ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 29 ноября 2005 г. N 893

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧНЯ
ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

Приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005).

2. Считать не подлежащим применению Постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 года N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней" <*>.

--------------------------------

<*> Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926.

ВРИО руководителя
А.Б.МАЛЫШЕВ

Утвержден
Приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 29 ноября 2005 г. N 893

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ
ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

РД-03-14-2005

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация), и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

- Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 года;

- Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 года;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

- Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

- "Методических указаниях по проведению анализа риска на опасных производственных объектах" (РД 03-418-01), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 N 30.

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении N 1 к Порядку.

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

8 - 11. Исключены. - Приказ Ростехнадзора от 18.11.2014 N 521.

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

14. Декларация с заключением экспертизы по ней направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения декларации в реестр деклараций промышленной безопасности.

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526).

II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- данные об организации - разработчике декларации;

- оглавление;

- раздел 1 "Общие сведения";

- раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

- раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

- раздел 4 "Выводы";

- раздел 5 "Ситуационные планы";

- обязательные приложения к декларации:

- приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";

- приложение N 2 "Информационный лист".

III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

2) регистрационный номер декларации присваивается Службой в установленном порядке;

3) наименование декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

4) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (для действующих объектов);

5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки декларации.

18. Данные об организации - разработчике декларации включают:

1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии Службы на проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности (с указанием регистрационного номера и даты выдачи лицензии), данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной безопасности и/или анализа риска.

При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них.

2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, место работы и сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной безопасности.

19. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы.

20. Раздел 1 "Общие сведения" должен включать:

1) реквизиты организации:

- полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

- наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с указанием адреса, телефона;

- фамилии, инициалы и должности руководителей организации;

- полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс организации;

- краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта;

2) обоснование декларирования:

- перечень составляющих декларируемого объекта с указанием количества и наименования опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам;

- перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации;

3) сведения о месторасположении декларируемого объекта:

- краткую характеристику местности, на которой размещается объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических условиях с указанием возможности проявления опасных природных явлений;

- план расположения объекта на топографической карте и сведения о размерах и границах территории, запретных, санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта;

4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая население:

- сведения об общей численности работников на декларируемом объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих по административным единицам и составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и наибольшей численности работающей смены;

- сведения об общей численности работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого объекта;

- сведения об общей численности иных физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на внешних транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные физические лица;

5) страховые сведения (для действующих объектов):

- наименование и адрес организации-страховщика, а также сведения о ее страховых лицензиях;

- перечень договоров обязательного страхования ответственности с указанием размеров страховых сумм.

21. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" должен включать:

1) сведения об опасных веществах:

- наименование опасного вещества;

- степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе при возникновении аварии;

2) общие сведения о технологии:

- схему основных технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта;

- общие данные о распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах, - аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного вещества;

3) основные результаты анализа риска аварии.

22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать:

1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий:

- перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;

- краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;

- данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;

- сведения о возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц);

- сведения о возможном ущербе от аварий;

2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде.

23. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" должен включать:

1) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта:

- сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы;

- перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов;

- сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе;

- сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности;

- сведения о системе проведения сбора информации о произошедших инцидентах и авариях и анализе этой информации;

- перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков, техническому диагностированию и экспертизе технических устройств, зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с указанием наименования объекта экспертизы и организаций, проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения экспертизы;

- сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого объекта требованиям норм и правил;

- сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по противодействию возможным террористическим актам;

2) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии:

- сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;

- сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности;

- сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;

- сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии;

- сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействию с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий.

24. Раздел 4 "Выводы" должен включать:

1) перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий;

2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;

3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий;

4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте.

25. Раздел 5 "Ситуационные планы" должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе должны быть отмечены:

1) промышленная площадка (территория) с указанием месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества;

2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и места массового скопления людей;

3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее опасных по последствиям и вероятных сценариев аварий на декларируемом объекте, а также краткое описание:

- указанных сценариев, в том числе сценария аварии, при котором возможно максимальное количество потерпевших (физических лиц);

- методов и основных исходных данных, применяемых при расчете указанных сценариев;

4) распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ).

IV. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ
В ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 "РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"

26. Приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка" имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- оглавление;

- Раздел 1 "Сведения о технологии";

- Раздел 2 "Анализ риска";

- Раздел 3 "Выводы и предложения";

- Список использованных источников.

27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен включать следующие сведения:

1) надпись "Приложение 1" (в правом верхнем углу);

2) регистрационный номер декларации в соответствии с подп. 2 п. 17 Порядка;

3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

4) для действующего объекта - регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а при техническом перевооружении, консервации, ликвидации опасного производственного объекта также с указанием наименования соответствующей документации (документация на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию);

для проектируемого объекта - наименование проектной документации с указанием стадии проекта (проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта);

5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более книг);

6) местонахождение организации, разработавшей декларацию промышленной безопасности, и год ее разработки.

Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной книге.

28. Оглавление должно включать наименование всех разделов и подразделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.

В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно быть представлено содержание всего документа с указанием номеров страниц и книг, в последующих книгах - только содержание соответствующей книги.

29. Раздел 1 "Сведения о технологии" должен включать:

1) сведения об опасных веществах (представляется для веществ, учитываемых при идентификации декларируемого объекта):

- наименование;

- вид;

- химическая формула;

- состав;

- физические свойства (молекулярный вес, температура кипения, плотность);

- взрывоопасность;

- токсическая опасность;

- реакционная способность;

- запах;

- коррозионная активность;

- меры предосторожности;

- воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от поражающих факторов аварии;

- средства защиты;

- методы перевода вещества в безвредное состояние;

- меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих факторов при аварии;

2) данные о технологии и оборудовании:

- принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования, указанием направлений потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием технологического процесса;

- план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

- перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

- данные о распределении опасных веществ по оборудованию;

3) описание технических решений по обеспечению безопасности:

- описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;

- описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ;

- описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности;

- описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.

30. Раздел 2 "Анализ риска" должен включать:

1) анализ известных аварий:

- перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших место на декларируемом объекте (для действующих объектов);

- перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;

- анализ основных причин произошедших аварий;

2) анализ условий возникновения и развития аварий:

- определение возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;

- определение сценариев аварий с участием опасных веществ;

- обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты анализа риска аварии;

- оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии;

- расчет вероятных зон действия поражающих факторов;

- оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших, среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц;

- оценку возможного ущерба;

3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности аварий, показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде (по составляющим объекта).

31. Раздел 3 "Выводы и предложения" должен включать:

1) перечень составляющих (производственных участков) декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска аварии;

2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска;

3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий.

32. Список использованных источников должен включать:

1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;

2) перечень документации организации, используемой при разработке расчетно-пояснительной записки;

3) перечень литературных источников.

V. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
"ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ"

33. Приложение N 2 "Информационный лист" служит для представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и включает следующие структурные элементы:

1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО или являющейся заказчиком проектной документации;

2) сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы, телефон);

3) краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта;

4) перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте;

5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц) и принятых мерах безопасности;

6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий.

34. На титульном листе приложения "Информационный лист" приводятся следующие сведения:

1) надпись "Приложение N 2" (в правом верхнем углу);

2) регистрационный номер декларации в соответствии с п. 17 пп. 2 Порядка;

3) наименование информационного листа к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ

35. Общие требования:

- декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких книг при необходимости);

- текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой бумаги;

- вне зависимости от способа печатания качество напечатанного текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять требованию четкого однозначного восприятия;

- при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту;

- вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается черными чернилами или черной тушью;

- заголовки структурных элементов декларации следует располагать с новой страницы, в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая;

- заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются;

- расстояние между заголовками структурных элементов, подразделов, пунктов и текстов должно быть не менее 3 интервалов.

36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений:

- страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и каждого приложения к ней;

- титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют;

- иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц декларации и расчетно-пояснительной записки;

- иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу.

37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки:

- разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела;

- номер пункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой, например 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.;

- номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.;

- если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует;

- книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в пределах декларации и РПЗ, соответственно;

- номер книги следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ, например "Книга 2".

38. Требования к иллюстрациям:

- иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;

- на все иллюстрации должны быть даны ссылки;

- иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст);

- иллюстрация обозначается словом "Рисунок". Наименование помещают в одну строку со словом "Рисунок" после его номера через тире. Наименование и слово "Рисунок" помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки;

- иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной записки;

- иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на каждой странице и под ним указывают "лист...";

- масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из наглядности и полноты отображения информации.

39. Требования к таблицам:

- цифровой материал должен оформляться в виде таблиц;

- таблицу следует располагать в декларации или РПЗ непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;

- на все таблицы должны быть даны ссылки;

- таблица обозначается словом "Таблица", название таблицы помещают в одну строку со словом "Таблица" после ее номера через тире. Слово "Таблица" и ее название располагают над таблицей слева без абзацного отступа;

- таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ.

40. Требования к перечислениям и сноскам:

- перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов;

- перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами;

- в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений;

- сноски следует размещать в декларации или РПЗ при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;

- сноски размещают внизу страницы, на которой находится текст, таблица или иллюстрация, к которым они относятся.

41. Требования к ссылкам:

- ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных скобках;

- наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании;

- ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать их порядковым номером, например: "...в разделе 2", "...по п. 3.2.4", "...на рис. 1" и т.д.

42. Требования к оформлению результатов анализа риска:

- результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе;

- разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета;

- обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся основные результаты расчетов;

- для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует указать организацию, разработавшую их, принятые допущения, предположения, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы;

- при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует указать влияние исходных данных и принятых допущений на рассчитываемые показатели риска;

- приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные федеральными органами исполнительной власти;

- при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией предписаний органов надзора;

- при анализе риска следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее опасные события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей природной среде;

- ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов;

- при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графо-аналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска;

- при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, "высокая", "низкая" вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики.

Приложение N 1

ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Приложение N 2

ПРЕДЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВА ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ,
НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ
ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКИ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 К ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНУ "О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ"
ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 ГОДА N 116-ФЗ)

Утратили силу. - Приказ Ростехнадзора от 18.11.2014 N 521.