на вопросы, принимают участие только члены Коллегии, если иное не установит Коллегия. Время выступления - до пяти минут и не более двух раз по одному вопросу (время повторного выступления - до двух минут), если иное не установит Коллегия.

По результатам обсуждения право на заключительное слово перед голосованием имеют представитель объекта аудита (контроля) (время выступления - до трех минут), а затем основной докладчик (время выступления - до трех минут).

В отдельных случаях Коллегией может быть установлен иной порядок рассмотрения результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

15. Отчет (заключение) о результатах контрольного или экспертно-аналитического мероприятия должен быть рассмотрен Коллегией в срок не более двух недель с момента его представления на рассмотрение Коллегии.

16. Сохранение ограничений на доступ к информации, содержащейся в отчете (заключении) о результатах контрольного или экспертно-аналитического мероприятия и документах по результатам такого мероприятия либо в их частях, возможно только по мотивированному заключению члена Коллегии, ответственного за проведение такого мероприятия, содержащему конкретные основания для ограничения доступа к информации, предусмотренные международными договорами, законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами. В случае принятия Коллегией решения о сохранении ограничений на доступ к информации на документе (отдельных частях документа) проставляется пометка "Для служебного пользования".

17. Контрольное или экспертно-аналитическое мероприятие считается завершенным с момента утверждения Коллегией отчета (заключения) о его результатах, если Коллегией не установлен иной порядок принятия решений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Отчеты (заключения) и итоговые документы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в отношении которых Коллегией принято решение об утверждении (направлении), изменению не подлежат, за исключением случаев принятия Коллегией решения об их доработке, а также случаев внесения изменений юридико-технического и лингвистического характера.

Ответственность за соответствие отчетов (заключений) и итоговых документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, внесенных на рассмотрение Коллегии и направляемых адресатам по результатам рассмотрения их Коллегией, несет соответствующий член Коллегии.

18. В соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" в случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их выполнения Счетная палата имеет право направлять руководителям объектов аудита (контроля) обязательные для выполнения предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, допустивших такие нарушения.

Предписания Счетной палаты принимаются Коллегией и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

В случае изменения обстоятельств или при иной необходимости в отмене ранее направленного предписания Счетной палаты (в том числе по решению суда, вступившему в законную силу) или внесении в него изменений член Коллегии, ответственный за контроль за выполнением предписания, вносит на рассмотрение Коллегии письменное мотивированное предложение об отмене предписания Счетной палаты или о внесении в него изменений, а также проект соответствующего решения Коллегии.

Копия постановления Коллегии об отмене (изменении) предписания Счетной палаты направляется руководителю соответствующего объекта аудита (контроля).

19. Контроль за выполнением представлений и предписаний Счетной палаты осуществляют члены Коллегии, ответственные за проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, по результатам (в ходе) которых были направлены соответствующие представления и предписания Счетной палаты, в порядке, установленном стандартом Счетной палаты.

20. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения предписания Счетной палаты член Коллегии вносит на ее рассмотрение вопрос о направлении в Государственную Думу предложения о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объекта аудита (контроля) с приложением проекта соответствующего обращения. Обращение подписывается Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты на основании решения Коллегии и направляется Председателю Государственной Думы.

В случае согласования Государственной Думой предложения о приостановления всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объекта аудита (контроля) член Коллегии вносит на рассмотрение Коллегии проект соответствующего решения в виде постановления Коллегии.

Постановление Коллегии с приложением копии постановления Государственной Думы направляется руководителю объекта аудита (контроля), в Федеральное казначейство, кредитные организации, в которых имеются счета объекта аудита (контроля), а также в случае необходимости в Центральный банк Российской Федерации. Копия постановления Коллегии о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объекта аудита (контроля) направляется в Государственную Думу для информации.

В случае выполнения руководителем объекта аудита (контроля) требований, содержащихся в предписании Счетной палаты, член Коллегии вносит на рассмотрение Коллегии письменное мотивированное предложение о прекращении приостановления всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объекта аудита (контроля), а также проект соответствующего решения Коллегии.

Решение о прекращении приостановления всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объекта аудита (контроля) принимается Коллегией, оформляется постановлением Коллегии и направляется руководителю объекта аудита (контроля), в Федеральное казначейство, в кредитные организации, в которых имеются счета объекта аудита (контроля), а также в случае необходимости в Центральный банк Российской Федерации. Копия постановления Коллегии о прекращении приостановления всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объекта аудита (контроля) направляется в Государственную Думу для информации.

21. Мониторинг реализации предложений (рекомендаций) Счетной палаты, содержащихся в информационных письмах, а также мониторинг информации о ходе рассмотрения и принятых решениях правоохранительными, контрольными (надзорными) органами по переданным Счетной палатой материалам осуществляют члены Коллегии, ответственные за проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых были сформулированы соответствующие предложения (рекомендации) и направлены соответствующие обращения Счетной палаты, в порядке, установленном внутренними нормативными и методическими документами Счетной палаты.

Счетная палата содействует реализации предложений (рекомендаций), содержащихся в информационных письмах, посредством организации взаимодействия с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами власти, другими заинтересованными органами и организациями.

22. При выявлении в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий нарушений законодательства Российской Федерации, содержащих признаки административного правонарушения, инспекторы Счетной палаты имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке и в пределах компетенции, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

23. В отношении проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществляется контроль качества в порядке, установленном стандартом Счетной палаты.