IV. ПОДГОТОВКА КАНАТА К ИСПЫТАНИЯМ

IV. ПОДГОТОВКА КАНАТА К ИСПЫТАНИЯМ

22. При подготовке каната к испытаниям производится его внешний осмотр, проверка соответствия сертификату по способу свивки, проверка нераскручиваемости по п. 4.7 ГОСТ 3241-91.

23. У каждого отрезка каната, поступившего на первичные испытания, измеряется фактический диаметр (диаметр окружности, описанной вокруг поперечного сечения каната) согласно ГОСТ 3241-91 при помощи штангенциркуля ГОСТ 166-89 с ценой деления 0,1 мм.

Канат считается соответствующим стандарту, если отклонение фактического диаметра от номинального не превышает предельных отклонений, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ДИАМЕТРА КАНАТА

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│Диаметр каната, │      Предельное отклонение, %, не более       │
│       мм       ├───────────────────────┬───────────────────────┤
│                │   канаты повышенной   │   канаты нормальной   │
│                │       точности        │       точности        │
│                ├───────────┬───────────┼───────────┬───────────┤
│                │с метал-   │с органи-  │с метал-   │с органи-  │
│                │лическим   │ческим     │лическим   │ческим     │
│                │сердечником│сердечником│сердечником│сердечником│
├────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤
│           Канаты прядевой конструкции двойной свивки           │
├────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤
│До 3,0          │+7         │+6         │+10        │+10        │
│включительно    │-1         │           │-2         │           │
├────────────────┼───────────┤           │           │           │
│Св. 3,0 до 6,0  │+6         │           │           │           │
│включительно    │-1         │           │           │           │
├────────────────┼───────────┤           │           │           │
│Св. 6,0 до 8,0  │+5         │           │           │           │
│включительно    │-1         │           │           │           │
├────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Св. 8,0         │+4         │+5         │+6         │+7         │
│                │-1         │           │-2         │           │
├────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤
│                         Закрытые канаты                        │
├────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┤
│До 38 мм        │+2                     │+4                     │
│включительно    │-2                     │-2                     │
├────────────────┼───────────────────────┤                       │
│Св. 38 мм       │+0,75 мм               │                       │
│                │-0,75 мм               │                       │
└────────────────┴───────────────────────┴───────────────────────┘

В случае несоответствия фактического диаметра каната стандарту заказчику рекомендуется измерить диаметр каната в ненагруженном состоянии на расстоянии не менее 5 м от конца каната. При получении от заказчика в письменном виде результатов указанных измерений, соответствующих государственному стандарту, испытания могут быть продолжены.

24. В канатах закрытой конструкции z-образные проволоки в слое должны прилегать друг к другу, образуя соединение замком. Зазор между ними не должен вызывать нарушение замка, а диаметр каната не должен выходить за предельные отклонения, предусмотренные стандартом.

25. Для проведения испытаний от поступившего на испытания куска каната отрезают образец длиной 30 - 35 см.

Не допускается применение термических способов резки, кроме резки абразивными кругами, когда зона нагрева проволоки ограничивается длиной в несколько миллиметров.

26. Перед разборкой каната необходимо уточнить его конструкцию по стандарту, указанному в сертификате, номинальные диаметры проволок и их количество.

27. Отрезок каната для испытаний расплетают на отдельные пряди. Проволоки каждой пряди укладывают отдельно. Каждую прядь, в свою очередь, разбирают по слоям на группы проволок одинакового диаметра. Сломанные проволоки (или сломавшиеся при разборке) необходимо поместить в свою группу, но отметить маркировкой, чтобы они отличались от остальных.

При разборке каната определяется соответствие конструкции каната государственному стандарту:

- проводится подсчет количества проволок в группах одинакового диаметра;

- проводится осмотр проволок в целях обнаружения обрывов, деформации, коррозии, прочих дефектов (ГОСТ 3241-91; ГОСТ 10505-76);

- определяется наличие или отсутствие цинкового покрытия;

- определяется конструкция и материал сердечника;

- проверяется смазка проволок и пропитка сердечника.

В закрытых подъемных канатах допускается изменение количества z-образных проволок в наружном слое и круглых проволок на одну в концентрических слоях, а в слоях из чередующихся х-образных и круглых проволок - на одну пару проволок.

Если суммарная площадь поперечного сечения оцинкованных проволок неоцинкованного каната составляет более 10% площади сечения всех проволок, то заказчику следует сообщить, что данный канат не может подвергаться проверке на потерю сечения металла проволок прибором типа ИИСК.

28. Канат не испытывается, если:

- конструкция каната не соответствует указанной в сертификате завода-изготовителя или соответствующему государственному стандарту на сортамент;

- обнаружено отсутствие хотя бы одной проволоки;

- конструкция сердечника не соответствует указанному в заводском сертификате.

29. Канаты, предназначенные для эксплуатации на подъемных установках со шкивами трения, должны быть полностью не смазанными или смазаны фрикционной смазкой, разрешенной к применению в установленном порядке.

30. После разборки каната производится рихтовка проволок для подготовки их к проведению испытаний на перегиб и разрыв. Рихтовка выполняется вручную с применением слесарного инструмента и приспособлений, либо с применением механических устройств с электроприводом, имеющих рабочий орган вращения, оснащенный рихтовочным приспособлением. Применяемые устройства не должны оказывать влияния на состояние поверхности и форму сечения проволоки, а также снижать число перегибов проволоки при испытании на перегиб более чем на 3,0 - 4,0%. Число оборотов рабочего органа вращения применяемых механических устройств не должно превышать 300 об./мин.

Конструкция и параметры рихтовочных трубок, используемых в механических устройствах, должны соответствовать приведенным в Приложении N 5.

31. После разборки и рихтовки проволоки должны промываться в движущемся горячем растворе моющих средств при условии, чтобы эти средства не оказывали химического действия на материал проволоки. Для промывки могут применяться: "Лабомид" (ТУ 38.107-38-80), раствор тринатрия фосфата ГОСТ 201-71 (200 г на 1 л воды). Промытые проволоки следует вытирать и просушивать.

Допускается промывку проволок производить бензином, не содержащим химических примесей. Промывка проволок этилированным бензином не допускается.

Для промывки проволок бензином в КИС должно быть оборудовано обособленное помещение, отвечающее требованиям противопожарных норм и правил по ГОСТ 12.1.004-91 и СНиП 2.09.02-85. По взрывоопасности помещение промывочной должно относиться к категории А. Запас чистого бензина в промывочной не должен превышать норм трехсуточного потребления и должен храниться в соответствии с требованиями противопожарной безопасности. Запрещается хранение в промывочной использованного бензина и обтирочного материала. Запрещается в помещении промывочной отрубать и разбирать канаты.