Приложение 12. ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2013 ГОД, ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА 2014 - 2020 ГОДЫ

Приложение N 12
к Программе фундаментальных
научных исследований
государственных академий наук
на 2013 - 2020 годы

ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2013 ГОД, ПЛАНОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА 2014 - 2020 ГОДЫ

Направление фундаментальных исследований
Основные ожидаемые результаты
1. Перспективы развития педагогической науки и образования в современном обществе
философские, теоретические и методологические основания педагогического прогнозирования; перспективные концепции систем обучения, воспитания, измерения и оценки качества образования; перспективные направления развития педагогического знания (сравнительный анализ отечественной и зарубежной педагогики); теоретические модели развития педагогики и образования в истории и современности; прогнозные сценарии институциональных изменений в сфере общего образования, типология образовательных систем, модели и формы их перспективного развития
в том числе:
теоретико-методологические основы развития дидактики и теории воспитания: основы педагогического терминоведения; принципы и схемы прогностического моделирования развития образования; структура, содержание и формы развития педагогической науки и образования; критерии качества образования в современной дидактике и теории воспитания; теоретические модели обучения, воспитания и педагогических измерений; структура оценки качества образования в рамках разработанных моделей обучения и воспитания;
методологические и теоретические основания прогнозирования развития системы непрерывного образования в современных условиях: научно-методические подходы к прогнозным решениям в сфере образования, основанным на сравнительном анализе отечественных и зарубежных концепций и моделей образования; понятийный аппарат педагогического прогнозирования; историко-педагогические и компаративистские основы педагогического прогнозирования; педагогический прогноз развития современного образовательного пространства; анализ основных направлений развития непрерывного образования на международном, национальном и локальном уровнях;
педагогические основы прогнозирования и модели развития образовательных систем: методология исследования образовательных систем разного уровня; тезаурус прогнозирования и моделирования развития образовательных систем; содержательная характеристика образовательных систем разного уровня, их типологии; общие принципы построения моделей развития образовательных систем, сущностная характеристика и вариации параметров моделей; прогнозные модели развития образовательных систем; теория и методология построения прогнозных сценариев развития системы общего образования; базовые прогнозные сценарии институциональных изменений в системе общего образования и рекомендации по их применению
2. Тенденции и закономерности развития (психического, физиологического и социокультурного) современного ребенка на разных этапах онтогенеза
закономерности формирования нейрофизиологических механизмов произвольной регуляции деятельности; закономерности и индивидуальные особенности когнитивного и личностного развития современного человека; закономерности, характеризующие влияние макросредовых условий на формирование когнитивных и личностных характеристик, данные о природе индивидуальных различий; закономерности психологического, психофизиологического, социального и социокультурного развития современного ребенка ("портрет") на разных этапах детства; инновационная модель современной школы, основанная на принципах деятельностной психодидактики
в том числе:
закономерности морфофункционального созревания мозга, нейрофизиологических механизмов когнитивных процессов и познавательной деятельности детей и подростков: основные закономерности формирования нейрофизиологических механизмов произвольной регуляции деятельности в подростковом возрасте и нейрофизиологические факторы, определяющие успешность обучения и социальной адаптации детей; морфологические особенности функционирования мозга и реализации высших психических функций мозга у детей и подростков в современном мире; закономерности психофизиологического развития современных подростков, особенности функционального развития мозга и познавательной деятельности на разных этапах пубертатного периода;
физиологическое развитие и состояние здоровья современных детей на разных этапах пубертатного периода: характеристика процесса развития и механизмы физиологической адаптации к нагрузкам различного характера, возрастные и половые особенности физического и психического здоровья, система оценки межкогортных изменений роста и развития детей в различных социальных и этнических группах; особенности влияния различных режимов физической подготовки на метаболические и вегетативные компоненты адаптации организма подростков к физической нагрузке в зависимости от стадии полового созревания и конституциональной принадлежности подростков; психологические закономерности когнитивного и личностного развития человека в современных макро- и микросредовых условиях: закономерности и индивидуальные особенности когнитивного и личностного развития современного человека; закономерности влияния макросредовых условий на формирование сознания и развития когнитивных и личностных особенностей; характеристики соотношений наследственных и средовых факторов в формировании когнитивных особенностей ребенка в различных социокультурных условиях; дифференциально-психофизиологические особенности развития общих и специальных способностей в условиях современного общего и профессионального образования; теоретические модели регуляторно-личностных ресурсов объектов учебной деятельности, профессионального самоопределения и социального взаимодействия; закономерности и индивидуальные особенности когнитивного и личностного развития современного человека;
психологический портрет современного ребенка на разных этапах детства: психологические особенности детей и подростков, обусловленные спецификой современной семейной, образовательной, информационной, поликультурной среды; диагностический инструментарий выявления роли ведущей деятельности и общения в психическом развитии современных дошкольников, характеристики социокультурной идентичности в подростковом возрасте, инвариантные и вариативные компоненты экопсихологического сознания человека;
социологический портрет современного ребенка на разных этапах социализации: инструментарий социологического исследования по выявлению особенностей социализации учащихся на разных ступенях системы образования; тенденции влияния демографических и социально-стратификационных факторов на структуру ценностных ориентаций, становление идеалов и формирование стилевых особенностей социокультурного поведения (включая девиантные формы) в детском, подростковом и юношеском возрастах; социально-психологические условия включенности учащихся в деятельность различного рода неформальных организаций; социальные механизмы формирования интересов детей, подростков и юношей в различных сферах деятельности (учебной, досуговой, общественной); характеристика влияния социальных факторов на динамику изменения профессиональных планов в подростковом и юношеском возрастах; различные социокультурные траектории социального развития в детстве, отрочестве, юности (лонгитюдное исследование);
социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления: возрастные и индивидуальные особенности художественного развития детей и подростков XXI века во взаимосвязи социокультурных и эстетических ценностей; закономерности формирования художественного восприятия и мышления детей и подростков в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования; сравнительная характеристика особенностей художественно-творческого развития детей разных поколений XX - начала XXI вв.;
особенности и закономерности психофизиологического развития ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов: характеристика специфики когнитивного, физического и моторного развития детей 5,5 - 7,5 лет, живущих в разных социокультурных условиях; закономерности психофизиологического развития ребенка в период перехода из дошкольного в школьное детство;
система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве: психолого-педагогические условия, модели и механизмы построения индивидуальной образовательной траектории ребенка-дошкольника; теоретико-методические основы активизации процесса самоорганизации ребенка-дошкольника;
система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса как условие общего развития учащихся и профессионального развития педагогов: инновационная модель современной школы, базирующаяся на психодидактических принципах образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова; учебно-методические комплекты по основным учебным предметам; теоретико-экспериментальная модель оценки качества общего (начального и основного) образования: метапредметных компетенций и личностных образовательных результатов учащихся, параметров образовательной среды; инновационная модель психологической службы системы образования
3. Теоретические основания образовательных стандартов, программ, технологий и механизмов модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного)
социально-педагогическое, нормативно-правовое, методико-технологическое обеспечение внедрения государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего образования нового поколения; системная характеристика места стандартов в децентрализованной системе формального образования, основных объектов стандартизации, функций, структуры и форм представления стандартов;
теоретические основания модернизации программ воспитания и социализации обучающихся, развития их познавательной самостоятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирования культуры здорового образа жизни, организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, разработки программ социально-профессионального самоопределения обучающихся;
модели обеспечения преемственности дошкольного, общего, начального профессионального и дополнительного образования;
концептуальные основы совершенствования государственной итоговой аттестации обучающихся и контрольно-измерительных материалов; методические основы экспертизы современных школьных учебников
в том числе:
образовательный стандарт как норма определения качества общего образования: типология образовательных стандартов в зависимости от их приоритетных функций; возможности, функции и ресурсы федеральных государственных образовательных стандартов как основы норматива качества образования в системе нормативно-правовых документов; теоретико-методологические основы совершенствования контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации обучающихся, оценки эффективности деятельности образовательных учреждений; механизмы обеспечения взаимосвязи дошкольного, основного общего и дополнительного образования в целях повышения эффективности реализации федеральных государственных образовательных стандартов; концептуальные основы модернизации федеральных государственных требований к дошкольному образованию; теоретические основы модернизации программ дошкольного, общего, начального профессионального и дополнительного образования в контексте образовательных стандартов нового поколения;
преемственность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования: теоретические основания обеспечения преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в содержательном, в деятельностном, развивающем аспектах; концептуальные основы совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса по математике, русскому языку и литературе, естественно-научным и общественно-гуманитарным циклам, физической культуре, экологии и основам безопасности жизнедеятельности, технологии; технология "вертикальной интеграции" уровней и ступеней образования; механизмы реализации преемственности образовательных программ дошкольного, основного, дополнительного и профессионального образования; модели реализации преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного и начального профессионального образования;
оптимизация содержания образовательных областей и учебных предметов: методология оптимизации содержания образовательных областей и учебных предметов; направления совершенствования базисного учебного плана на основе соблюдения баланса гуманитарных и естественно-научных дисциплин в общем среднем образовании; вариативные модели структур образовательных областей и учебных предметов, обеспечивающих снижение информационной нагрузки на обучающихся; теория и методика экспертизы школьных учебников и учебно-методических комплектов; технология разработки и экспертизы рабочих программ по учебным предметам;
теоретико-методологические основания формирования социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях непрерывного образования: концептуальные основы формирования социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи; организационно-функциональная модель формирования социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях непрерывного образования; теоретическое и методическое обеспечение формирования социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи; психолого-педагогические условия педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях непрерывного образования; механизмы обеспечения социального партнерства в подготовке учащейся молодежи в условиях изменяющегося рынка труда; теоретико-технологическое и методическое обеспечение педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи (в условиях нового законодательства); теоретические основания и технология формирования образа профессионального будущего самоопределяющейся личности в условиях социальных перемен; пути и средства подготовки кадров - профориентологов для поддержки развития профессионального самоопределения учащейся молодежи;
методологические основы оценки и контроля качества учебных достижений: методология разработки инструментария и процедур оценки и контроля качества образовательных достижений обучающихся на различных этапах школьного обучения; экспериментальные модели инструментария и процедур оценки и контроля качества образовательных достижений обучающихся; теоретические модели внутришкольного контроля и оценки качества образовательных достижений обучающихся; технологии внутришкольного контроля и оценки качества образовательных достижений обучающихся; методологические основы оценки и контроля качества учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования;
концептуальные основы разработки перспективного обеспечения образовательных стандартов нового поколения: научное обоснование принципов разработки учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательных стандартов; механизмы разработки перспективного обеспечения образовательных стандартов; технологии разработки ресурсного обеспечения образовательных стандартов; методология оценки достижения требований образовательных стандартов; методика проведения экспертизы учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательных учреждений;
методологические основы формирования культуры здоровья детей в рамках образовательного стандарта: концептуальные основы и системная модель здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; содержание и структура примерной программы формирования культуры здоровья учащихся старших классов в образовательных учреждениях; формы и методы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; методология разработки инструментария мониторинга здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; теория и методика организации формирования культуры здоровья в образовательных учреждениях;
теоретические основания развития воспитательного потенциала общего образования: пути и условия реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; концептуальные основы программно-методического обеспечения реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в условиях общеобразовательной школы; модели образовательных пространств самореализации учащихся во внеурочное время; условия и эффективные механизмы модернизации воспитания в системе общего образования в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; воспитательный потенциал содержания общего среднего образования как ресурс социализации обучающихся;
социологический мониторинг отношения к образованию учащихся, учителей и родителей: инструментарий социологического исследования, направленного на выявление особенностей отношения основных участников образовательного процесса к различным аспектам школьного образования; программа социологического исследования, направленного на выявление особенностей отношения основных участников образовательного процесса к различным аспектам школьного образования, социологический опрос учителей, учащихся и родителей, база данных по материалам обследования; особенности мотивации получения образования на разных ступенях школьного образования; особенности отношения разных групп обучающих и обучающихся к образовательным стандартам, различным моделям дифференцированного и профильного обучения, формам контроля академической успешности учащихся; сравнительная характеристика удовлетворенности получаемым образованием в государственном и негосударственном секторе образования, удовлетворенности дистантной формой и экстернатом основных участников образовательного процесса;
содержание и механизмы модернизации художественного образования: теоретические основы развития непрерывного художественного образования в современном информационном пространстве; теоретико-методологические подходы к проектированию содержания в системе дошкольного художественного образования; теория преподавания различных школьных учебных предметов в едином культурно-историческом контексте;
теоретические основы организации дошкольного образования, оценки качества и мониторинга его состояния: теоретические основания обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в современных социокультурных условиях; теоретические основания разработки психолого-педагогических требований к структуре, содержанию и условиям реализации дошкольных образовательных программ; психолого-педагогическое обеспечение разностороннего развития детей в дошкольном образовании; возрастно-психологические и педагогические основания оценки качества дошкольного образования; теоретические основы мониторинга развития сети дошкольных образовательных учреждений и иных организационных форм дошкольного образования, мониторинга создания и реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, мониторинга обеспечения условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях
4. Информатизация образования, интеллектуального развития и социализации современного человека
философско-методологические, социально-педагогические и медико-психологические основания создания и функционирования информационно-образовательного пространства непрерывного образования; теоретико-методологические основы подготовки педагогических и управленческих кадров как координаторов информатизации образования, интеллектуального развития и социализации современного человека в условиях информационного общества глобальной массовой коммуникации; сетевая модель методической системы подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационных и коммуникационных технологий; педагогико-эргономические и медико-психологические требования к созданию высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды и научно-методическое обеспечение реализации педагогических инноваций в условиях ее функционирования; система психологической, методической и медико-социальной поддержки когнитивно-информационного взаимодействия при проектировании и реализации педагогических инноваций в условиях функционирования высокотехнологичной информационно-образовательной среды; модели сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса в информационно-образовательной среде, реализующей дистанционные технологии; теоретические модели и учебно-методическое обеспечение информационной безопасности личности в условиях социально-экономической, культурной дифференциации и глобальной, массовой коммуникации современного общества
в том числе:
философско-методологические, медико-психологические, социально-педагогические основания создания и развития информационно-образовательного пространства: теория и технология создания и использования педагогических инноваций в условиях функционирования информационно-образовательного пространства, реализованного на базе информационных и коммуникационных технологий; научно-педагогические, технологические и медико-психологические требования к формированию и функционированию информационно-образовательного пространства образовательного учреждения; тенденции развития дидактики в условиях функционирования информационно-образовательного пространства, реализованного на базе информационных и коммуникационных технологий; педагогико-технологические основы и модель методической системы, обеспечивающей интеллектуальное развитие и социализацию учащихся в условиях функционирования информационно-образовательного пространства; критерии и показатели регулирования динамических характеристик информационно-образовательной среды (в том числе скорости и объемов ее содержательных и структурных преобразований); дидактические условия проектирования информационно-образовательной среды школы в контексте ее развития и самоорганизации, адекватной задачам экономики, построенной на знаниях; условия влияния информационно-образовательной среды на продуктивную ориентацию личности в контексте осуществления инновационно-исследовательской деятельности субъектов системы непрерывного образования;
теоретико-методические основания подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационных и коммуникационных технологий: научно-педагогическое и организационно-методическое обеспечение подготовки педагогических и управленческих кадров в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в условиях многоуровневого образования; стандартизация в области применения информационных и коммуникационных технологий в педагогической и организационно-управленческой деятельности сотрудников образовательных учреждений общего среднего и профессионального образования; теория и технология создания методической системы непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров (по уровням и профилям) как координаторов модернизации образования и социализации современного человека в контексте формирования профессиональных компетенций в области информационных и коммуникационных технологий;
информационные модели квалиметрического оценивания уровня подготовленности обучающихся и степени овладения ими ИКТ-компетенциями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; научно-педагогическое обеспечение подготовки педагогических кадров в области создания информационно-коммуникационной предметной среды, разработки авторских сетевых информационных ресурсов и организации научно-исследовательской, управленческой, методической и культурно-просветительской деятельности в условиях ее функционирования; научно-педагогические и организационно-методические основы разработки интенсивных обучающих систем и типовых учебных аппаратно-программных комплексов для высшего профессионального образования и внутрифирменного непрерывного повышения квалификации;
система психологической, методической и медико-социальной поддержки пользователя при когнитивно-информационном взаимодействии со средствами информационных и коммуникационных технологий: психолого-педагогическое и медико-социальное обеспечение безопасности когнитивно-информационного взаимодействия пользователя со средствами информационных и коммуникационных технологий (условия и модели взаимодействия, механизмы диагностики мотивации и компетентности); медико-психологические рекомендации по использованию педагогических инноваций в условиях когнитивно-информационного взаимодействия обучающего, обучаемого и интерактивного средства обучения; научно-методические рекомендации по осуществлению когнитивно-информационного взаимодействия участников образовательного процесса, реализуемого в информационно-образовательной среде; философско-методологические основания и информационные модели представления на экране изучаемых объектов, процессов, их отношений, реализованных средствами технологии "Виртуальная реальность"; программно-методическое обеспечение интернет-радио и интернет-телевидения, ориентированное на социализацию когнитивно-информационного сетевого взаимодействия пользователей; учебно-методическое и информационное обеспечение формирования позитивной направленности интернет-среды средствами сетевой школы для школьников, учителей и студентов;
психолого-педагогические основы проектирования и реализации педагогических инноваций в высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среде: философско-методологические, социально-психологические и педагогико-эргономические требования к условиям функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды, реализованной на базе системы "Виртуальная реальность"; педагогико-эргономические и медико-психологические требования к высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среде и научно-методическое обеспечение реализации педагогических инноваций в условиях ее функционирования; теоретическая модель персонифицированной информационно-коммуникационной предметной среды учащегося, обеспечивающей здоровьеформирующую направленность прогрессивного изменения уровня здоровья в соответствии с его потребностями и возможностями; модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования в условиях функционирования информационно-образовательной среды, реализующей дистанционные технологии; педагогические условия, механизмы и модели целенаправленного включения учащихся в коллективную образовательную деятельность на основе информационного взаимодействия в сетевых сообществах для обеспечения научной, социальной, профессионально-ориентированной значимости результатов обучения;
система показателей результативности освоения основных образовательных программ общего, среднего и высшего профессионального образования в части подготовки обучающихся к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности;
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в поликультурном регионе в условиях функционирования информационно-образовательной среды;
научно-методическое обеспечение информационной безопасности личности в условиях современного общества: концепция информационной безопасности личности как социального субъекта, способного воспринимать и реализовывать инновации в условиях социально-экономической, культурной дифференциации, массовой коммуникации и глобализации современного общества; учебно-методическое обеспечение информационной безопасности личности в условиях современного общества (устойчивые поведенческие алгоритмы, механизмы и средства информационной защиты человека в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества, комплексные методики формирования устойчивых состояний личности как социального субъекта, обеспечивающие ее информационную безопасность, и способы активного противодействия негативным воздействиям информационно-агрессивной интернет-среды); методическая система обучения и формирования компетенций у студентов педагогических вузов в области информационной безопасности личности в условиях современного общества информатизации и глобализации
5. Теоретические основания и перспективные модели социализации и воспитания детей, молодежи в условиях современного общества
методология развития современной теории воспитания; динамика изменений социальных функций воспитания и прогноз развития социализации детей и юношества; вариативные модели воспитания и социализации; направления развития воспитательного компонента общего образования; психолого-педагогическая концепция обеспечения социальной безопасности детей и молодежи в поликультурной среде; стратегия развития государственной семейной политики; модели социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
в том числе:
теоретико-методологические основания и стратегические приоритеты развития воспитания и социализации детей и молодежи: философско-антропологические основания и актуальные направления развития современной теории воспитания; концептуальные подходы к междисциплинарным исследованиям в области воспитания; характеристика социальных функций воспитания и динамики их изменений; научные основания развития приоритетов государственной стратегии воспитания и социализации детей;
проектирование и механизмы реализации перспективных моделей воспитания и социализации детей: мониторинг и прогнозные сценарии развития воспитательных систем; социально-педагогические проекты моделей воспитания, адекватных потребностям государства, общества, личности; технологии организации воспитательного процесса с учетом особенностей возрастных этапов современного детства; научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения процессов самоопределения и самореализации детей; механизмы интеграции воспитательного потенциала социальных институтов в условиях гражданского общества;
современная российская семья как субъект воспитания и социализации детей: факторы и особенности изменений российской семьи как социального института воспитания; тенденции трансформации целей и методов семейного воспитания в условиях смены воспитательных стратегий; типология моделей семейного воспитания; педагогические основания и механизмы формирования социально ответственного родительства; критерии эффективности реализации государственной политики в отношении семьи, научное обоснование стратегии ее развития; механизмы развития систем социально-педагогической поддержки семей с детьми; модели и технологии социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
развитие воспитательного потенциала в содержании общего образования: теоретические основания и технологии развития воспитательного потенциала учебного процесса в общеобразовательной школе; приоритетные направления и механизмы реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного и естественно-научного образования и его критериальных индикаторов;
теоретические основания и методология социализации молодежи: теоретические основания развития образовательного пространства как средства социализации молодежи; методология и психолого-педагогические составляющие процесса социализации молодежи в системе современного образовательного пространства; типология психолого-педагогических средств воздействия на процессы социализации; классификация способов и средств психолого-педагогического сопровождения процессов социализации молодежи;
психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодежи в поликультурной среде: психолого-педагогические основания обеспечения социальной безопасности детей и молодежи; индикаторы мониторинга социальной среды, качества социальных услуг, определяющих условия социальной безопасности детей и молодежи; технологии оптимизации условий социальной безопасности детей и молодежи; психолого-педагогические модели преодоления социальной напряженности в молодежной среде (на примере Северо-Кавказского региона);
научно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры: образовательные модели духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры; психолого-педагогические условия приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям народной культуры; научно-методическое обеспечение формирования этнической толерантности детей и юношества на основе приобщения к нравственным традициям народной культуры; теоретико-методологические основания и технологии эстетического развития растущего человека как условия готовности к социальному творчеству; интегративная модель формирования нравственных качеств личности в художественной деятельности
6. Теоретические основы и практические модели поиска, выявления и развития детской одаренности в целях максимального раскрытия возможностей интеллектуального, творческого, социального, личностного потенциала растущего человека
теоретические основания и практические модели выявления и развития общей и специальной одаренности на разных возрастных этапах дошкольного и школьного детства; модели, технологии и методы развития, поддержки и индивидуального сопровождения детей и молодежи с разными видами одаренности; методики работы с мотивированными и способными детьми и молодежью, обеспечивающие их дальнейшее развитие и адаптацию в социуме; психолого-педагогические основы развития творческой и разных видов специальной одаренности детей и подростков в условиях общего и дополнительного образования
в том числе:
психологические основы выявления, развития и поддержки общей и специальной одаренности детей и молодежи: концепция выявления и развития на разных возрастных этапах общей и специальной одаренности как системного и развивающего качества личности, проявляющегося в творческом характере осуществляемой деятельности; методики (в том числе диагностические) выявления способностей детей и их развития; перспективные модели поиска, выявления и развития одаренности у детей раннего возраста; практико-ориентированные модели, технологии и методы выявления, развития, поддержки и индивидуального сопровождения детей и молодежи с разными видами одаренности;
теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков: психолого-педагогические основания выявления и развития художественной одаренности детей и подростков в условиях общего и дополнительного образования (теоретические принципы, типологии, общие подходы, практические модели); инновационные формы организации фестивально-конкурсного движения детей и молодежи в современных условиях;
развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий: специфика развития художественной одаренности на основе информационных технологий; теоретические основы и технологии развития художественно-творческого потенциала детей и юношества на базе информационных технологий; характеристики и методы развития одаренности учащихся в процессе творческой деятельности на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий;
теоретические основания, формы выявления, развития и поддержки математической и естественно-научной одаренности детей: условия и пути выявления и развития математической и естественно-научной одаренности детей в общем и дополнительном образовании (теоретические принципы, механизмы, модели и средства); научно-педагогическое обеспечение развития детской и юношеской специальной одаренности;
социокультурные модели выявления и развития актерской одаренности в системе среднего профессионального образования: характеристика личностных особенностей, интеллектуального и эмоционального развития старшеклассников, предрасположенных к актерской деятельности; личностные и социально-статусные изменения учащихся на этапе получения среднего профессионального актерского образования; психологические основания построения педагогической практики по развитию актерских способностей
7. Модернизация системы помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе развития отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики и новых технологий трансляции научного знания
вариативные модели ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; система комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; направления и формы интеграции систем общего и специального образования; система подготовки кадров высшей квалификации в области специальной психологии и коррекционной педагогики; научно-методические подходы к разработке и реализации технологий трансляции научного знания в области специальной и коррекционной педагогики
в том числе:
ранняя психолого-педагогическая профилактика инвалидизации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): характеристика ранних маркеров неблагополучия в развитии, условий и методов профилактики вторичных нарушений у детей группы риска и у детей с нарушениями в развитии, выявленными в раннем возрасте; методы коррекции нарушений во взаимодействии родителей с ребенком раннего возраста; компетенции специалистов, осуществляющих раннюю психолого-педагогическую профилактику инвалидизации детей с ограниченными возможностями здоровья; вариативные модели ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
пути и формы модернизации дошкольного, школьного и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социокультурных реалиях: особенности реабилитационного потенциала детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сферы (включая ранний детский аутизм), задержкой психического развития, умственной отсталостью и множественными нарушениями развития; система комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; научно-методическое обоснование направлений и форм интеграции систем общего и специального образования;
развитие теоретико-методологических основ отечественной научной школы дефектологии в меняющемся социокультурном пространстве: понятийный аппарат специальной психологии и коррекционной педагогики, обеспечивающий возможность продуктивного взаимодействия специалистов внутри страны и за ее пределами; система психолого-педагогической помощи, основанной на фундаментальных исследованиях механизмов нормального и нарушенного развития детей; прогноз развития коррекционной педагогики в контексте внедрения информационных технологий в практику медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
модернизация содержания и технологий непрерывного образования преподавателей вузов и научных кадров НИИ в области специальной психологии и коррекционной педагогики: структура содержания, организационные формы, методы и средства подготовки кадров высшей квалификации в области специальной психологии и коррекционной педагогики; научно-методические подходы к разработке и реализации технологий трансляции научного знания, профессиональные практики на базе сетевых научно-информационных ресурсов, многоуровневые мультимедийные учебные пособия для разных этапов непрерывной подготовки специалистов
8. Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования
научно-методическое обеспечение создания и использования образовательных стандартов междисциплинарного характера, отражающих конвергенцию наук и наукоемких технологий в системе общего и профессионального образования; теория и технология формализации и представления знаний в интегрированных интеллектуальных системах образовательного назначения; педагогико-технологическое обеспечение интеллектуализации информационных систем формирования и представления распределенного контента образовательного назначения; научно-методическое и медико-психологическое обеспечение разработки и сертификации программно-аппаратных, информационных комплексов образовательного назначения; научно-педагогические основания разработки отраслевого стандарта в области оценки педагогико-эргономического, медико-психологического и технико-технологического качества программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения; методики создания адаптивных информационных систем моделирования информационных процессов в тренажерных системах профессионального назначения и управления технологическими процессами в образовании
в том числе:
теоретико-методологические основания разработки образовательных стандартов, отражающих конвергенцию наук и технологий: концепция стандарта и учебно-методическое обеспечение подготовки и переподготовки педагогических кадров учреждений среднего профессионального образования технического профиля с углубленной междисциплинарной подготовкой в области нано- и информационных технологий; матрица компетенций преподавателя дисциплин естественно-научного цикла учреждений среднего профессионального образования технического профиля с углубленной междисциплинарной подготовкой в области нано- и информационных технологий; научно-педагогическое обеспечение подготовки и переподготовки преподавательских кадров учреждений среднего профессионального образования технического профиля в области популяризации знаний по нанотехнологиям; программная реализация и представление в информационных сетях электронного образовательного ресурса для подготовки и повышения квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования технического профиля в области нано- и информационных технологий;
методология формализации и представления знаний в интеллектуальных образовательных системах: теоретико-методологические основы формализации и представления знаний в интеллектуальных проблемно ориентированных образовательных системах на основе теории нечетких множеств; теория построения интегрированных интеллектуальных систем образовательного назначения (далее - ИСОН), реализованная на основе теории искусственных нейронных сетей (научно-методический аппарат программно-алгоритмического обеспечения ИСОН, обобщенные модели ИСОН, совокупность методик использования ИСОН в педагогической практике); модели интеллектуальных систем контроля знаний обучаемого, реализованные на основе теории нейронных сетей; нейросетевая модель, моделирующая деятельность педагога при оценке знаний обучаемых; пакет прикладных программ и методики, реализующие нейросетевые технологии в ИСОН; методология создания адаптивных семантических моделей слабо-структурированных междисциплинарных областей знаний; комплекс моделей и взаимосвязанных алгоритмов унифицированного прототипа интеллектуальной обучающей системы; теория представления знаний в интегрированных интеллектуальных системах образовательного назначения (далее - ИИСОН): алгоритмы, общие принципы отбора источников содержательной составляющей контента, этапы представления знаний, структурные модели, методики представления знаний в ИИСОН для различных предметных областей; методический аппарат информационной поддержки повышения квалификации работников образования на основе формирования подсистемы оценки и прогнозирования параметров повседневной деятельности в информационной системе управления вузом. Теоретическая модель оценки качества деятельности и прогнозирования параметров деятельности вуза на основе метода факторного анализа результатов мониторинга;
научно-методические основы проектирования информационных систем автоматизированного контроля качества образования в соответствии с парадигмой многоуровневого образования в условиях личностно-ориентированного подхода к процессу обучения; информационный фонд научно-педагогических материалов, реализованный в электронном виде, для представления в электронной библиотеке Российской академии образования (база знаний, обеспечивающая справочно-навигационные функции Научно-педагогической электронной библиотеки РАО, методические материалы по информационно-библиотечному обеспечению учебного процесса школы);
теоретико-методологические основы интеллектуализации информационных систем формирования распределенного контента образовательного назначения: теоретические основания построения автоматизированной системы информационной поддержки (далее - АСИП) формирования распределенного контента с доверительной оценкой профессиональной компетентности; методики формирования содержания профильных дисциплин и повышения достоверности оценки эффективности АСИП формирования профессиональных компетенций; методологические основания интеллектуализации информационно-аналитической системы подготовки и поддержки профессиональной деятельности операторов автоматизированных систем контроля технического состояния производственных систем; научно-методическое обеспечение создания информационной системы мониторинга, аккумулирующей результаты психолого-педагогического тестирования для формирования базы данных о талантливых детях и рекомендаций по информационной поддержке их подготовки как будущих специалистов в области информационных технологий;
научно-методические основы мультипредметной организации и структурирования информационного ресурса для самообразования учащихся и студентов; методология реализации и архитектура построения интеллектуальных информационных систем поддержки самообразования; типовые архитектуры и структуры информационных систем, обеспечивающие условия освоения знаний в соответствии с парадигмой многоуровневого образования, самостоятельного обучения и личностно-ориентированной подготовки специалистов;
научно-методические основы разработки и сертификации программно-аппаратных, информационных комплексов образовательного назначения: методология и технология формирования оценочных показателей педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий, для педагогико-эргономических, медико-психологических, технологических групп оценки; единичные и комплексные показатели оценивания педагогико-эргономических и медико-психологических характеристик педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий; теоретические модели оценивания качества педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий, на основе экспертных и статистических методов оценивания на соответствие требованиям международных и отечественных стандартов по безопасности и качеству; методические рекомендации по применению показателей оценивания педагогико-эргономического и медико-психологического качества педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий, относительно экспертных и статистических методов оценивания; национальный отраслевой стандарт "Педагогико-эргономические, медико-психологические и технико-технологические характеристики программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения"; научно-методические основы разработки электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями к их безопасности; технология и практика создания педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий, с учетом педагогико-эргономической и медико-психологической безопасности их использования в условиях информационно-образовательного пространства учебного заведения и вне его;
методология создания адаптивных информационных систем в образовании: методология моделирования информационных процессов при взаимодействии человека (группы людей) и программно-аппаратных средств; теория и технология проектирования оптимального программного обеспечения тренажерных адаптивных эргатических систем; теория моделирования информационных процессов в тренажерных системах профессионального назначения на основе методологии создания единого математического аппарата, алгоритмического и программного обеспечения; методические рекомендации к проектированию программного обеспечения тренажерных систем с оптимизацией распределения данных по уровням хранения и диспетчеризации программных модулей в иерархической распределенной вычислительной среде. Комплекс математических моделей, методик, алгоритмов, обеспечивающих процесс моделирования информационных процессов в разрабатываемых тренажерных системах для подготовки специалистов иерархической системы управления; научно-технологические основания адаптации образовательных информационных ресурсов к свободно-распространяемому программному обеспечению и реализации их инвариантности к программно-аппаратным платформам; методология обеспечения преемственности образовательного контента посредством применения принципов эмуляции программ и их переориентировки на свободно-распространяемое программное обеспечение; методические рекомендации для работников образования по формированию состава программного обеспечения, исключающего жесткую зависимость программного продукта образовательного назначения от аппаратно-программных платформ; научно-педагогические основы построения автоматизированной системы организационного управления учебным процессом на базе профессионально-ориентированных структур и реализации программно-целевого, системотехнического и эволюционного методов синтеза систем; методическое и алгоритмическое обеспечение многоуровневой, индукционно-итеративной информационной системы управления учебным процессом
9. Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России
прогностические модели развития непрерывного педагогического образования; теоретико-методологические подходы к экспертизе и инновационные механизмы повышения качества системы педагогического образования;
модели сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования на разных уровнях;
социально-педагогические механизмы развития общей и профессиональной культуры педагога
в том числе:
теоретико-методологические основы развития системы непрерывного педагогического образования в условиях современного мира: теоретико-методологические основания разработки прогностических моделей развития непрерывного педагогического образования в контексте стратегии инновационного социально-экономического развития страны; содержание, формы и технологии подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования; структура и содержание фундаментальной базы современного педагогического образования в аспекте нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования; пути и организационно-педагогические условия включения психофизиологических знаний в содержание и структуру образовательных программ многоуровневого педагогического образования;
инновационные механизмы и организационно-педагогические условия повышения качества педагогического образования: теоретико-методологические основания профессиональной и общественной экспертизы качества системы педагогического образования; модели, технологии и инструментарий мониторинга педагогических компетенций работников образования; альтернативная профессиологическая модель аттестации педагогических кадров; дидактические и методические требования к педагогической подготовке лиц, не имеющих базового профессионального педагогического образования; инновационные механизмы повышения качества систем и структур управления педагогическим образованием;
модели и механизмы сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования разных уровней в подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров: теоретико-методологические основания моделей сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования на разных уровнях для обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров; инновационные модели распределенных методических систем переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
дидактические требования к учебно-методическому обеспечению переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия; модели и механизмы развития национальных сетевых образовательных ресурсов для формирования межгосударственной единой образовательной политики государств - участников Содружества Независимых Государств;
профессиологические, психолого-педагогические и акмеологические основания развития профессиональной деятельности педагога: профессиологические и акмеологические основания разработки образовательных стандартов педагогического образования на основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов; профессиональные квалификационные характеристики работников образования; закономерности и технологии психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления педагога; система и социально-педагогические механизмы развития общей и профессиональной культуры педагога в современном изменяющемся социуме; характеристики современного учительства как социально-профессиональной группы; теоретические основы и условия становления этнокультурной и поликультурной компетентности и идентичности педагога
10. Методология и стратегия социокультурной модернизации образования
методологические основы социальной консолидации общества посредством социокультурной модернизации образовательного пространства; стратегия социокультурной модернизации образования на среднесрочную перспективу; механизмы консультационно-методической поддержки образования как института социализации; оценка влияния социокультурной модернизации образования на изменения в детской и молодежной субкультурах
в том числе:
теоретико-методические основания стратегии социокультурной модернизации образования: междисциплинарный анализ социальных и ментальных эффектов образования; стратегия социокультурной модернизации общего и дополнительного образования и методика ее реализации; методология прогнозирования развития образования как института социализации; социокультурные приоритеты в воспитании детей, подростков, юношества;
проектирование инновационных психолого-педагогических технологий дошкольного, общего и дополнительного образования в целях социализации подрастающих поколений, строительства общества знаний: психолого-педагогические технологии социальной консолидации общества: образовательные программы, нацеленные на формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога культур в многонациональной среде, механизмы формирования гражданской идентичности детей младшего и среднего школьного возрастов, принципы, механизмы и методы взаимодействия образования с другими институтами социализации в целях повышения уровня социальной консолидации общества, научный прогноз социальных рисков социализации молодежи, концепция минимизации риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов через развитие образовательного пространства; методика выявления критических уровней ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии, социальной агрессии и нетерпимости среди подростков и молодежи; механизмы диагностики и закономерности формирования мотивации к обучению и креативности детей младшего и среднего школьного возрастов, механизмов формирования компетентности подростков в принятии решений при проблемных ситуациях и ситуациях неопределенности; психолого-педагогические основания вариативности и механизмов развития общих способностей детей;
социокультурная модернизация образования и ее влияние на изменения в детской и молодежной субкультурах: инструментарий мониторинговых социологических исследований социокультурной модернизации образования; социальная характеристика социокультурной модернизации образования и ее влияние на уровень социального доверия, проявление социальной активности и толерантности, на дифференциацию информационной среды, читательских интересов детей и молодежи; социокультурная модель динамики изменения читательских интересов при переходе от подросткового к юношескому возрасту
11. Научные основы управления образованием в меняющемся мире
инновационные механизмы управления образованием в условиях новых образовательных стандартов и меняющейся социально-экономической среды; современные технологии и модели управления образованием на разных уровнях; научно-методические основы управления качеством образования на основе процедур оценки образовательных достижений учащихся; правовые и экономические основания эффективного управления образованием в меняющемся мире; механизмы поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений; научно-методическое обеспечение управления образованием и социализацией основных участников педагогического процесса; средства и методы управления научным и опытно-экспериментальным обеспечением системы образования
в том числе:
теоретические модели и механизмы управления системами образования на разных уровнях с учетом особенностей социокультурного и экономического развития: теоретико-методологические основания разработки механизмов и инструментария управления, повышающие доступность качественного образования; теоретические модели и механизмы управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в условиях роста их самостоятельности; теоретико-методологические основания и механизмы управления развитием образовательных учреждений в изменяющихся экономических условиях; социокультурные технологии управления и развития образовательных систем;
теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования: инновационные модели и механизмы профессионального развития руководителей образовательных учреждений; стратегии, тактики и пути развития системы образовательного консалтинга, обеспечивающие модернизацию российского образования; модели формирования специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений, обеспечивающих создание внутришкольных межэтнических коммуникаций; программы подготовки руководителей системы образования к использованию электронных ресурсов для профессионального самообразования;
теоретические основы разработки нормативно-правового обеспечения регулирования отношений в сфере образования и исследовательской деятельности: теоретические основы правореализации в сфере цензового образования (по уровням и цензам); модели действия права в сфере цензового образования; теоретические основания правового регулирования нецензового образования растущих людей; модель системы информационно-правовой поддержки сферы нецензового образования; методики юридического сопровождения научно-исследовательской деятельности в сфере образования;
теоретические основы и обобщение практики управления научным и опытно-экспериментальным обеспечением системы образования: теоретические основания разработки количественных параметров состояния научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования; механизмы и инструменты управления научным и опытно-экспериментальным обеспечением системы образования на основе данных о публикационной активности; показатели и порядок учета результативности и эффективности научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования; тенденции развития научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования на основе ретроспективных данных публикационной активности и механизмы, повышающие его качество;
методические основы и практика управления интеллектуальными ресурсами образовательных учреждений: методика определения уровня развития интеллектуальных ресурсов образовательных учреждений; показатели, характеризующие уровень развития интеллектуальных ресурсов образовательного учреждения на основе данных наукометрии; научно-методические рекомендации и алгоритмы повышения эффективности деятельности образовательных учреждений на основе данных ежегодного наукометрического ранжирования;
научно-методическое обеспечение управления образованием и социализацией основных участников педагогического процесса на основе социологических исследований: принципы организации программы и методов построения инструментария социологического опроса основных участников образовательного процесса; программа и инструментарий социологического исследования для опроса администраторов образовательных учреждений, участников педагогического процесса, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей, родителей, учащихся; характеристика социокультурной дифференциации и потребностей разных социальных групп в сфере образования; статистическая база данных социологических исследований, фиксирующая социальные изменения в сфере образования;
теоретико-методическое обеспечение модернизации механизмов инновационного развития образовательных учреждений: теоретические основы и инструментарий диагностики способности учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования к развитию; теоретические основы и методы активизации способности учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования к развитию; инновационные модели введения современного метода проектов в учебный процесс; сравнительные характеристики стратегий, теоретических моделей и методов развития образовательных учреждений в странах Европы и в отечественной системе образования; теоретические основы и методы совершенствования механизмов поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений на разных уровнях системы образования; теоретическая модель и инструментарий формирования мотивационной среды инновационной деятельности в учреждениях общего образования
12. Теоретико-методологические основы структурирования и развития профессионального образования разных уровней
теоретико-методологические основания развития профессионального образования в условиях социально-экономических изменений; инновационные модели подготовки специалистов разных уровней для изменяющегося рынка труда; теоретико-методические основания готовности выпускников профессионального образования разных уровней к инновационной деятельности на рынке труда; психолого-педагогические условия взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций в профессиональном самоопределении учащейся молодежи; особенности и закономерности непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; научные основы и тенденции развития профессионального образования и социализации взрослых в условиях рыночных отношений
в том числе:
теоретико-методологические основания и инновационные модели профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в условиях изменяющегося рынка труда: модели подготовки специалистов к самозанятости с учетом специфики инновационного развития рынка труда, технологии и научно-методическое сопровождение их реализации; учебно-методические комплексы, обеспечивающие эффективную адаптацию выпускников системы среднего профессионального образования (далее - СПО) в условиях динамичных изменений рынка труда; научно-методическое обеспечение гуманитаризации подготовки специалистов для промышленного производства в экстремальных условиях; психологические условия, этапы и модель формирования готовности обучающихся к профессиональной деятельности в условиях рынка труда в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования; комплексная методика оценки готовности студентов СПО к профессиональной деятельности в условиях рынка труда для различных специальностей; теоретические основы развития интеграционного образовательного пространства в условиях изменяющегося рынка труда; оценка состояния опыта социализации и профессиональной адаптации мигрантов в системе наука-образование-производство; модель профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов в условиях изменяющегося рынка труда;
теория и практика подготовки специалистов в условиях научно-образовательных кластеров разного профиля: научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного кластера в условиях интеграции науки, образования и производства; методическое обеспечение преподавателей и руководителей производственной практики учреждений системы СПО по реализации условий развития инновационного потенциала образовательного кластера; модели конструирования взаимодействия рынка труда и образовательных услуг и организационно-педагогические условия эффективности их реализации; научно-методическое и дидактическое обеспечение реализации механизмов и условий переподготовки и повышения квалификации современных специалистов в полимодельном едином пространстве профессионального образования;
поликультурные основания и дидактическое обеспечение содержания профессионального образования: организационно-функциональная модель непрерывного поликультурного образования; структура и содержание энтопедагогических компетенций в условиях многоуровневого образования; структура и содержание дидактических закономерностей обучения в среднем и высшем профессиональном образовании; проблемные, контекстные, проектные, концентрированные модели обучения в средней профессиональной школе;
проектно-целевые механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования: теоретическое обоснование проектно-целевых механизмов реализации федеральных государственных образовательных стандартов; технологии проектно-целевого подхода к реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования (деле - НПО) и СПО; структура и содержание интегративной модели проектно-целевого подхода к реализации федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО в преподавании общепрофессиональных, естественно-математических и гуманитарных дисциплин; критерии реализации интегративной модели проектно-целевого подхода к обеспечению федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО;
научное обеспечение инновационного развития образования и социализации взрослых в условиях социально-экономических перемен: теоретические основы разработки диверсифицированных образовательных маршрутов, содержания и технологий неформального образования взрослых в условиях сетевого сообщества; программно-технологические среды инновационного развития общего и профессионального непрерывного образования взрослых; диверсифицированные образовательные маршруты, содержание и технологии общего и профессионального образования взрослого населения; дидактические и методические особенности совершенствования содержания, форм и технологий общего и профессионального образования взрослых;
теоретико-методологические основания моделирования непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов: организационно-педагогические условия моделирования непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; концептуальное обеспечение непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; социально-экономические условия развития непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; кадровое и учебно-методическое обеспечение непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов;
теоретико-методологические основания готовности выпускников университетского комплекса к инновационной деятельности: факторы, влияющие на качество управления человеческими ресурсами в процессе модернизации системы высшего профессионального образования; теоретические основания и модель университета как творческого кластера; педагогические условия формирования ценностного отношения студентов университетского комплекса к профессиональной деятельности; теоретические основы подготовки кадров в системе университетского комплекса; теоретико-методологические основы интеграции дисциплинарного образовательного пространства инженерной подготовки; методика проектирования структурных единиц содержания высшего профессионального образования;
теоретико-методические основы, модели и технологии развития профессионального социально-педагогического образования: научно-педагогическое обеспечение развития профессионального социально-педагогического образования; модели и технологии развития профессионального социально-педагогического образования; комплекс программ подготовки кадров в современной системе социально-педагогического профессионального образования; критерии и показатели эффективности подготовки кадров в системе социально-педагогического образования; модели и технологии социально-педагогической поддержки молодежи в сельском социуме