VI. Область научных знаний: 6. Гуманитарные науки
Направления науки: 6.1. Исторические науки; 6.2.
Филологические науки; 6.3. Искусствоведение (искусство,
история искусств, исполнительское искусство, музыка)
Основные научные задачи и ожидаемые прорывные результаты
на 2021 - 2030 годы
Среди ключевых научных задач, решение которых призвано обозначить фундаментальную и научно-практическую значимость гуманитарных наук, следует выделить следующие.
Конститутивной особенностью современного (информационного) общества является знание. Соответственно в этих условиях резко возрастает роль знания о самом знании: его производстве, трансляции, рецепции и применении. Актуальным и востребованным становится анализ различных исследовательских логик, схем работы с материалом, разработка моделей их сочетания и применения. Центральным вопросом развития науки станет вопрос о том, как именно организационные, институциональные инновации и организационные схемы приведут к действительному приращению знаний, ярким идеям и продуктивным открытиям. Технологии, цифровизация, правовая и политическая сферы, менеджмент, образование требуют формирования навыков рационального мышления, способности суждения при принятии решений. Важным интеллектуальным ресурсом становится направление науки о человеке, сквозные исследования в широком междисциплинарном ключе социально-гуманитарного знания и его взаимодействие с естественными науками.
Требует осмысления социально-гуманитарный аспект функционирования науки и инноваций, проблемы, связанные с нарастающим влиянием науки на общество в самых разных аспектах - от экономического и инновационно-технического до ценностного. Открытия в областях естественно-научного и точного знания часто связаны с проблемами воздействия кибер-, нейро- и биотехнологий на природу человека, его образ в информационно-виртуальных полях. Перспективным направлением научных исследований является гуманитарная диагностика и экспертиза технологических проектов, которые могут стать источником самых разнообразных конфликтов.
Современные нейронауки и когнитивные подходы, натуралистские и биологические модели опираются на традицию изучения представлений об устройстве и предназначении индивида и общества. Наблюдаемое взаимодействие с науками о природе нуждается в фундированном историко-социальном рассмотрении, что позволяет предложить и обосновать прогноз взаимодействия гуманитарных и естественно-научных подходов на ближайший период научного развития. Результатом этого взаимодействия должно стать создание новых теоретических подходов и языков описания, разработка практических решений, связанных с прогнозированием и форсайтами, оценкой состояния общества (в том числе через создание индексов), экспертизой возможных сценариев управленческих решений, разработкой программ социально-экономического развития, формированием ценностных ориентаций и образовательных перспектив, оказанием психологической помощи населению.
В пространстве современного гуманитарного знания наблюдается дефицит исследований в области культуры. В изучении современной культуры перспективной научной задачей является изучение функционирования культурных институций, механизмов производства и потребления культурной продукции - книг, фильмов, произведений изобразительного искусства. Центральным является научный вопрос рецепции культурной продукции зрителями, читателями, слушателями и управления этим процессом.
Одной из важнейших научных задач в гуманитарных науках является изучение взаимоотношений профессионального гуманитарного знания и общества. Благодаря наличию и постоянному развитию информационно-медийной среды у гуманитариев возникает конкуренция с другими видами знания (прежде всего, обыденным знанием), которые транслируются через каналы медийного пространства, заметно вытесняя продукты профессионального знания, заменяя их имитирующими научность субститутами, идеологизированными стереотипами, установками обыденного сознания.
Приоритетными научными задачами гуманитарных исследований являются изучение наследия, памяти, самобытности, их отражение в культурных и научных коллекциях, архивах и музеях, чтобы лучше понимать настоящее посредством более широкого толкования прошлого; изучение истории, литературы, искусства, философии и религий стран и регионов, способов их воздействия на современное разнообразие, исследование взаимного влияния и связей между регионами мира.
Актуальным направлением междисциплинарных исследований являются цифровые технологии в гуманитарных науках. Спектр возникающих в этом направлении вопросов чрезвычайно широк - от разработки прикладных практик оцифровки текстов до эпистемологических проблем, связанных с симбиозом технологических и гуманитарных аспектов познания, способности критически и дифференцированно оценивать содержание письменных и визуальных сообщений средств массовой информации. Актуальной задачей является соединение традиционных подходов к исследованию текстов и современных методов обработки и интерпретации данных.
Каждая из указанных научных задач представляет собой фундаментальную проблему, которая не может быть решена с помощью независимого и секторального подхода, а требует скоординированных и целостных подходов. Важными исходными установками должны стать отказ от рассмотрения приоритетных задач исключительно в рамках дисциплинарного знания и обращение к междисциплинарному по своей сути знанию общенаучного типа, интеграция естественно-научных и гуманитарных подходов, идейного и концептуального потенциала синергетики, диатропики, клио-динамики, мир-системного подхода, цивилизационных исследований, глобалистики, культурных исследований, когнитивистики и уже в едином пространстве трансдисциплинарности.
Направление науки: 6.1. Исторические науки
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
6.1.1. Теория, методология и история исторической науки
|
6.1.1.1. Разработка новых теоретико-методологических подходов понимания прошлого
|
6.1.1.2. Историческая политика в Российской Федерации и современном мире
|
|
6.1.1.3. Внедрение методов естественных наук и информатики в исторической науке
|
|
6.1.1.4. История исторической науки и историография
|
|
6.1.1.5. История естествознания и техники
|
|
6.1.1.6. Источниковедение
|
|
6.1.2. Антропология и этнология
|
6.1.2.1. Разработка и внедрение современных теорий социально-культурной антропологии и этнологии в понимании культурно-сложных обществ
|
6.1.2.2. Междисциплинарные методы в физической (биологической) антропологии
|
|
6.1.2.3. Эволюционная антропология и палеоантропология человеческих популяций
|
|
6.1.2.4. Биосоциальные исследования природы человека
|
|
6.1.2.5. Исследование коэволюции биологического и социального в человеке
|
|
6.1.2.6. Изучение этологических основ поведения человека и коллективов
|
|
6.1.2.7. Исследование форм идентичности в российском обществе
|
|
6.1.2.8. Формы социальной организации и социальные группы в прошлом и настоящем
|
|
6.1.2.9. Разработка социолингвистики, языковых ситуаций и языковой политики в Российской Федерации и в мире
|
|
6.1.2.10. Исследования социально-культурной природы власти и политических институтов в Российской Федерации
|
|
6.1.2.11. Изучение миграционных процессов, проблем адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации
|
|
6.1.2.12. Новые статус и роли религиозных систем и институтов, межконфессиональные отношения и конфликты
|
|
6.1.2.13. Динамика этнодемографических процессов в мире. Этнокультурный облик населения Российской Федерации и мира
|
|
6.1.2.14. Исследование меняющейся роли традиционных культуры и институтов
|
|
6.1.2.15. Социально-культурная антропология социальных трансформаций
|
|
6.1.3. Археология
|
6.1.3.1. Теоретические основы археологии и современные подходы к реконструкции прошлого по археологическим материалам
|
6.1.3.2. История археологической мысли и общественный потенциал археологии
|
|
6.1.3.3. Сохранение археологического наследия в условиях современного развития и техногенного преобразования ландшафтов: концептуальные основы и практика
|
|
6.1.3.4. Принципы периодизации и хронологии и развитие современных методов датирования археологических древностей
|
|
6.1.3.5. Реконструкции палеосреды и древних технологий с использованием методов естественных наук
|
|
6.1.3.6. Комплексное изучение исторической динамики, эколого-демографического и генетического разнообразия палеопопуляций
|
|
6.1.3.7. Палеолит Евразии. Пути и динамика первоначального расселения человечества и закономерности культурно-исторического развития палеолитических сообществ
|
|
6.1.3.8. Проблемы неолитизации и становление древнейших очагов производящего хозяйства на территории Евразии
|
|
6.1.3.9. Культурные и технологические инновации и миграции бронзового века в Евразии
|
|
6.1.3.10. Преемственность и трансформации в развитии культур и древних обществ раннего железного века на территории Российской Федерации
|
|
6.1.3.11. Первобытное искусство в контексте изучения сознания, духовного мира и символических практик древних обществ
|
|
6.1.3.12. Центры и периферия античного мира; взаимодействие античной и варварской культур на юге России по археологическим данным
|
|
6.1.3.13. Культурное взаимодействие, общественные отношения и становление ранних государств в Евразии в эпоху Великого переселения народов и средневековья
|
|
6.1.3.14. Этнокультурное многообразие средневековой Евразии в археологическом освещении
|
|
6.1.3.15. Городские центры, сельские ландшафты и культурная идентичность средневековой Руси по археологическим данным
|
|
6.1.3.16. Археологическое наследие Московской Руси и Российской империи в контексте изучения расселения, культуры и социальных отношений
|
|
6.1.4. Древняя история Руси (доимперский период)
|
6.1.4.1. Народы и государства Восточной Европы и Северной Азии в I тысячелетии н.э.
|
6.1.4.2. Новые разработки истории и культуры Древнерусского государства и восточнославянского единства
|
|
6.1.4.3. Эволюция и взаимодействие государственных образований на Руси в XIII - XV веках
|
|
6.1.4.4. Место Новгорода и Новгородской земли в X - XV веках в российской истории
|
|
6.1.4.5. Образование и история Русского государства в XV - XVI веках и его место в мире
|
|
6.1.4.6. Исследование эпохи Смуты и путей ее преодоления в Русском государстве
|
|
6.1.4.7. Социально-политическое, экономическое и культурное развитие Российской Федерации в XVII веке
|
|
6.1.4.8. Исследование преобразований Петра Великого и образования Российской империи
|
|
6.1.4.9. Полиэтничный мир и общеславянское единство в русской истории
|
|
6.1.5. История Российской империи и СССР
|
6.1.5.1. Ключевые факторы и события в истории Российской Федерации в XVIII - XIX веках. Территориальный рост и освоение российского пространства; формирование общероссийского самосознания и развитие этнической периферии
|
6.1.5.2. Новые трактовки истории России накануне и в период Первой мировой войны
|
|
6.1.5.3. Великая российская революция как феномен мировой истории
|
|
6.1.5.4. Изучение и новые оценки природы советской власти и сталинской модели социализма в СССР
|
|
6.1.5.5. СССР в Великой Отечественной войне (1941 - 1945 годы) и роль Великой Победы
|
|
6.1.5.6. Оценки послевоенного периода советской истории
|
|
6.1.5.7. Исследование факторов распада СССР и его геополитического воздействия
|
|
6.1.5.8. Российские трансформации в 1990-х годах и их историческая оценка
|
|
6.1.5.9. Укрепление государственности и влияния в мире Российской Федерации в начале XXI века
|
|
6.1.6. История Российской Федерации по направлениям исследований
|
6.1.6.1. История российской государственности и политических институтов
|
6.1.6.2. Социально-экономическая история Российской Федерации
|
|
6.1.6.3. История культуры и мировые культурные достижения Российской Федерации
|
|
6.1.6.4. Исследование человека и повседневности в Российской Федерации
|
|
6.1.6.5. История религий и церкви в Российской Федерации
|
|
6.1.6.6. История внешней политики Российской Федерации
|
|
6.1.6.7. Военная история Российской Федерации
|
|
6.1.6.8. История русского зарубежья
|
|
6.1.7. История Древнего мира
|
6.1.7.1. Археологические, архивные и документальные разработки истории и культуры древнейших государств мира
|
6.1.7.2. Античное Средиземноморье и его значение в мировой истории
|
|
6.1.7.3. Изучение эллинизма и постэллинистических государств Востока
|
|
6.1.7.4. История и культура Римской республики и Римской империи
|
|
6.1.7.5. Исследование раннего христианства и иудаизма
|
|
6.1.7.6. "Великое переселение народов" и его оценка в мировой истории
|
|
6.1.8. Изучение Средневековья в Европе
|
6.1.8.1. Концептуальные подходы к изучению Средневековья
|
6.1.8.2. Научное осмысление эпохи Средневековья и генезиса феодализма как системы
|
|
6.1.8.3. История Византии и ее отношений с Русским государством
|
|
6.1.8.4. Проблемы аграрного развития и средневекового урбанизма
|
|
6.1.8.5. Изучение государственного строя и институтов сословного представительства
|
|
6.1.8.6. Культура Средневековья и ее место в современной культуре
|
|
6.1.8.7. Зарождение ислама, история Халифата и культура мусульманского Востока
|
|
6.1.8.8. Русь, Московия и средневековая Европа: история отношений и взаимовлияний
|
|
6.1.9. Исследования истории Нового времени
|
6.1.9.1. Географические открытия и европейская колонизация
|
6.1.9.2. Реформация и Контрреформация
|
|
6.1.9.3. Научная революция XVII века
|
|
6.1.9.4. Страны и регионы Европы в XVI - XVIII веках
|
|
6.1.10. Новая и новейшая история стран мира
|
6.1.10.1. Модернизационные процессы и социально-экономическое развитие в XVI - XIX веках
|
6.1.10.2. Эволюции политических структур и политических теорий
|
|
6.1.10.3. Международные отношения в XVI - XIX веках
|
|
6.1.10.4. Наука и культура Нового времени. Век Просвещения
|
|
6.1.10.5. Европейские революции и становление национальных государств
|
|
6.1.10.6. Славянские народы и государства в новое и новейшее время
|
|
6.1.10.7. Современное осмысление природы колониальных империй XVIII - XIX веков
|
|
6.1.10.8. Демографические сдвиги и миграционные процессы
|
|
6.1.10.9. История общественной мысли и духовной культуры
|
|
6.1.10.10. Мир в начале XX века и Первая мировая война
|
|
6.1.10.11. Страны мира и международные отношения в межвоенный период
|
|
6.1.10.12. Вторая мировая война
|
|
6.1.10.13. Страны мира во второй половине XX - начале XXI века
|
|
6.1.10.14. Международные отношения в конце XX - начале XXI века
|
|
6.1.10.15. Деколонизация и распад колониальных империй
|
|
6.1.10.16. Формирование и распад социалистического блока
|
|
6.1.10.17. Интеграционные объединения во второй половине XX - начале XXI века
|
|
6.1.10.18. Демографические сдвиги и миграционные процессы в XX - начале XXI века
|
|
6.1.10.19. Развитие науки и техники в XX - начале XXI века
|
|
6.1.11. История стран ближнего зарубежья
|
6.1.11.1. Развитие и проблемы новых государств на постсоветском пространстве
|
6.1.11.2. Исследование стран ближнего зарубежья в системе международных отношений
|
|
6.1.11.3. Демографические, миграционные, языковые и культурные процессы. Диаспоры и судьбы Русского мира
|
|
6.1.12. Специальные исторические дисциплины
|
6.1.12.1. Новые методы в археографии и архивоведении
|
6.1.12.2. Междисциплинарные подходы и методы естественных наук в палеографии, генеалогии, других вспомогательных исторических дисциплинах
|
|
6.1.12.3. Историческая география и историческая демография в изучении истории Российской Федерации
|
|
6.1.13. Музееведение и охрана историко-культурного наследия
|
6.1.13.1. Современные подходы к институту музея и музейной деятельности
|
6.1.13.2. Охрана и реставрация архитектурных памятников
|
|
6.1.13.3. Охрана и реставрация документов
|
|
6.1.13.4. Охрана и реставрация материальных объектов
|
Направление науки: 6.2. Филологические науки
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
6.2.1. Разработка современных лингвистических теорий и их приложений для описания языковых систем и изучения активных процессов в языках мира
|
6.2.1.1. Изучение природы языка и его функций
|
6.2.1.2. Создание современных теорий и моделей языка
|
|
6.2.1.3. Проблемы сравнительно-исторического и типологического изучения языков мира и языковых ареалов; ареальная лингвистика
|
|
6.2.1.4. Типология и универсалии; контрастивная лингвистика
|
|
6.2.1.5. Изучение языковой способности человека; язык и мозг; нейролингвистика и психолингвистика
|
|
6.2.1.6. Теоретические аспекты изучения языка в онтогенезе
|
|
6.2.1.7 Актуальные проблемы фонетики, фонологии, морфонологии и грамматической теории
|
|
6.2.1.8. Исследование проблем лексикологии, лингвистической семантики, прагматики; теория речевых актов
|
|
6.2.1.9. Разработка теории системной лексикографии
|
|
6.2.1.10. Исследование синтаксических единиц, конструкций и синтаксических процессов
|
|
6.2.1.11. Социолингвистическое изучение языковой вариативности
|
|
6.2.1.12. Исследование языковых контактов; креольские языки и пиджины
|
|
6.2.1.13. Разработка лингвистических основ переводоведения
|
|
6.2.2. Принципы описания и изучения языков разных языковых семей и построение лингвистических корпусов и информационных систем обработки текстов
|
6.2.2.1. Принципы классификации языков и проблемы лингвистической типологии
|
6.2.2.2. Исследование проблем праиндоевропейской реконструкции, славянского и балканского языкознания
|
|
6.2.2.3. Реконструкция праславянского лексического фонда и его лексикографическое представление
|
|
6.2.2.4. Документация языков народов Российской Федерации и разработка их фундаментальных описаний, создание и развитие корпусов языков народов Российской Федерации
|
|
6.2.2.5. Создание академических словарей языков народов Российской Федерации
|
|
6.2.3. Изучение грамматического и лексического строя современного русского языка и его исторического развития
|
6.2.3.1. Теоретические вопросы истории древнерусской письменности и русского литературного языка
|
6.2.3.2. Лингвистическая документация памятников русской письменности
|
|
6.2.3.3. Теоретические основы истории русского литературного языка
|
|
6.2.3.4. Исследования проблем фонетического, лексического и грамматического строя современного русского языка
|
|
6.2.3.5. Проблемы создания репрезентативных корпусов русской устной речи и ее описания
|
|
6.2.3.6. Научная оценка речевых инноваций с точки зрения их нормативности и кодификация орфографических, орфоэпических, лексических и грамматических норм
|
|
6.2.3.7. Анализ активных процессов в современном русском языке. Региональные варианты русского языка
|
|
6.2.3.8. Социальные и прагматические аспекты функционирования русского языка; русские жаргоны и арго
|
|
6.2.3.9. Изучение изобразительных средств русского языка; язык средств массовой информации
|
|
6.2.3.10. Разработка и создание фундаментальных словарей русского языка различных типов: толковых, орфографических, орфоэпических, фразеологических, этимологических, исторических, диалектных и др.
|
|
6.2.3.11. Корпусы текстов и базы данных
|
|
6.2.3.12. Анализ взаимодействия языков народов Российской Федерации и русского языка
|
|
6.2.4. Фундаментальные исследования фольклора
|
6.2.4.1. Изучение взаимодействия фольклора и мифологии по памятникам древности и средневековья
|
6.2.4.2. "Живые" фольклорно-мифологические традиции
|
|
6.2.4.3. Традиционные практики обыденной семейной и социальной жизни
|
|
6.2.4.4. Музыкальный фольклор и народная хореография; изобразительный фольклор
|
|
6.2.4.5. Фольклор индустриальной и постиндустриальной эпохи; современный городской фольклор
|
|
6.2.4.6. Проблемы хранения, издания, каталогизации фольклорных материалов
|
|
6.2.5. Теория и история отечественной и мировой литературы
|
6.2.5.1. Теоретические проблемы литературного процесса
|
6.2.5.2. Фундаментальные исследования национальных литератур народов мира в историко-литературном, сравнительно-типологическом и теоретическом аспектах
|
|
6.2.5.3. Текстологические исследования и издания произведений русской и мировой литературы
|
|
6.2.5.4. Поэтика древнерусской литературы
|
|
6.2.5.5. Развитие русской литературы в XVIII - начале XX века
|
|
6.2.5.6. Анализ современной русской литературы в контексте проблем преемственности художественных и культурных традиций
|
|
6.2.5.7. Проблемы взаимодействия литературных, художественных и культурных традиций: литература и театр, музыка, изобразительное искусство, философия
|
|
6.2.5.8. Научные комментированные публикации литературных памятников народов Российской Федерации
|
|
6.2.5.9. Изучение теоретических вопросов литературного перевода
|
|
6.2.5.10. Разработка информационных технологий представления литературных памятников
|
Направление науки: 6.3. Искусствоведение (искусство,
история искусств, исполнительское искусство, музыка)
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Русская художественная культура: национальные особенности и мировой контекст (6.3.1 - 6.3.5)
|
|
6.3.1. Русское изобразительное искусство, скульптура и архитектура
|
6.3.1.1. Древнерусское искусство и архитектура
|
6.3.1.2. Русское искусство и архитектура XVIII - XIX веков
|
|
6.3.1.3. Русское (советское) искусство и архитектура XX века
|
|
6.3.1.4. Основные тенденции развития искусства в XXI веке
|
|
6.3.1.5. Свод памятников архитектуры и монументального искусства Российской Федерации (по субъектам Российской Федерации)
|
|
6.3.2. Русское музыкальное искусство
|
6.3.2.1. Исследования в области русской музыкальной медиевистики
|
6.3.2.2. Музыкальная культура России XVIII - XIX веков
|
|
6.3.2.3. Музыкальная культура советской России XX века
|
|
6.3.2.4. Основные тенденции развития музыкального искусства в XVIII - XXI веках
|
|
6.3.2.5. История музыкального исполнительства в России
|
|
6.3.2.6. Академические полные собрания сочинений русских композиторов - классиков (П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки и др.)
|
|
6.3.2.7. Создание энциклопедий русских композиторов - классиков
|
|
6.3.2.8. Антология русской музыки XVII - XX веков
|
|
6.3.2.9. Русская духовная музыка в документах и материалах
|
|
6.3.2.10. Историко-теоретические исследования музыки (основные понятия, терминология, приемы композиции и др.)
|
|
6.3.3. История русского театрального искусства и музыкального театра
|
6.3.3.1. Актерское искусство XIX - XXI веков
|
6.3.3.2. Искусство сценографии XIX - XXI веков
|
|
6.3.3.3. Публикация документов и материалов по истории русского театра
|
|
6.3.3.4. Документальная хроника истории русского театра
|
|
6.3.3.5. История русского театрального искусства, в том числе музыкального театрального искусства
|
|
6.3.3.6. История русского балета
|
|
6.3.3.7. Творческое наследие великих русских театральных режиссеров (К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова и др.)
|
|
6.3.4. Музыкально-поэтический фольклор и народное искусство
|
6.3.4.1. История науки о фольклоре в России XIX - XXI веков
|
6.3.4.2. Музыкально-поэтический фольклор как нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации
|
|
6.3.4.3. Творчество наивных художников и аутсайдеров
|
|
6.3.5. История русского и советского киноискусства в контексте мирового кинематографа
|
6.3.5.1. Великие литературные судьбы в современных кинообразах
|
6.3.5.2. Творчество выдающихся отечественных кинорежиссеров и актеров
|
|
Мировая художественная культура (6.3.6 - 6.3.9)
|
|
6.3.6. История изобразительного искусства и архитектуры
|
6.3.6.1. Античное искусство и архитектура
|
6.3.6.2. Византийское искусство и архитектура
|
|
6.3.6.3. Средневековое искусство и архитектура
|
|
6.3.6.4. Искусство и архитектура Нового времени
|
|
6.3.6.5. Искусство и архитектура XX - XXI веков
|
|
6.3.6.6. Искусство и архитектура стран Центральной Европы XX века
|
|
6.3.7. История театрального и зрелищного искусства
|
6.3.7.1. Античный театр
|
6.3.7.2. Средневековые театрализованные зрелища
|
|
6.3.7.3. Театр Нового времени
|
|
6.3.7.4. Европейский театр новейшего времени
|
|
6.3.7.5. Изучение истории русской театральной эмиграции в Европе и ее влияния на мировой театральный процесс
|
|
6.3.7.6. Театральная критика
|
|
6.3.8. История мировой и европейской музыкальной культуры
|
6.3.8.1. Музыкальная культура XVII - XVIII веков
|
6.3.8.2. Музыкальная культура XIX - XXI веков
|
|
6.3.8.3. Музыкальное исполнительство
|
|
6.3.8.4. Теоретические аспекты музыки
|
|
6.3.9. История кинематографа
|
6.3.9.1. История кино (тенденции, центры, фестивальная практика)
|
6.3.9.2. Мастера европейского кино
|
|
6.3.10. Художественная культура Азии и Африки
|
6.3.10.1. Изобразительное искусство и архитектура стран Азии и Африки
|
6.3.10.2. Театрально-зрелищное и музыкальное искусство стран Азии и Африки
|
|
6.3.11. Искусство в современном медийном пространстве
|
6.3.11.1. Экранные медиа и литература
|
6.3.11.2. Визуальная культура современных массмедиа
|
|
6.3.11.3. Звуковая культура современных массмедиа
|
|
6.3.12. Теория искусства и эстетика
|
6.3.12.1. История науки об искусстве
|
6.3.12.2. Семиотические проблемы языка искусства
|
|
6.3.12.3. История эстетической мысли
|
|
6.3.12.4. Методология искусствознания
|
|
6.3.12.5. Теория искусствознания
|
|
6.3.12.6. Эволюция языка искусства (виды, жанры, стили)
|
|
6.3.13. Социология искусства
|
6.3.13.1. Социологические исследования аудитории изобразительного искусства
|
6.3.13.2. Социологические исследования аудитории исполнительских искусств
|
|
6.3.13.3. Изучение культурного и экономического поведения аудитории искусства
|
|
6.3.14. Основы культурной политики и экономика искусства
|
6.3.14.1. Институты самоорганизации в сфере культуры: российский феномен
|
6.3.14.2. Культурное наследие: финансовые модели и правовые основы
|
|
6.3.14.3. Культурный потенциал регионов Российской Федерации
|
|
6.3.14.4. Занятость и оплата труда в сфере искусства (экономико-статистический анализ)
|
|
6.3.14.5. Экономика и система управления организациями и учреждениями культуры
|
|
6.3.14.6. Благотворительность, филантропия, спонсорство в сфере культуры и искусства
|
|
6.3.15. Стратегии охраны культурного наследия и разработка реставрационных методик
|
6.3.15.1. Выявление, сохранение и использование объектов материального культурного наследия народов Российской Федерации
|
6.3.15.2. Выявление, сохранение и использование нематериального культурного наследия народов Российской Федерации
|
|
6.3.15.3. Сохранение и использование объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных в Российской Федерации.
|
|
6.3.15.4. Выявление, фиксация и использование объектов подводного наследия
|
|
6.3.15.5. Сохранение и использование исторических городов и сельских поселений в Российской Федерации
|
|
6.3.15.6. Сохранение и использование народных художественных промыслов и традиционных технологий
|
|
6.3.15.7. Сохранение и использование исторических территорий, культурного ландшафта, природного наследия, усадебной и садово-парковой культуры
|
|
6.3.15.8. Выявление и сохранение объектов материального культурного наследия в российской части Арктики
|
|
6.3.15.9. Изучение русского традиционного судостроения
|
|
6.3.15.10. Разработка стратегий и методик реставрации объектов культурного наследия Российской Федерации
|
|
6.3.16. Особенности развития техник и технологий в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне
|
6.3.16.1. Изучение и совершенствование технологий создания произведений изобразительного искусства, архитектуры, дизайна
|
6.3.16.2. Исследования новых техник и технологий в целях создания научной базы данных и дальнейшего внедрения в экспериментальное пространство современного искусства
|
|
6.3.16.3. Восстановление и разработка технологий производства художественных материалов
|
|
6.3.17. Анализ актуальных процессов развития современной культуры
|
6.3.17.1. Исследования актуальных направлений развития современной отечественной и зарубежной художественной культуры
|
6.3.17.2. Мониторинг актуальных направлений научных исследований и научно-выставочной деятельности сферы изобразительного искусства и архитектуры
|
|
6.3.17.3. Научно-исследовательские и научно-образовательные программы в музеях Российской Федерации и мира: изучение опыта и развития инновационных программ
|
|
6.3.17.4. Историко-архивные и библиотечно-библиографические исследования художественной культуры
|
|
6.3.17.5. Проведение научной экспертизы произведений искусства с целью их исследования и оценки в контексте экспертно-нормативной работы
|
|
6.3.18. Искусство в контексте развития современного гуманитарного образования
|
6.3.18.1. Особенности развития новейших художественных течений
|
6.3.18.2. Развитие академического образования в сфере искусства
|
|
6.3.18.3. Традиции и современные пути развития академического образования: преподавание живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, искусствознания, новейших художественных течений и новых дисциплин
|
|
6.3.18.4. Роль искусства в системе образования современного человека и всестороннего развития личности
|
|
6.3.18.5. Искусство, в том числе изобразительное, в системе эстетического, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества
|