V. Область научных знаний: 5. Общественные науки
Направления науки: 5.1. Философия; 5.2. Социология;
5.3. Юридические науки; 5.4. Политические науки; 5.5.
Психологические и когнитивные науки; 5.6. Экономика;
5.7. Науки и образование
Основные научные задачи и ожидаемые прорывные результаты
на 2021 - 2030 годы
В области философии особое значение приобретут масштабные проекты, призванные систематизировать и критически переосмыслить новейшие достижения в области фундаментальной и практической философии, проекты по исследованию всемирной философии в ее историческом развитии, основных понятий, философских направлений и отдельных персоналий.
К основным научным задачам, решаемым российскими философами, относятся анализ ключевых проблем в области философских исследований языка и сознания, философское обоснование цивилизационной безопасности Российской Федерации, опирающейся на долговременную стратегию развития собственного цивилизационного проекта и разработку проекта глобализации как всечеловеческого содружества культур, переосмысление теоретического образа морали на основе результатов когнитивных, нейропсихологических, биоэволюционных и этико-прикладных исследований, изучение мировоззренческих и философских мировых систем в их динамике, прояснение связи между логико-смысловой сферой интеллектуального универсума и структурой конкретного языка.
Основные научные задачи социологов и политологов будут находиться в области изучения состояния и динамики развития современного российского общества (изменения в социальной структуре и общественном сознании), эволюции институциональной сферы. Особое внимание будет уделяться болевым точкам российской общественной жизни - последствиям социального, регионального и культурного неравенства, социальным конфликтам и напряжениям, которые ставят под сомнение достигнутый обществом уровень консолидации. Будет разработана стратегия демографической политики Российской Федерации на период до 2050 года, в рамках которой будут предложены резервы преодоления демографического кризиса и методология оценки эффективности действий государства в данном направлении. Среди основных задач социологии на перспективу ближайших десяти лет особое значение будут иметь исследование социальных процессов и поведения социальных групп в изменяющемся обществе, освоение техник анализа больших данных и соотнесения их с данными, полученными традиционными социологическими методами для формирования полной картины социальной реальности, анализ социокультурной трансформации российского общества в условиях цифровизации, моделирование влияния информационных технологий на экономический рост и качество жизни, поиск и обоснование адекватной вызовам социальной политики на всех уровнях принятия решений.
В числе основных научных задач политологии следует выделить выявление закономерностей морально-политической регуляции современных обществ в национальном и глобальном аспекте, расширение компаративистских исследований и разработку исторических аспектов политических процессов, изучение политических медиакоммуникаций в условиях цифрового общества, осмысление влияния интеллектуальных систем (в том числе искусственного интеллекта) на современную политическую теорию, политическое сознание и военную политику стран.
Дальнейшее развитие теоретико-правовых и историко-правовых исследований будет связано с необходимостью повышения роли научного сообщества в разработке, обсуждении и реализации решений, определенных Стратегией, поиском инновационной модели развития государственно-правовых институтов. Это потребует решения целого ряда научных задач, среди которых особое значение имеет переосмысление концепции государственного суверенитета, правового регулирования разграничения юрисдикции государств, использования различных социальных регуляторов в формировании правосознания и общественного мнения.
В центре внимания будут оставаться вопросы взаимодействия международного и внутригосударственного права, трансформации и сближения форм права, взаимодействия публичного и частного правового регулирования, правового и информационного пространства, нарастания процессуальности в правовом регулировании, проблемы демократии в глобализирующемся мире, повышения роли государства как регулятора интеграционных и модернизационных процессов с учетом национальных интересов, исторических и культурных традиций. Необходимы междисциплинарные исследования в сфере правового регулирования вопросов международной информационной безопасности, развития робототехники, уточнения правового статуса искусственного интеллекта. Требуется разработка понятия и содержания сервисного предназначения исполнительной власти в социально-экономической сфере, выявление правовых пробелов и коллизий административного законодательства, совершенствование правового регулирования в целях оптимизации административно-правовых форм и методов деятельности органов исполнительной власти, поиск оптимального соотношения контрольной и надзорной деятельности государственного управления. Важными задачами являются создание комфортной правовой среды для глобального технологического лидерства Российской Федерации, дальнейшее развитие предпринимательского права с опорой на идеи корпоративного права, нормативно-правовое регулирование применения в предпринимательстве цифровых платформ и промышленного интернета. Будут продолжены развитие доктрины формирования и осуществления экологического права для обеспечения исполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", создание правовых основ стимулирования разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья. В центре внимания будут находиться правовые аспекты освоения Арктического шельфа, тесно связанные с защитой национальных интересов Российской Федерации.
Основные научные задачи психологической науки будут связаны с изучением закономерностей функционирования и развития психики человека в условиях радикальных технологических, социокультурных, экономических, демографических и климатических изменений. Особое внимание будет уделяться макропсихологическому состоянию общества, психологическим факторам конкурентоспособности страны и межкультурному взаимодействию в условиях глобальной нестабильности, в том числе прогнозированию психологических последствий реализации управленческих решений и законодательных инициатив, психологическим механизмам, обеспечивающим потенциал производительных сил и экономическое развитие регионов. Одним из приоритетных направлений являются исследования психологического благополучия россиян, психического здоровья, развития детей и семьи.
В центре внимания психологов будет находиться взаимодействие человека и высоких технологий, в том числе - исследования психологических закономерностей взаимодействия человека с системами искусственного интеллекта и робототехникой, поиск возможностей повышения эффективности традиционных и дистанционных образовательных технологий в условиях цифровой трансформации, разработка математических моделей и "цифровых близнецов", позволяющих прогнозировать социально-психологические процессы с опорой на "цифровые следы" личности и группы, анализ больших данных при изучении динамики макропсихологических характеристик российского общества. В области изучения когнитивных процессов человека наряду с фундаментальными исследованиями все более актуальными будут разработки, направленные на снижение подверженности личности и группы манипуляциям в условиях информационных войн и киберопераций.
Исследования в сфере экономической науки будут связаны с решением целого ряда научных задач. В области теорий государства в экономике все более актуальной задачей является исследование "провалов патерналистского государства" - комбинации изъянов общественного выбора и управленческих провалов, нейтрализация которых требует развития институтов гражданского общества и самоорганизации граждан, разработка нового понимания функций государства, свободного от априорно негативной интерпретации государственной активности. В области макроэкономических исследований будут разработаны основные положения социально-экономической стратегии Российской Федерации на период до 2050 года в контексте обеспечения национальной безопасности. Предстоит выявить оптимальное сочетание между либеральными и дирижистскими подходами в рамках национальной экономической политики, разработать меры монетарной политики, которые не влекут за собой сдерживание темпов экономического роста, но при этом сохраняют устойчивость рубля и умеренность темпов инфляции. Необходимо найти решения, которые обеспечат интенсификацию инвестиционных процессов в отечественной экономике, разработать предложения по совершенствованию институтов, влияющих на экономическое развитие страны. Дальнейшие исследования позволят углубить понимание взаимосвязи между качеством человеческого капитала и темпами экономического роста, разработать меры по повышению качества трудовых ресурсов и снижению безработицы, предложить меры по ускорению инновационных процессов и внедрению передовых технологий в российской экономике. В рамках развития методологии системного моделирования взаимодействия макроэкономических и пространственных факторов социально-экономического развития России предстоит усложнить внутреннюю структуру прогнозных моделей, увеличить горизонт планирования, скорость и вариативность прогнозных расчетов. В области пространственного анализа и моделирования с привлечением методологии естественных и гуманитарных наук будут проводиться исследования по широкому кругу вопросов, среди которых особое значение будут иметь интеграция Российской Федерации в мировое пространство, исследования внешнеэкономических и внешнеполитических факторов пространственного развития страны, проблемы модернизации технологий и инфраструктуры пространственной связности, проблемы развития макрорегионов страны и преодоления пространственного неравенства, развития городских агломераций и территорий с особой геополитической ролью, развития Урала, Сибири, Дальнего Востока, Севера и Арктики с учетом государственной политики, глобальных и национальных вызовов. На основании этих исследований будут разработаны стратегии долговременного развития российских макрорегионов. Будет продолжено изучение закономерностей и особенностей инновационных процессов и систем как основы для научного обоснования приоритетов, целей и механизмов научной, инновационной и промышленной политики и стратегии национального развития. В центре внимания исследователей будут процессы возникновения, распространения и восприятия новых технологий (нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, когнитивных и социальных технологий) и связанные с ними изменения поведения потребителей (в том числе представителей "цифрового поколения" россиян), формирование новых рынков, трансформация отраслевых структур, сетевые взаимодействия и инновационные платформы. В области микроэкономических исследований будет проведена разработка методов управления архитектурой предприятия и моделирования предприятия для задач цифровой трансформации бизнеса. Планируется увеличить масштаб и глубину обследований, посвященных экономическому поведению предприятий и домохозяйств, их реакции на экономические процессы и различные меры экономической политики государства, их влиянию на темпы и качество экономического роста в стране, сформулировать предложения по мерам поддержки предприятий и домохозяйств с целью увеличения их вклада в экономическое развитие. В области компьютерного моделирования предполагается разработка и использование агентных, оптимизационных и эконометрических моделей для исследования социально-экономических процессов, инвестиционных программ, анализа качества управления социально-экономическими системами, в том числе с целью повышения качества жизни россиян. Одной из важнейших задач в ближайшие годы будет изучение влияния экономики знаний и информационных технологий на структурные сдвиги, экономический рост и качество жизни. Необходима разработка экономико-математических моделей для исследования развития отраслей повышенного спроса на знания (отрасли наукоемкого сектора экономики и высокие технологии - робототехника, искусственный интеллект и др.) и для анализа и оптимизации влияния макро- и микроэкономических факторов, в первую очередь неравенства доходов, фискальной и денежно-кредитной политики на экономический рост и инновационное развитие на этапе реиндустриализации, цифровизации экономики, осуществления 4-й промышленной революции. Будут продолжены исследования в области системной оптимизации функционирования мезоэкономических, микроэкономических и корпоративных структур. Планируется создание единой системной многоуровневой теории и моделей эволюции функционирования и взаимодействия социально-экономических объектов на нано-, микро- и мезоэкономическом уровне. Среди важных направлений исследований следует выделить развитие методологии макроэкономических измерений и анализа длинноволновой динамики экономического развития, обоснование мер государственной поддержки потребления низкодоходных групп населения, разработка проблем создания и развития единого и безопасного информационного пространства для экономических исследований с использованием современных и перспективных информационных технологий.
Направление науки: 5.1. Философия
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
5.1.1. Философия
|
5.1.1.1. Фундаментальная и практическая философия: анализ современных цивилизационных и интеллектуальных вызовов
|
5.1.1.2. Цивилизационное развитие российского общества в контексте философских и политико-правовых междисциплинарных исследований
|
|
5.1.1.3. Философские исследования языка и сознания
|
|
5.1.1.4. Философия в публичном пространстве (социальная философия, этика, эстетика, философия религии, философская антропология)
|
|
5.1.1.5. Социально-политическая философия и философия культуры
|
|
5.1.2. История философии
|
5.1.2.1. История философии
|
5.1.3 Философия науки и техники
|
5.1.3.1. Философия науки и техники, социальной эпистемологии, новых гуманитарных практик и социальных технологий
|
Направление науки: 5.2. Социология
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
5.2.1. Социология
|
5.2.1.1. Состояние и динамика развития современного российского общества: социальная структура, социальные институты и общественное сознание, уровень и качество жизни
|
5.2.1.2. Теоретико-методологические, методические и прикладные аспекты социологических исследований в изменяющемся обществе
|
|
5.2.1.3. Социальная динамика российского общества в условиях растущего разнообразия неравенств
|
|
5.2.1.4. Анализ и моделирование влияния экономики знаний и информационных технологий на структурные сдвиги, экономический рост и качество жизни
|
|
5.2.1.5. Трансформация социально-экономического пространства и территориального развития Российской Федерации
|
|
5.2.1.6. Социальные перемены в пореформенной Российской Федерации: трансформация социальной структуры, динамика массового сознания и социально-политических процессов
|
|
5.2.1.7. Разработки концепции социологии знания
|
|
5.2.2. Демография
|
5.2.2.1. Разработка стратегии демографической политики Российской Федерации на период до 2050 года: методология оценки результативности и резервы преодоления демографического кризиса
|
5.2.2.2. Трансформация пространственного развития и миграционной политики Российской Федерации в контексте национальной безопасности
|
|
5.2.3. Этнология
|
5.2.3.1. Исследования рисков, прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов, противодействие социокультурным угрозам и идеологическому экстремизму, антропологические исследования религиозной и этнической толерантности
|
5.2.4. Социальные темы
|
5.2.4.1. Социокультурная трансформация российского общества в условиях цифровизации
|
5.2.4.2. Молодежь и молодежная политика в современной Российской Федерации: вызовы, риски и проблемы преемственности поколений
|
|
5.2.4.3. Исследования проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук с акцентом на экономической культуре
|
Направление науки: 5.3. Юридические науки
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
5.3.1. Юриспруденция
|
5.3.1.1. Трансформация парадигмы права в условиях цифровой экономики и глобальных изменений в системе международных отношений
|
5.3.1.2. Правовой статус искусственного интеллекта
|
|
5.3.1.3. Справедливость и право: теоретико-философское обоснование
|
|
5.3.1.4. Правовое регулирование разграничения юрисдикции государств
|
|
5.3.1.5. Саморегулирование как способ государственного управления в сфере физической культуры и спорта, профессионального спорта
|
|
5.3.1.6. В области экологического права: развитие правовых основ внедрения экологически чистых (наилучших доступных) технологий в энергетической сфере; рациональное природопользования как элемент обеспечения экологической и продовольственной безопасности; экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и перспективы преодоления
|
|
5.3.1.7. В области горного права: создание правовых основ стимулирования разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья
|
|
5.3.1.8. Комфортная юрисдикции для глобального технологического лидерства Российской Федерации
|
|
5.3.1.9. Арктический шельф и национальные интересы Российской Федерации
|
|
5.3.1.10. Трудовое право в постиндустриальном (информационном) обществе
|
|
5.3.1.11. Большие вызовы информационной безопасности: национальное и международное правовое обеспечение, правовые риски, перспективные правовые исследования
|
|
5.3.1.12. Публичное и частное правовое регулирование: механизмы взаимодействия и резервы результативности
|
|
5.3.1.13. Демократия в глобализирующемся мире
|
|
5.3.1.14. Оценки научной квалификации научных кадров высшей квалификации
|
|
5.3.2. Правовое регулирование наукоемких технологий
|
5.3.2.1. Персонализация ответственности при использовании беспилотных технологий в промышленности, транспорте, связи
|
5.3.2.2. Правовое регулирование геномных исследований, пределы вмешательства и ответственности; генетический паспорт личности
|
|
5.3.2.3. Создание правовых основ стимулирования развития добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности
|
|
5.3.3. Криминология и пенитенциарная система
|
5.3.3.1. Влияние интернета, цифровых технологий на формирование криминологического статуса общества, отдельных социальных групп и личности
|
5.3.3.2. Использование возможностей цифровых технологий в криминалистических и пенитенциарных целях
|
|
5.3.3.3. Разработка альтернативных систем социального реагирования, направленных на профилактику и пресечение преступного поведения в обществе
|
Направление науки: 5.4. Политические науки
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
5.4.1. Политология
|
5.4.1.1. Морально-политическая регуляция современных обществ в национальном и глобальном аспекте
|
5.4.1.2. Изучение гражданского общества и политической культуры
|
|
5.4.1.3. Политические медиакоммуникации: пропагандистский (контрпропагандистский) дискурс в условиях цифрового общества
|
|
5.4.1.4. Конкурентоспособность Российской Федерации в новых геополитических реалиях: социально-политические, социально-экономические и социально-демографические аспекты
|
|
5.4.1.5. Негосударственные субъекты мировой экономики и политики
|
|
5.4.1.6. Взаимосвязи глобальных и региональных социальных, политических и идеологических процессов
|
|
5.4.1.7. Проблемы идентичности
|
|
5.4.1.8. Гуманитарные аспекты глобальной политики
|
|
5.4.2. Мировая экономика
|
5.4.2.1. Эффективность мирового хозяйства
|
5.4.2.2. Регулирование мировой экономики
|
|
5.4.2.3. Мировая валютно-финансовая система
|
|
5.4.2.4. Экономическая глобализация и локализация
|
|
5.4.2.5. Наука и технологии в мировом хозяйстве: конкуренция и кооперация
|
|
5.4.2.6. Кризисы, рецессии и проблема "вековой стагнации" мировой экономики
|
|
5.4.2.7. Экономические условия и возможности адаптации к глобальным климатическим изменениям
|
|
5.4.2.8. Причины и последствия "энергетического перехода"
|
|
5.4.2.9. Российская Федерация в мировом хозяйстве
|
|
5.4.3. Международные отношения
|
5.4.3.1. Российская Федерация в системе международных отношений
|
5.4.3.2. Военно-политические аспекты мирового развития
|
|
5.4.3.3. Теоретические и прикладные аспекты разработки стратегий национальной безопасности
|
|
5.4.3.4. Сравнительная политология
|
|
5.4.3.5. Международный терроризм
|
|
5.4.3.6. Проблемы беженцев и трансграничной миграции
|
|
5.4.3.7. Новые задачи глобального управления в деятельности международных организаций
|
|
5.4.4. Регионоведение
|
5.4.4.1. Экономика, политика и социальные проблемы основных стран и регионов мира и конкуренции
|
5.4.4.2. Комплексное регионоведение - проблемы интеграции и конкуренции
|
|
5.4.4.3. Региональная и глобальная интеграция Российской Федерации
|
|
5.4.4.4. Ближний Восток как регион столкновения глобальных интересов
|
|
5.4.4.5. Рост политического и экономического влияния стран Азии в глобальном развитии
|
|
5.4.4.6. Динамика экономического и политического развития стран африканского континента и интересы Российской Федерации
|
|
5.4.4.7. Трансформация социально-политического развития латиноамериканских государств
|
Направление науки: 5.5. Психологические и когнитивные науки
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых исследований
|
5.5.1. Психологические и когнитивные науки
|
5.5.1.1. Исследование закономерностей функционирования и развития психики человека в изменяющемся мире
|
5.5.1.2. Благополучие, удовлетворенность жизнью, психическое здоровье и развитие детей и семьи
|
|
5.5.1.3. Макропсихологическое состояние общества, психологические факторы конкурентоспособности стран и межкультурное взаимодействие в условиях глобальной нестабильности
|
|
5.5.1.4. Комплексное исследование био-психо-социальных характеристик различных возрастных групп в России
|
|
5.5.1.5. Психологические механизмы взаимодействия человека с высокими технологиями
|
|
5.5.1.6. Фундаментальные закономерности когнитивных процессов человека
|
Направление науки: 5.6. Экономика
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
5.6.1. Экономическая теория
|
5.6.1.1. Количественные и качественные характеристики параметров устойчивого развития Российской Федерации
|
5.6.1.2. Развитие теории формирования индикаторов социально экономического развития, определяющих качество жизни, в пространстве характеристик региональной дифференциации, как инструмента проектного управления в цифровой экономике
|
|
5.6.1.3. Развитие теории финансовой устойчивости в страховании и теории риска
|
|
5.6.1.4. Разработка общей теории социально-экономического развития и методологии проектирования институциональных реформ. Гармонизация интересов общества и экономических агентов
|
|
5.6.1.5. Разработка единой системной теории и инструментов моделирования, функционирования, эволюции и взаимодействия социально-экономических объектов макро-, мезо- и микроэкономического уровня (теории и модели социально-экономического синтеза)
|
|
5.6.1.6. Развитие теории финансовых рынков
|
|
5.6.1.7. Системная оптимизация функционирования мезоэкономических, микроэкономических и корпоративных структур
|
|
5.6.2. Макроэкономика
|
5.6.2.1. Развитие интеграционных проектов с участием Российской Федерации
|
5.6.2.2. Исследование новых глобальных вызовов для российской экономики и разработка системы мер реагирования на них
|
|
5.6.2.3. Разработка основных положений социально-экономической стратегии Российской Федерации на период до 2050 года в контексте обеспечения национальной безопасности
|
|
5.6.2.4. Экономика знаний, цифровая и экспериментальная экономика, математические и компьютерные модели, инструменты и методы; влияния экономики знаний и информационных технологий на структурные сдвиги, экономический рост и качество жизни
|
|
5.6.2.5. Развитие методологии макроэкономических измерений
|
|
5.6.2.6. Влияние межстрановой миграции и национальной диаспоры на торгово-инвестиционные отношения между Российской Федерацией и Китаем
|
|
5.6.2.7. Национализация и приватизация как два рычага легитимизации российских компаний на зарубежных рынках
|
|
5.6.2.8. Стратегия и инновационные технологии управления человеческими ресурсами
|
|
5.6.2.9. Сотрудничество Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в социально-экономической сфере и формирование новых моделей макроэкономического регулирования в Российской Федерации
|
|
5.6.3. Пространственная экономика
|
5.6.3.1. Разработка теории и инструментальной базы анализа пространственной экономики; исследование закономерностей трансформации социально-экономического пространства Российской Федерации; системный анализ развития российских регионов и их взаимодействий
|
5.6.3.2. Механизмы формирования новой модели пространственного развития экономики Российской Федерации, обеспечивающей устойчивое развитие и связанность ее территорий в условиях глобальных вызовов XXI века
|
|
5.6.3.3. Разработка стратегии долговременного развития российских макрорегионов; исследование проблем долговременного развития Крыма, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Севера и Арктики с учетом государственной политики, глобальных и национальных вызовов
|
|
5.6.4. Отраслевая экономика
|
5.6.4.1. Разработка концепции основных платформенных рынков, экосистем и бизнес-моделей в рамках развития цифровой экономики Российской Федерации
|
5.6.5. Микроэкономика
|
5.6.5.1. Исследование и разработка методов управления архитектурой предприятия и моделирования предприятия для задач цифровой трансформации бизнеса
|
5.6.6. Математические и инструментальные методы в экономике, включая компьютерное моделирование и прогнозирование
|
5.6.6.1. Разработка сценариев, методологии прогнозирования и прогнозов пространственного развития российской экономики
|
5.6.6.2. Развитие инструментария и методологии комплексного макроэкономического и научно-технологического прогнозирования и разработка прогнозов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу
|
|
5.6.6.3. Разработка методов и моделей макроструктурного прогнозирования и прогнозов развития отдельных видов экономической деятельности и отраслевых комплексов
|
|
5.6.6.4. Методология системного моделирования взаимодействия макроэкономических и пространственных факторов социально-экономического развития Российской Федерации
|
|
5.6.6.5. Разработка математического и эконометрического инструментария, а также теоретических и методологических основ анализа, моделирования и прогноза социально-экономического развития: макро, региональный и отраслевой аспект
|
|
5.6.6.6. Моделирование больших национальных экономик. Развитие теории нестационарного макроэконометрического моделирования больших экономических систем
|
|
5.6.6.7. Развитие математического инструментария для разработки моделей социально-экономических процессов: комбинаторика, принцип максимума, стохастическая оптимизация, стохастические динамические системы
|
|
5.6.6.8. Информатика, информационные технологии и создание компьютерной среды для экономических исследований
|
Направление науки: 5.7. Науки и образование
Перечень приоритетных направлений фундаментальных
и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 годы
Направление фундаментальных и поисковых научных исследований
|
Раздел фундаментальных и поисковых научных исследований
|
5.7.1. Междисциплинарные исследования современного детства. Тенденции и закономерности развития современного ребенка в условиях цифрового общества
|
5.7.1.1. Психологические и психофизиологические закономерности развития современного ребенка в условиях цифрового общества
|
5.7.1.2. Адаптивные возможности и здоровье детей в разные возрастные периоды; физиологические основы новых технологий физического воспитания детей и подростков
|
|
5.7.1.3. Популяционные исследования современных детей и молодежи (психологический и социологический портрет)
|
|
5.7.1.4. Психологические основы индивидуализации обучения
|
|
5.7.2. Социализация в информационном пространстве мультикультурного общества и воспитание как факторы социального становления зрелой личности; психологические особенности развития и самореализации в пожилом возрасте в новой социальной ситуации развития человека
|
5.7.2.1. Научные основания развития системы воспитания в информационном обществе
|
5.7.2.2. Формирование мировоззрения и нравственности молодого поколения
|
|
5.7.2.3. Проблема социализации в информационном пространстве мультикультурного общества; формирование целостной картины факторов, определяющих различные варианты социализации детей и подростков
|
|
5.7.2.4. Формирование научных представлений о воспитании в культурологическом и аксиологическом ракурсе как ценностной составляющей духовно-нравственной культуры России
|
|
5.7.2.5. Направления психолого-педагогической поддержки семейного воспитания в современных условиях
|
|
5.7.2.6. Социально-психологические условия и динамика развития человека в пожилом возрасте; модели возрастно-психологического развития и самореализации пожилых людей
|
|
5.7.3. Психолого-педагогическое сопровождение развивающей и безопасной образовательной среды; развитие интеллектуального и творческого потенциала современного ребенка
|
5.7.3.1. Разработка научно обоснованных средств психолого-педагогического и клинико-психологического сопровождения развития человека в социальной, образовательной и профессиональной средах
|
5.7.3.2. Психолого-педагогические основания развития образования детей младенческого и раннего возраста
|
|
5.7.3.3. Психолого-педагогическое обеспечение развития дошкольного образования
|
|
5.7.3.4. Разработка методологии и методик формирования содержания начального, основного и среднего общего образования и на их основе регулярное внесение необходимых изменений в содержание образования
|
|
5.7.3.5. Современные дидактические системы для всех уровней и видов образования
|
|
5.7.3.6. Разработка научно-педагогических, медико-социальных и технологических основ развития информатизации образования как базы интеллектуализации жизнедеятельности современного человека
|
|
5.7.3.7. Создания безопасной образовательной среды в образовательных организациях разных типов
|
|
5.7.3.8. Научно-методическое обеспечение и сопровождение гибридных (дистантных) форм обучения и воспитания в период пандемии
|
|
5.7.3.9. Разработка способов и механизмов развития интеллектуально-творческого потенциала современного человека
|
|
5.7.3.10. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи
|
|
5.7.4. Ресурсы перехода профессионального образования на инновационный путь развития. Профессиональная карьера в условиях сетевого взаимодействия
|
5.7.4.1. Обеспечение опережающей подготовки специалистов для передовых отраслей науки и высокотехнологичных секторов экономики
|
5.7.4.2. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ
|
|
5.7.4.3. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций
|
|
5.7.4.4. Формирование системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров
|
|
5.7.4.5. Современные образовательные и интерактивные технологии, активные методы профориентации в содержании профориентационной деятельности
|
|
5.7.4.6. Разработка концепции и доктрины инженерного образования
|
|
5.7.4.7. Условия и факторы подготовки квалифицированных рабочих кадров
|
|
5.7.4.8. Организация и развитие системы непрерывного этнокультурного (национального) образования
|
|
5.7.5. Перспективы развития непрерывного педагогического образования; новые теоретические подходы к обновлению содержания и методов педагогической деятельности
|
5.7.5.1. Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России
|
5.7.5.2. Формирование единой стратегии планирования и разработки образовательных программ педагогического вуза в актуальных и востребованных направлениях подготовки педагога
|
|
5.7.5.3. Подготовка педагогических кадров для образования взрослого населения, в том числе третьего возраста
|
|
5.7.5.4. Разработка научно-методологических основ национальной системы профессионального роста педагогических работников
|
|
5.7.5.5. Разработка психолого-педагогических показателей определения готовности молодежи к выбору педагогической профессии
|
|
5.7.6. Научное обоснование современных стратегий и прогнозирование тенденций развития образования. Технологии управления образовательными системами в современном мире
|
5.7.6.1. Научное обоснование стратегий развития образования
|
5.7.6.2. Философско-методологический и историко-педагогический анализ трансформации системы образования
|
|
5.7.6.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в сфере образования
|
|
5.7.6.4. Методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества
|
|
5.7.6.5. Разработка эффективных практик управления образовательными системами, отвечающих на вызовы цифровой экономики
|
|
5.7.6.6. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования
|
|
5.7.7. Научные основы развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и системы непрерывного образования специалистов для работы с ними
|
5.7.7.1. Развитие системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первых месяцев жизни
|
5.7.7.2. Развитие системы непрерывного образования специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
|
|
5.7.7.3. Реализация профилактических и реабилитационных ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических и возрастных категорий
|
|
5.7.7.4. Современные психолого-педагогические представления о ребенке с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических и возрастных категорий
|
|
5.7.7.5. Современные представления о семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических и возрастных категорий
|
|
5.7.8. Проблемы, перспективы и минимизация исков развития образования в России в условиях использования цифровых технологий
|
5.7.8.1. Перспективные направления формирования современной цифровой образовательной среды в Российской Федерации, гарантирующей высокое качество и доступность образовательных ресурсов для всех видов и уровней образования в условиях обеспечения необходимого уровня информационной безопасности
|
5.7.8.2. Обеспечение информационной безопасности личности участников образовательных отношений и сохранения их физического и психического здоровья при формировании и развитии современной цифровой образовательной среды
|
|
5.7.8.3. Научные основы применения технологий искусственного интеллекта для персонализации образования и построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом когнитивных и личностных особенностей
|
|
5.7.8.4. Влияние образовательной среды и социальной ситуации развития на человека в условиях использования цифровых ресурсов и цифровизации образовательного процесса
|
|
5.7.8.5. Междисциплинарные исследования проблем межкультурной и межъязыковой коммуникации в условиях цифрового общества в глобальном образовательном пространстве
|
|
5.7.8.6. Культурная идентичность гражданина Российской Федерации в цифровом пространстве и аксиология общения в цифровой информационно-коммуникационной среде
|