9. Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха
Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха включают аудиовизуальные и связанные с ними услуги, прочие услуги в сфере культуры и отдыха, услуги преподавателей и медицинских работников.
К аудиовизуальным и связанным с ними услугам относятся создание художественных фильмов, театральных постановок, музыкальных, цирковых, радио- и телевизионных программ, запись музыкальных произведений, а также плата за доступ к кабельному и спутниковому телевидению, аренда аудиовизуальных и связанных с ними продуктов. Учитываются также выплаты вознаграждений актерам, режиссерам, постановщикам и другим лицам, покупка (продажа) авторских рукописей, оригиналов звукозаписей, фильмов.
Прочими услугами частным лицам и услугами в сфере культуры и отдыха являются услуги музеев и других культурно-просветительских учреждений, услуги по организации, проведению и участию в книжных и художественных выставках, ярмарках, услуги по организации спортивных мероприятий, услуги спортивных судей, вознаграждения спортсменам, тренерам за участие в спортивных соревнованиях, включаются также услуги, оказываемые преподавателями и медицинскими работниками за рубежом, регулярные и единовременные членские взносы в учреждения культуры, спортивные организации, федерации, ассоциации.
Общая характеристика международного рынка услуг частным
лицам и услуг в сфере культуры и отдыха
По данным Международного торгового центра (ЮНКТАД/ВТО), на сектор креативных индустрий (что существенно шире, чем рассматриваемая в этом разделе статья о торговле услугами) приходится 7 процентов мирового валового внутреннего продукта, который ежегодно растет на 8,7 процента. Мировой экспорт услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха составил 51 млрд. долларов США в 2017 году (около 1 процента глобального экспорта услуг). Объемы примерно поровну делятся между экспортом аудиовизуальных и связанных с ними услуг и продажами прочих услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха.
Около 60 процентов мирового экспорта рассматриваемых услуг приходится на Европу, 15 процентов - на Азию, 11 процентов - на Северную Америку, 8,3 процента - на Южную и Центральную Америку. Крупнейшие экспортеры - страны Европейского союза, Соединенные Штаты Америки, Канада, Турецкая Республика, Республика Индия, Республика Корея, Республика Сингапур, Япония, Китайская Народная Республика, Австралия. Крупными поставщиками аудиовизуальных и связанных с ними услуг являются Федеративная Республика Бразилия, Государство Израиль, Аргентина и Южная Африка.
Основные направления и перспективы развития мирового рынка
услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха
Согласно информации ЮНЕСКО торговля услугами нетехнологических креативных индустрий динамично растет. Учитываются аудиовизуальные, интерактивные медийные услуги, плата за лицензии на копирование и (или) распространение культурных продуктов, платежи, связанные с обращением объектов культурного наследия, между музеями разных стран, услуги новостных агентств, прочие информационные услуги, услуги в области архитектуры и рекламы. Экспорт таких услуг в 2003 - 2012 годах увеличивался в среднем на 10 процентов ежегодно и достиг примерно 150 млрд. долларов США в 2013 году. На страны с высокими доходами (по классификации Всемирного банка) приходится свыше 90 процентов глобального экспорта услуг креативных индустрий.
В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Канаде, Великом Герцогстве Люксембург, Федеративной Республике Германия созданы отдельные онлайн-платформы либо платформы в рамках существующих сайтов экспортных агентств для продвижения экспорта услуг в сфере культуры и развлечений. Канада разработала план по экспорту креативных услуг, Великое Герцогство Люксембург - план по экспорту аудиовизуальных услуг, в Королевстве Нидерландов принят план развития экспорта услуг в сфере дизайна. Страны оказывают финансовую помощь экспортерам, например путем выдачи грантов, покрытия затрат на перевод текстов, фильмов, на участие в выставках за рубежом.
Перспективы мирового рынка персональных, культурных и рекреационных услуг носят неоднозначный характер и определяются следующими факторами:
сохраняется проблема "пиратской" торговли объектами авторского права;
отсутствует глобальный подход к регулированию технологий искусственного интеллекта, его влияния на творческую деятельность, правовому статусу результатов его деятельности, в том числе в сфере аудиовизуальных услуг;
происходит цифровизация многих видов персональных и культурных услуг, что ставит новые задачи по регулированию и учету этой деятельности;
физическое перемещение преподавателей и медицинских работников за рубеж для оказания услуг замещается современными информационно-коммуникационными, цифровыми технологиями, которые не требуют физического присутствия специалистов в месте оказания услуг (технологий виртуальной и дополненной реальностей, дистанционного управления робототехникой и другого).
Российский экспорт услуг частным лицам и услуги в сфере
культуры и отдыха
Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха охватывают разнообразные по предмету услуги. Часть услуг (особенно в сфере культуры) имеет вторичный характер по отношению к другим видам услуг, в частности к услугам по статье "поездки личные", что влечет проблемы сбора статистики по российскому экспорту услуг частным лицам и услуг в сфере культуры.
В 2017 году экспорт аудиовизуальных и связанных с ними услуг составил 200 млн. долларов США (41 процент суммарных доходов по указанной статье), продажи прочих услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха - 290 млн. долларов США (59 процентов всех поступлений).
Общий экспорт Российской Федерации услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха достиг 490 млн. долларов США в 2017 году, или 0,85 процента совокупного российского экспорта услуг. Это на 36 процентов меньше пикового уровня 2013 года (периода предолимпийской подготовки), но на 44 процента выше показателя 2015 года.
Перспективы развития российского экспорта услуг частным
лицам и услуг в сфере культуры и отдыха
В целом российский экспорт услуг нетехнологических креативных индустрий обладает достаточно высоким потенциалом, включая кинематографическую отрасль. По данным Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее - Фонд кино), с 2014 года по настоящее время количество российских картин, вышедших в прокат на территории иностранных государств, увеличилось на 44 процента (с 43 до 62 фильмов), а совокупные кассовые сборы отечественных фильмов на внешних рынках выросли в 4 раза (с 11 млн. долларов США до 44 млн. долларов США). Вместе с тем общий объем зарубежных продаж российского киноконтента в 2017 году составил около 20 млн. долларов США. Оценки Фонда кино свидетельствуют, что в среднесрочной перспективе можно втрое увеличить этот показатель при условии реализации комплекса мер государственной поддержки, направленных на снижение расходов организаций киноиндустрии по выходу на международный кинорынок (включая участие в профильных международных выставочных мероприятиях и форумах, организацию скринингов на основных кинорынках, создание рекламных материалов для зарубежного потребителя, адаптацию контента для зарубежных рынков, прежде всего дублирование на наиболее используемые иностранные языки, страхование лицензиата и лицензиара от потенциальных исков по авторским правам и другое).
Развивается экспорт отечественной анимационной продукции, в том числе лицензионной продукции с использованием анимационных образов. Согласно информации ассоциации организаций индустрии анимационного кино экспорт российского анимационного контента осуществляется более чем в 60 стран мира и дублируется в среднем на 5 - 10 иностранных языках. Например, сериалы "Маша и медведь", "Смешарики" стали популярны за рубежом через американскую развлекательную компанию "Нетфликс" ("Netflix"), а затем многие зарубежные компании приобрели лицензию на их показ.
В соответствии с целевым сценарием экспорт услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха к 2025 году должен составить 810 млн. долларов США, из них объем аудиовизуальных и связанных с ними услуг - 325 млн. долларов США, объем прочих услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха - 485 млн. долларов США.
С учетом прогноза экспорта услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха, текущей и прогнозной динамики импорта услуг, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами соответствующих российских услуг являются Швейцария, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Королевство Нидерландов, Французская Республика, Финляндская Республика, Республика Кипр, Ирландия, Канада, Республика Казахстан, Республика Белоруссия, Республика Сингапур, Китайская Народная Республика, Гонконг, Япония, Республика Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Государство Израиль.
Проблемы и барьеры для развития российского экспорта услуг
частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха
Основные общесистемные проблемы развития экспорта услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха в Российской Федерации состоят в следующем:
ограниченный уровень финансовой поддержки сектора;
ограниченная промоутерская поддержка российских услуг за рубежом, включая рекламу, организацию маркетинговых мероприятий, участие в выставках;
ограниченность доступной консультационной помощи экспортерам услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха;
нарушение прав интеллектуальной собственности экспортеров за рубежом.
В Российской Федерации не развиты механизмы финансовой поддержки экспорта услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха. Финансирование Фондом кино кинопроектов небольших и новых на рынке компаний является незначительным, что ограничивает возможности появления новаторских кинопродуктов, ориентированных в том числе на зарубежную аудиторию. Практически не финансируются экспортно ориентированные проекты в других сферах индустрии культуры и отдыха.
Российские экспортеры культурно-развлекательных услуг сталкиваются с проблемой высоких затрат на участие в профильных международных выставочных мероприятиях и форумах, проведения предварительных демонстраций, организации ими рекламных кампаний и адаптации контента к условиям зарубежных рынков.
Чувствительным является вопрос защиты прав интеллектуальной собственности экспортеров за рубежом, осуществление которой является дорогостоящей процедурой. Необходим доступный механизм страхования лицензиата и лицензиара от потенциальных исков по авторским правам. Существует проблема блокировки сайтов Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций до вынесения судебных решений. Такая практика выступает барьером для работы онлайн-кинотеатров.
Приоритетные задачи и меры по развитию экспорта услуг
частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха
Увеличение объемов экспорта услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха должно быть основано на эффективном использовании потенциала, связанного с экспортом аудиовизуальных услуг, улучшением доступа компаний и организаций культурно-развлекательной сферы к финансированию, включая компании малого и среднего предпринимательства, активным продвижением услуг креативных индустрий и российских специалистов на внешних рынках при обеспечении надлежащей защиты прав интеллектуальной собственности.
Основными задачами по развитию экспорта услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха являются:
развитие механизмов финансовой поддержки экспортно ориентированной деятельности креативных индустрий в сфере услуг, качественное информационно-консультационное обеспечение этой деятельности;
содействие снижению затрат и рисков экспортеров по выходу на внешние рынки;
оказание помощи экспортерам в защите прав интеллектуальной собственности за рубежом.
Приоритетными мерами по развитию российского экспорта услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха являются:
расширение финансирования производителей контента, в том числе за счет льготного кредитования, выдачи грантов, покрытия части расходов на участие в зарубежных промоутерских мероприятиях, выставках, на перевод контента на иностранные языки, рекламу и продвижение отечественных культурно-развлекательных сервисов через сеть "Интернет";
покрытие затрат, связанных со страхованием лицензиата и лицензиара от потенциальных исков по авторским правам (страховка необходима для продажи продукции на территории Соединенных Штатов Америки, Канады, Великобритании). В Российской Федерации этот вид страхования возможен, однако не применяется организациями, поэтому необходимо стимулировать такой вид страхования;
поиск дополнительных возможностей для продвижения отечественной индустрии культуры и развлечений через интернет-сайты, которые содержат различный контент на многих языках, например через сайт компании "Нетфликс" ("Netflix"). Заключение уполномоченными российскими организациями (Фонд кино, акционерное общество "Роскино", акционерное общество "Российский экспортный центр" и другими) соглашений на совместное производство и (или) финансирование производства фильмов, медийного контента с международными компаниями, включая онлайн-кинотеатры, такие, как "Нетфликс" ("Netflix");
внесение в перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" мероприятий, ориентированных на поддержку и финансирование экспортно ориентированной деятельности в сфере библиотечного дела (развитие электронных библиотек - информационных систем, предназначенных для организации и хранения упорядоченного фонда электронных объектов, и обеспечение доступа к ним с помощью единых средств навигации и поиска), музейного дела, в области искусства (цирки, театры), кинематографии, музыки и другого;
создание льготных налоговых условий для компаний кинотелепроизводства, имеющих значительные экспортные сделки (не менее 1 млн. долларов США в год);
создание механизма предоставления льготных условий иностранным компаниям из сферы креативных индустрий для анимационного, кино- и телепроизводства на территории Российской Федерации (ребейт);
создание программы поддержки совместного производства аудиовизуальных проектов, создаваемых на территории Российской Федерации;
проведение в Российской Федерации ежегодных тематических мероприятий для зарубежных контрагентов, потенциальных покупателей и отраслевых сообществ, освещение в международных и профильных средствах массовой информации информации об успешных российских проектах аудиовизуальной индустрии;
проведение профильного маркетингового исследования рынка в целях выявления приоритетных направлений (по видам услуг в сфере культуры и отдыха и странам их предоставления) для российского аудиовизуального контента и изучения тенденций спроса на указанную продукцию;
предоставление субсидий театрам, музеям, связанных с выполнением ключевых показателей эффективности в части экспорта услуг (установить объемы указанных показателей).