V. ИСПЫТАНИЯ КАНАТОВ
ПЕРВИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
32. Первичные испытания канатов перед навеской (в том числе канатов, находящихся в резерве) и повторные испытания канатов, находящихся в эксплуатации, должны проводиться согласно требованиям действующих правил безопасности.
33. Испытания навешенного каната, проработавшего менее 3 месяцев, проводятся как первичные.
34. При повторном использовании канатов, находившихся ранее в эксплуатации, на испытание представляется отрезок каната, взятый от конца, присоединяемого к подъемному сосуду. Обработка результатов испытаний проводится по нормам повторных испытаний, а запас прочности должен быть не ниже нормативного при навеске нового каната.
35. Проволоки каната разделяют на группы, количество которых определяется числом различных диаметров круглых проволок и числом профилей фасонных проволок. Центральные проволоки и проволоки заполнения выделяют в отдельные самостоятельные группы.
36. Данные об испытуемом канате и результаты испытаний заносят в протоколы испытаний. Примеры обработки результатов испытаний и применяемых при этом форм протоколов приведены в Приложении N 6.
ПЕРВИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРЯДЕВЫХ КАНАТОВ
37. При первичных испытаниях прядевого каната каждую его проволоку испытывают последовательно на соответствие нормативным требованиям по диаметру, по перегибам, на разрывную прочность. Результаты испытаний одной и той же проволоки записывают рядом в одной строке.
Замеры фактических диаметров всех проволок каната должны выполняться микрометром типа МК-0,25 с ценой деления 0,01 мм по ГОСТ 6507-90, имеющим свидетельство о госповерке и отрегулированным в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Необходимо постоянно следить за чистотой измерительных плоскостей и правильностью нулевой установки.
Измерение диаметра круглой проволоки должно производиться дважды. Второй замер производится в направлении, перпендикулярном первому. Место второго замера может быть смещено по длине проволоки с тем, чтобы избежать погрешности от прогиба проволоки. Фактический диаметр проволоки, равный среднему арифметическому двух замеров, записывают в протокол. Проволоки, у которых значения первого и второго замеров отличаются более чем на половину поля допуска на диаметр, т.е. "овальные", помечают в протоколе как не выдержавшие испытания. В рихтованных канатах проволоки на овальность не проверяются.
38. Испытания на перегиб проводятся для всех проволок каната, кроме забракованных по диаметру и порванных в канате или сломавшихся при разборке или рихтовке. Для проволок с диаметром менее 0,8 мм испытание на перегиб заменяют испытанием на разрыв с узлом.
Для испытания проволок на перегиб используется прибор типа НГ-2 по ГОСТ 1579-93 (ТУ 25.06-71).
Для каждого диаметра проволоки при испытании на перегиб устанавливают поводок, валики и расстояние от нижней поверхности поводка до валиков в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
ДИАМЕТРЫ ПОВОДКА И ВАЛИКОВ ДЛЯ ПРОВОЛОК РАЗЛИЧНОГО ДИАМЕТРА
┌───────────────────┬───────────────────┬───────┬────────────────┐ │ Диаметр │ Диаметр валиков Д,│Диаметр│Расстояние между│ │ проволоки, мм │ мм │отверс-│верхней образую-│ │ ├───────┬───────────┤тий │щей валиков и │ │ │номи- │допускаемые│поводка│нижней поверх- │ │ │нальный│отклонения │d, мм │ностью поводка │ │ │ │ │ │а, мм │ ├───────────────────┼───────┼───────────┼───────┼────────────────┤ │От 0,8 до 1,0 вкл. │5,0 │+/- 0,1 │1,5 │15 │ ├───────────────────┼───────┤ ├───────┼────────────────┤ │Св. 1,0 до 1,5 вкл.│7,5 │ │2,0 │20 │ ├───────────────────┼───────┤ ├───────┤ │ │" 1,5 " 2,0 " │10,0 │ │2,5 │ │ ├───────────────────┼───────┤ ├───────┼────────────────┤ │" 2,0 " 2,5 " │15,0 │ │3,0 │25 │ ├───────────────────┤ │ ├───────┤ │ │" 2,5 " 3,0 " │ │ │3,5 │ │ ├───────────────────┼───────┤ ├───────┼────────────────┤ │" 3,0 " 4,0 " │20,0 │ │4,5 │35 │ ├───────────────────┼───────┤ ├───────┼────────────────┤ │" 4,0 " 5,0 " │30,0 │ │6,0 │50 │ ├───────────────────┤ │ ├───────┤ │ │" 5,0 " 5,5 " │ │ │7,0 │ │ └───────────────────┴───────┴───────────┴───────┴────────────────┘
Прибор для испытания проволок на перегиб, проверенный согласно Приложению N 1, устанавливают на горизонтальной поверхности, изгибающий рычаг должен находиться в вертикальном положении. Проволоку продевают через поводок и пропускают между зажимными губками валиков на всю их высоту перпендикулярно плоскости, проходящей через оси валиков, и зажимают губками. Зажатая проволока не должна проворачиваться или перемещаться вдоль оси. Первым перегибом считается загиб проволоки вправо или влево на 90°, вторым - загиб проволоки на 180° в противоположную сторону, третьим - загиб проволоки на 180° в сторону, противоположную предыдущему перегибу и т.д. Перегибы проволоки допускается производить с частотой, не превышающей 60 загибов в минуту. Количество перегибов до разрушения проволоки записывается в протокол (перегиб, при котором произошло разрушение, в это число не входит).
Результат записывают в графу "Число перегибов".
39. На разрыв испытываются все проволоки каната за исключением порванных в канате, сломавшихся при разборке и рихтовке.
Перед испытанием на разрыв испытательная машина должна быть проверена и подготовлена к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Выбор шкалы испытательной машины должен выполняться в соответствии с указаниями технической документации на машину.
Рекомендуется, чтобы для машин с маятниковым, рычажно-маятниковым и гидравлико-маятниковым силоизмерителем ожидаемое минимальное разрывное усилие проволоки составляло не менее 1/5 используемой шкалы, но не ниже 0,04 от предельной нагрузки испытательной машины; а наибольшее разрывное усилие проволоки не превышало 3/4 используемой шкалы силоизмерителя. Для машин с электронным силоизмерительным датчиком ожидаемое разрывное усилие проволок должно находиться в диапазоне, обеспечивающем минимальную погрешность согласно технической документации на машину.
Проволока зажимается в захватах машины на всю длину плашек. Длина свободного участка проволоки между захватами должна быть 100 - 200 мм. Нагрузка должна прилагаться к проволоке плавно. Подвижный захват при испытании должен перемещаться со скоростью не более 0,4 длины участка между захватами в минуту. Во избежание превышения допустимой величины рекомендуется принимать скорость не более 40 мм/мин.
Величина нагрузки должна отсчитываться с точностью до одного наименьшего деления соответствующей шкалы силоизмерителя.
Результат записывают в графу "Разрывное усилие".
При испытании на разрыв с узлом проволок диаметром менее 0,8 мм узел нужно завязывать без сильного затягивания. Результат в этом случае записывают в графу "Число перегибов".
При разрыве проволоки в захвате испытание считается недействительным, если разрывное усилие проволоки оказалось меньше требуемого для данного временного сопротивления разрыву. Допускается еще раз испытать оставшийся кусок этой проволоки на разрыв.
Если наблюдаются частые разрывы проволок в захватах, то должны быть заменены плашки или отрегулировано их взаимное положение. После замены или регулировки плашек проволоки каната должны быть испытаны на разрыв заново.
Испытания оцинкованных канатов проводятся аналогично испытаниям канатов без покрытия. Отличие имеется на стадии обработки результатов испытаний.
40. Результаты испытаний оформляются протоколом (Приложение N 6).
ПЕРВИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЗАКРЫТЫХ КАНАТОВ
41. При первичных испытаниях канатов закрытой конструкции круглые проволоки испытывают на соответствие государственному стандарту по диаметру, по перегибу и разрывному усилию. Порядок и технология испытаний аналогичны испытаниям канатов прядевой конструкции.
42. Высоту фасонных проволок замеряют выборочно для определения соответствия государственному стандарту, используя штангенциркуль с ценой деления 0,1 мм по ГОСТ 166-89.
43. На разрыв испытывают все фасонные проволоки. Результаты испытаний оформляют протоколом (Приложение N 6).
ПОВТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
44. При повторных испытаниях канатов каждую проволоку прядевых канатов и каждую круглую проволоку канатов закрытой конструкции испытывают на перегиб и разрыв. Фасонные проволоки испытывают только на разрыв.
Порядок и технология проведения испытаний - аналогично первичным испытаниям.
45. Диаметры круглых проволок и высота фасонных проволок замеряются выборочно только для уточнения соответствия конструкции каната государственному стандарту.
46. При испытании проволок на перегиб участок проволоки для зажима в губках берется произвольно, без намеренного выбора изношенного участка.
47. Испытания на перегиб проволок диаметром менее 0,8 мм заменяются испытаниями на разрыв с узлом.
Результаты испытаний оформляют протоколом (Приложение N 6).
ИСПЫТАНИЕ КАНАТОВ С ПЛАСТИЧЕСКИ ОБЖАТЫМИ
ПРЯДЯМИ И ТРЕХГРАННОПРЯДНЫХ
48. Настоящим разделом устанавливается порядок испытаний канатов с пластически обжатыми прядями типа "Дайформ" и трехграннопрядных канатов, изготовленных из проволоки высокой прочности.
49. При испытаниях канатов с пластически обжатыми прядями следует руководствоваться следующим:
- проволоки каната, деформированные в процессе пластического обжатия прядей, не бракуются, а испытываются на разрыв и изгиб в установленном порядке;
- за фактическое значение диаметра деформированных проволок при определении временного сопротивления разрыву принимаются значения номинальных диаметров, приведенных в сопроводительных документах на канат;
- при испытании деформированных проволок канатов с пластически обжатыми прядями необходимо учитывать, что при пластическом обжатии прядей форма и поперечное сечение проволок изменяется. Поэтому минимальное количество перегибов деформированных проволок должно быть снижено на один перегиб. Например, минимальное количество перегибов для недеформированной проволоки - 10. Для деформированной проволоки каната с пластически обжатыми прядями минимальное число перегибов следует принять равным 9.
50. При испытаниях трехграннопрядных канатов, изготовленных из проволоки высокой прочности, руководствоваться следующим:
- проволоки трехграннопрядного сердечника не испытываются. Исключение составляют наружные проволоки сердечника, которые испытываются только на разрыв. Разрывное усилие этих проволок включается в расчет суммарного разрывного усилия каната.
- при обработке результатов испытаний проволок этих канатов на перегиб допустимое число перегибов проволок диметром < 3,60 мм с маркировочной группой >= 2060 Н/кв. мм и диметром >= 3,60 мм с маркировочной группой >= 1860 Н/кв. мм необходимо брать по нормам, приведенным в таблице 4;
- при повторных испытаниях канатов для людских и грузолюдских подъемных установок нормы перегибов проволок должны приниматься, как для проволок марки I, а для грузовых установок допускается снижение минимального количества перегибов на один перегиб от норм, установленных для канатов марки I.
Таблица 4
МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕГИБОВ НЕОЦИНКОВАННОЙ ПРОВОЛОКИ
ПОВЫШЕННОЙ ПРОЧНОСТИ
┌───────────┬─────────────────────┬───────┬──────────────────────┐ │Номинальный│Маркировочная группа,│Диаметр│ Число перегибов, │ │диаметр, мм│Н/кв. мм (кгс/кв. мм)│валика,│ не менее, для │ │ │ │ мм │ проволоки марок │ │ │ │ ├──────────┬───────────┤ │ │ │ │ В │ I │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,00 │2060(210) │5 │7 │5 │ │ │2160(220) │ │7 │5 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,10 │2060(210) │7,5 │13 │10 │ │ │2160(220) │ │13 │10 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,20 │2060(210) │7,5 │12 │9 │ │ │2160(220) │ │12 │9 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,30 │2060(210) │7,5 │10 │8 │ │ │2160(220) │ │10 │8 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,40 │2060(210) │7,5 │8 │6 │ │ │2160(220) │ │8 │6 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,50 │2060(210) │7,5 │7 │5 │ │ │2160(220) │ │7 │5 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,60 │2060(210) │10 │10 │8 │ │ │2160(220) │ │10 │8 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,7 │2060(210) │10 │9 │7 │ │ │2160(220) │ │9 │7 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,8 │2060(210) │10 │8 │6 │ │ │2160(220) │ │8 │6 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │1,9 │2060(210) │10 │7 │5 │ │ │2160(220) │ │7 │5 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │2,00 │2060(210) │10 │6 │4 │ │ │2160(220) │ │5 │4 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │2,1 │2060(210) │15 │14 │10 │ │ │2160(220) │ │13 │9 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │2,2 │2060(210) │15 │11 │9 │ │ │2160(220) │ │10 │8 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │2,3 │2060(210) │15 │10 │8 │ │ │2160(220) │ │10 │8 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │2,4 │2060(210) │15 │10 │8 │ │ │2160(220) │ │9 │7 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │2,5 │2060(210) │15 │9 │7 │ │ │2160(220) │ │8 │6 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │2,6 │2060(210) │15 │8 │6 │ │ │2160(220) │ │7 │5 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │2,8 │2060(210) │15 │7 │5 │ │ │2160(220) │ │6 │4 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │3,0 │2060(210) │15 │5 │4 │ │ │2160(220) │ │4 │3 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │3,2 │2060(210) │20 │9 │7 │ │ │2160(220) │ │8 │6 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │3,4 │2060(210) │20 │7 │5 │ │ │2160(220) │ │7 │5 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │3,6 │1860(190) │20 │6 │5 │ │ │1960(200) │ │6 │5 │ │ │2060(210) │ │6 │5 │ │ │2160(220) │ │6 │4 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │3,8 │1860(190) │20 │5 │4 │ │ │1960(200) │ │5 │4 │ │ │2060(210) │ │4 │3 │ │ │2160(220) │ │3 │2 │ ├───────────┼─────────────────────┼───────┼──────────┼───────────┤ │4,0 │1860(190) │20 │5 │4 │ │ │1960(200) │ │5 │4 │ │ │2060(210) │ │4 │3 │ │ │2160(220) │ │3 │2 │ └───────────┴─────────────────────┴───────┴──────────┴───────────┘
51. Если проволоки каната имеют различную маркировочную группу в различных слоях, то для таких канатов, кроме маркировочной группы каната, должна устанавливаться отдельно маркировочная группа для каждой группы проволок по слоям.
Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву для каждой группы проволок по слоям должна вычисляться путем деления суммарного разрывного усилия каждой группы проволок на площадь поперечного сечения этих проволок и округляться до ближайшей маркировочной группы.