2.4. Особенности экспертизы обозначений, состоящих из географических названий или включающих их

2.4. Особенности экспертизы обозначений, состоящих
из географических названий или включающих их

В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 6 Закона не регистрируются обозначения, указывающие на место производства или сбыта товара. Согласно пункту 2.3 (1), (1.5) Правил ТЗ к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, "состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара".

Географические названия следует отличать от понятий, относящихся к области географии (континент, экватор, меридиан, параллель, горы, море, океан и т.д.).

Особенность обозначений - понятий, относящихся к области географии, состоит в том, что они не указывают на конкретное географическое место, а следовательно, они не могут выполнять функцию описательного обозначения, указывающего на место производства товара и нахождения изготовителя. Они воспринимаются как фантазийные и не подпадают под действие абзацев первого, шестого, седьмого пункта 1 статьи 6 Закона и пункта 2.3 (1), (1.5) Правил ТЗ. Географические понятия могут быть признаны охраноспособными. Примеры таких обозначений - "ПОЛЮС" для товара "холодильники", "ОКЕАН" для услуг плавательных бассейнов, "ЭКВАТОР" для услуг туристических агентств. Если географическое понятие входит в состав заявленного обозначения наряду с другими элементами, обозначению может быть предоставлена правовая охрана без признания географического понятия неохраняемым.

В отличие от географических понятий многие географические названия (но не все) могут быть восприняты как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя, то есть они могут выполнять функцию описательного обозначения.

Географические названия, которые не воспринимаются как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя, составляют наименее представительную группу обозначений. Такие географические названия воспринимаются как фантазийные практически в отношении любых товаров. Например, "СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС" для товара "мороженое", "КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ" для товара "башенные краны", "СТАРЫЙ АРБАТ" для товара "вино", "КАЗБЕК" для товара "чай", "ЭВЕРЕСТ" для товара "кондитерские изделия", "Парк им. Горького" для товара "одежда".

К другой группе можно отнести те географические названия, которые в отношении одних товаров воспринимаются как фантазийные, а в отношении других - как указывающие на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя. Например, к фантазийным обозначениям можно отнести обозначение "КАСПИЙ", заявленное в отношении товара "сигареты", "КАРПАТЫ" в отношении товара "телевизоры", "УРАЛ" в отношении товара "пылесосы". В то же время эти же географические названия могут быть отнесены к указывающим на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя, если они будут заявлены следующим образом: "КАСПИЙ" в отношении товара "черная икра", "КАРПАТЫ" в отношении товара "каменная соль", "УРАЛ" в отношении товара "уральские самоцветы".

Третью группу составляют географические названия, которые часто воспринимаются как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя. К их числу, в первую очередь, можно отнести названия городов.

Из положений Закона и Правил ТЗ следует, что необходимо отличать те географические названия, которые могут восприниматься потребителем как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя товара, от тех, которые не могут так восприниматься. В связи с этим в процессе проверки соответствия заявленного на регистрацию обозначения, представляющего собой или включающего географическое название, требованиям, установленным Законом, рекомендуется, в первую очередь, проанализировать, будет ли заявленное географическое название восприниматься потребителем как указание на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя в отношении товаров, указанных заявителем в перечне.

При проверке соответствия заявленного географического названия требованиям, установленным Законом и Правилами ТЗ, можно опираться на следующие определения понятий, составленные на основе Большого толкового словаря русского языка (Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: "НОРИНТ", 1998. С. 536, 1046).

Местонахождение - это пункт, место, где кто-либо, что-либо находится.

Пункт [от латинского punctum - точка] - это определенное место на земной поверхности, например населенный пункт (город, поселок и т.п.).

В процессе анализа целесообразно использовать энциклопедии, географические указатели, справочники, атласы, толковые словари, базы данных, информацию из сети ИНТЕРНЕТ и других источников.

Если сделан вывод о том, что заявленное географическое название может восприниматься как указание на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя в отношении товаров, указанных заявителем в перечне, рекомендуется при проведении дальнейшей экспертизы учитывать то, что такие географические названия могут:

- заявляться в отношении товаров, характеристики которых связаны с географическим происхождением. В этом случае географическое название указывает на место производства или сбыта товара, нахождение изготовителя товара и географическое происхождение товара;

- заявляться в отношении товаров, характеристики которых не связаны с географическим происхождением. В этом случае географическое название указывает только на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя.

Экспертиза каждого из двух указанных видов географических названий имеет свои особенности.

(2.1) Особенности экспертизы географических названий, заявленных в отношении товаров, характеристики которых связаны с географическим происхождением

К товарам, имеющим географическое происхождение, относятся товары, качество, репутация и другие характеристики которых, главным образом, зависят от их географического происхождения, от природных условий региона, в котором они произведены, например астраханские арбузы, марокканские мандарины, грузинские мандарины, ташкентские дыни, уральские самоцветы, донбасский уголь, тюменская нефть и т.д.

Если на регистрацию заявлено географическое название, указывающее на географическое происхождение заявленного товара, ему нецелесообразно предоставлять правовую охрану даже в том случае, если заявитель представит убедительные доказательства того, что потребителем обозначение воспринимается как товарный знак изготовителя.

Такой подход объясняется тем, что географическое название, указывающее на географическое происхождение товара, должно быть свободным для использования разными производителями, изготавливающими товары, качество, репутация и другие характеристики которых связаны с особенностями места производства товара, его природными условиями.

Например, не может быть признано обоснованным предоставление правовой охраны обозначению "КАСПИЙ" для товара "черная икра", даже если заявитель докажет, что обозначение воспринимается потребителем как товарный знак производителя, т.к. различные производители черной икры в этом регионе должны иметь возможность использовать это указывающее на место производства товара "икра" обозначение для характеристики производимой ими черной икры, имеющей репутацию, связанную с Каспийским морем. Аналогичные рассуждения применимы и к обозначению "УРАЛ", заявленному в отношении товара "самоцветные камни уральские", к обозначению "КРАСНОДАР", заявленному в отношении товаров "овощи, фрукты", выращенных в Краснодарском крае, обозначению "АЛТАЙ", заявленному в отношении товара "мед", заготовленному в Алтайском крае, обозначению "ТЯНЬ - ШАНЬ", заявленному в отношении товара "травы лечебные", собранные на Тянь - Шане, обозначению "АБРАУ - ДЮРСО", заявленному в отношении товара "вино", изготовленному в местности Абрау - Дюрсо Краснодарского края, и т.д.

Особое внимание в процессе экспертизы рекомендуется уделять обозначениям, указывающим на происхождение натуральных продуктов.

Если географическое название, заявленное в отношении товаров, имеющих географическое происхождение, входит в состав заявленного обозначения, регистрация может быть произведена с указанием его в качестве неохраняемого элемента.

(2.2) Особенности экспертизы географических названий, заявленных в отношении товаров, характеристики которых не связаны с географическим происхождением

Географические названия, заявляемые в отношении товаров, характеристики которых не связаны с географическим происхождением, в зависимости от объема сведений, содержащихся в источниках информации, могут быть условно разделены на две группы:

- являющиеся известными географическими названиями, которые могут быть восприняты как место нахождения производителя;

- являющиеся малоизвестными названиями, которые вряд ли могут быть восприняты как место нахождения производителя.

Для целей установления охраноспособности указанных географических названий целесообразно исходить из следующего.

(2.2.1) Если на регистрацию заявлено географическое название, которое указывает на место производства или сбыта товара и нахождения производителя, и при этом в источниках информации содержатся сведения о местонахождении с таким названием, обозначению нецелесообразно предоставлять правовую охрану, за исключением того случая, когда заявителем представлены материалы, подтверждающие то, что потребителем заявленное обозначение воспринималось до даты подачи заявки как обозначение товаров производителя.

Например, обозначению "ТУЛА" для товаров "самовары" и "пряники" нецелесообразно предоставлять правовую охрану, т.к. Тула издавна известна в России как место изготовления самоваров и пряников. Нецелесообразно предоставлять правовую охрану обозначению "МОСКВА" для товара "периодические издания", т.к. Москва известна большим сосредоточением издательств и редакций средств массовой информации. Однако, если заявитель представит материалы, подтверждающие то, что потребителем заявленное обозначение воспринималось до даты подачи заявки как обозначение товара производителя, заявленному обозначению может быть предоставлена правовая охрана. Вероятнее всего, такие материалы могли бы быть представлены редакцией широко известного до недавнего времени в России литературно - художественного и общественно - политического журнала "Москва".

Данное правило применимо и в том случае, если заявленное на регистрацию географическое название не соответствует действительному названию места производства или сбыта товара и нахождения производителя. Говоря иначе, если заявитель представит материалы, подтверждающие то, что географическое название, которое не соответствует названию действительного места нахождения производителя, воспринималось потребителем до даты подачи заявки как товарный знак производителя, заявленному обозначению может быть предоставлена правовая охрана.

В случае если такое географическое название составляет часть заявленного обозначения, регистрация обозначения может быть произведена с указанием географического названия в качестве неохраняемого элемента.

(2.2.2) Если на регистрацию заявлено малоизвестное географическое название, которое указывает на место производства или сбыта товара и нахождения производителя, но источники информации не содержат сведений о нем либо эти сведения содержатся в редких специальных изданиях, что позволяет признать заявленное географическое название практически неизвестным рядовому потребителю, ему может быть предоставлена правовая охрана.

Например, может быть предоставлена правовая охрана обозначению "АХТЫРКИ", заявленному в отношении услуг по выполнению иконописных работ, обозначению "МУТОВКИ", заявленному в отношении товара "посуда деревянная".

Если такое географическое название составляет часть заявленного обозначения, регистрация может быть произведена без указания его в качестве неохраняемого элемента.