8. Услуги в сфере интеллектуальной собственности
В плату за пользование интеллектуальной собственностью включаются платежи за использование патентными правами, товарными знаками, авторскими и смежными правами, результатами научно-исследовательских разработок и другими.
Стоит отметить, что по методологии Центрального банка Российской Федерации по коду 892 "Использование интеллектуальной собственности" отражаются платежи за временное пользование патентами, торговыми марками, авторскими правами, правами на информацию о промышленных процессах, продуктами научно-исследовательских разработок, а также плата за лицензии на воспроизведение и распространение объектов интеллектуальной собственности (например рукописей, компьютерных программ, кинематографических работ, звукозаписей).
В эту категорию не включаются плата за лицензии без права воспроизведения и распространения объектов интеллектуальной собственности, покупка (продажа) результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, покупка (продажа) товарных знаков, фирменного наименования, коммерческого обозначения, трансфертные контракты спортсменов.
Общая характеристика международного рынка услуг в сфере
интеллектуальной собственности
Мировой экспорт услуг в сфере интеллектуальной собственности составил 381 млрд. долларов США в 2017 году (7,2 процента глобального экспорта услуг, почти в 3 раза больше, чем в 2005 году). Среднегодовые темпы прироста указанного сегмента торговли услугами в 2010 - 2017 годах достигали 7 процентов, в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличение равнялось 10 процентам, что было самым высоким показателем по всем видам услуг. В странах Содружества Независимых Государств прирост составил 30 процентов после сильного спада в 2016 году, в Африке - 17 процентов с очень низкой базы, в Европейском союзе - 16 процентов, в Азии - 15 процентов.
На страны Северной Америки и Европы приходится 80 процентов всего мирового экспорта по рассматриваемой статье, на Азию - около 18 процентов. На весь остальной мир - только 2 процента. Главными государствами-экспортерами в 2017 году являются страны Европейского союза, Соединенные Штаты Америки, Япония, Швейцарская Конфедерация, Республика Сингапур, Республика Корея, Китайская Народная Республика, Канада, Объединенные Арабские Эмираты, Государство Израиль, Тайвань. В период 2010 - 2017 годов наиболее высокими темпами экспорт услуг в сфере интеллектуальной собственности развивался в Республике Сингапур, Китайской Народной Республике, Тайване, Государстве Израиль, Республике Корея, Республике Индии и Федеративной Республике Бразилии.
В целом экспорт услуг в сфере интеллектуальной собственности в период 2000 - 2016 годов рос значительно быстрее мирового валового внутреннего продукта (по рыночным обменным курсам) соответственно на 9 процентов и на 5,5 процента ежегодно, что отражает тенденцию усиливающейся интеллектуальной международной торговли.
Основные направления и перспективы развития мирового рынка
услуг в сфере интеллектуальной собственности
Перспективы дальнейшего роста торговли услугами в сфере интеллектуальной собственности в основном благоприятные, что связано с упрощением и удешевлением передачи технологий в условиях цифровизации и возрастающей глобализации технологических инноваций. Однако развитию торговли правами интеллектуальной собственности препятствует частое нарушение прав интеллектуальной собственности и принудительный трансфер технологий.
Заметны тенденции роста оборота контрафактной, пиратской продукции, ужесточение отдельными странами (например, Соединенными Штатами Америки) условий их участия в международном обмене технологиями, повышения нагрузки на международную патентную систему в условиях роста прорывных технологических решений под влиянием цифровизации, появления нового класса объектов интеллектуальной собственности, связанных с их восприятием различными органами чувств. Растет необходимость регулирования искусственного интеллекта как возможного самостоятельного генератора объектов интеллектуальной собственности.
Сегодня существует ряд проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности, которые рассматриваются в рамках Всемирной торговой организации и на уровне региональных торговых соглашений. Это вопрос усиления административной и уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности, установления сроков действия патентов и монопольного владения данными, превышающих сроки, установленные Соглашением Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, создания регуляторных рамок, не допускающих принудительный трансфер технологий и другое.
Для развития экспорта услуг в сфере интеллектуальной собственности зарубежные страны развивают национальные инновационные, патентные системы, принимают меры по упрощению порядка и сокращению сроков регистрации прав интеллектуальной собственности, участвуют в международных системах регистрации, конвенциях по защите авторских и смежных прав, наименований мест происхождения, товарных знаков и другое. Региональные торговые соглашения нового поколения содержат свод положений по обеспечению эффективной защиты прав интеллектуальной собственности во взаимных торгово-экономических отношениях.
Страны принимают меры по возмещению части затрат на патентование за рубежом, включая оплату пошлин для подачи и рассмотрения международных заявок, оплату пошлин в национальных патентных бюро зарубежных стран. Некоторые страны (например Австрийская Республика, Япония) покрывают расходы на судебные разбирательства при нарушении прав интеллектуальной собственности за рубежом. Страны оказывают консультационную помощь путем создания специальных сайтов для экспортеров, проведения обучения, выпуска руководств по регистрации интеллектуальной собственности, ее защите за рубежом и другое. Канада, Французская Республика, Соединенные Штаты Америки создали национальные офисы за рубежом по защите прав интеллектуальной собственности и ведут такую работу в рамках своих зарубежных представительств.
Российский экспорт услуг в сфере
интеллектуальной собственности
В 2017 году поступления от операций с российской интеллектуальной собственностью составили 733 млн. долларов США. Всего за период 2007 - 2017 годов доходы Российской Федерации по этой статье достигли 6,2 млрд. долларов США. Основной объем поступлений приходится на продажу изобретений и технологий в виде объектов промышленной собственности.
Почти 87 процентов всех доходов обеспечивает торговля с дальним зарубежьем. Ключевыми странами-импортерами в 2017 году являлись Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Республика Кипр, Соединенные Штаты Америки, Республика Казахстан, Федеративная Республика Германия, Республика Белоруссия, Ирландия. Несмотря на санкции, в 2015 - 2017 годах российский экспорт услуг в сфере интеллектуальной собственности в ряд стран увеличился, особенно в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Федеративную Республику Германия, Ирландию, Французскую Республику.
Объемы отечественного экспорта услуг в сфере интеллектуальной собственности хотя и растут, но по-прежнему уступают аналогичным показателям у лидеров мирового рынка, таких, как Соединенные Штаты Америки, Япония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германия, Швейцарская Конфедерация и ряд других европейских стран.
Перспективы развития российского экспорта услуг в сфере
интеллектуальной собственности
Для Российской Федерации экспорт интеллектуальной собственности является одним из перспективных направлений. Однако это требует дальнейшего увеличения финансирования и инвестиций в науку, создания передовой научной и научно-производственной инфраструктуры, в том числе кластерного типа, упрощения и ускорения процедур регистрации прав интеллектуальной собственности, развития внутреннего рынка таких прав и их полноценного учета на балансах организаций в качестве нематериальных активов, принятия указанных активов в виде залогового обеспечения банками, расширения международного научно-технического сотрудничества, проведения активной научно-технологической дипломатии. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, по количеству заявок на патенты на изобретения Российская Федерация занимает 7-е место в мире (36,9 тыс. штук в 2017 году), уступая Китайской Народной Республике (1382 тыс. штук), Соединенным Штатам Америки (607 тыс. штук), Японии (318,5 тыс. штук), Республике Корея (204,8 тыс. штук), Федеративной Республике Германия (67,7 тыс. штук) и Республике Индии (46,6 тыс. штук).
Росту экспорта будет способствовать финансовая поддержка, направленная на компенсацию части затрат отечественных производителей на патентование, защиту товарных знаков и иных подобных прав за рубежом, а также осуществление аналогичных мер в рамках разрабатываемых при поддержке государства корпоративных программ повышения международной конкурентоспособности.
Вследствие низкой исходной базы услуги по статье "плата за пользование интеллектуальной собственностью" в целевом сценарии предположительно покажут динамичный рост со среднегодовыми темпами на уровне 10,4 процента и к 2025 году достигнут объема 1,52 млрд. долларов США.
С учетом прогноза экспорта услуг, связанных с использованием интеллектуальной собственности, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских услуг в сфере интеллектуальной собственности являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Ирландия, Королевство Нидерландов, Французская Республика, Республика Кипр, Швейцарская Конфедерация, Королевство Норвегия, Республика Болгария, Республика Польша, Словацкая Республика, Республика Казахстан, Республика Белоруссия, Азербайджанская Республика, Республика Узбекистан, Канада, Япония, Китайская Народная Республика, Республика Сингапур, Тайвань, Республика Индия, Турецкая Республика, Объединенные Арабские Эмираты.
Проблемы и барьеры для развития российского экспорта услуг
в сфере интеллектуальной собственности
Основные общесистемные проблемы развития экспорта услуг в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации состоят в следующем:
отсутствие льгот по уплате налога на добавленную стоимость при экспорте прав на интеллектуальную собственность, что не соответствует мировой практике и ставит отечественных экспортеров услуг в неравное положение по отношению к иностранным конкурентам;
избыточные требования валютного контроля к подготовке документов, подтверждающих экспортные сделки;
нормы валютного законодательства, касающиеся ответственности резидента за необеспечение получения валютной выручки от контрагента-нерезидента;
недостаточная защита прав интеллектуальной собственности российских экспортеров за рубежом;
недостаточность информационной, промоутерской и консультационной поддержки, связанной с экспортом услуг в сфере интеллектуальной собственности;
необходимость применения мер финансовой поддержки сектора.
Сохраняется проблема обеспечения охраны и защиты прав интеллектуальной собственности за рубежом. Российский экспортный центр и Федеральная служба по интеллектуальной собственности публикуют информацию по отдельным вопросам защиты интеллектуальной собственности, а также предоставляют консультации. Однако по сравнению с Соединенными Штатами Америки, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Канадой сегодня в Российской Федерации отсутствуют бесплатные справочники или онлайн-инструменты, которые содержат анализ рынка и зарубежного законодательства по интеллектуальной собственности, дают возможность экспортерам осуществить проверку того, как используется интеллектуальная собственность.
В Российской Федерации применяются отдельные меры финансовой поддержки экспортеров, связанные с компенсацией затрат на патентование за рубежом. Вместе с тем крупной статьей затрат являются расходы на судебную защиту прав интеллектуальной собственности, а также расходы, связанные с выплатой налогов и пошлин, страхованием интеллектуальной собственности.
Зарубежные страны активно используют положения о защите интеллектуальной собственности в международных торговых соглашениях, соглашениях о взаимном поощрении и защите капиталовложений, заключают специальные соглашения по защите интеллектуальной собственности, принимают совместные планы действий по борьбе с контрафактной, пиратской продукцией и другое. Российская Федерация редко включает в двусторонние соглашения с третьими странами положения о защите интеллектуальной собственности, что влечет за собой риск нарушения прав интеллектуальной собственности экспортеров.
Основные задачи и меры по развитию экспорта услуг в сфере
интеллектуальной собственности
Основными задачами являются:
обеспечение льготного налогообложения при экспорте услуг в сфере интеллектуальной собственности;
снижение требований и упрощение процедур валютного законодательства при экспорте услуг в сфере интеллектуальной собственности;
разработка специальных мер финансовой поддержки продвижения и защиты российской интеллектуальной собственности на внешних рынках;
разработка образовательных программ по организации, технике и правовому обеспечению экспортных операций в сфере интеллектуальной собственности;
информационно-консультационное и промоутерское сопровождение деятельности по коммерческому использованию российской интеллектуальной собственности за рубежом.
Приоритетными мерами по развитию российского экспорта услуг в сфере интеллектуальной собственности являются:
установление ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость при реализации иностранным контрагентам прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности;
использование лицензионного договора в электронном виде в форме пользовательского соглашения при подтверждении налоговых льгот при реализации прав на использование результатов интеллектуальной деятельности;
издание методических рекомендаций о порядке подтверждения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы при применении повышающего коэффициента для учета в налогооблагаемой базе организации;
обеспечение возможности компенсации затрат организаций-лицензиаров, связанных с прохождением предэкспортной стадии результатов интеллектуальной деятельности;
обеспечение финансовой поддержки деятельности центров трансфера технологий в части коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности на внешних рынках;
определение порядка отнесения изобретений к служебным, порядок и размер выплаты вознаграждения авторам за создание и использование служебных изобретений для различных категорий работодателей и правообладателей;
определение гарантированного минимального размера вознаграждения авторам за создание и использование служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, обязанности работодателя заключать договор о выплате вознаграждения авторам служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, ответственности работодателя за невыплату или несвоевременную выплату авторского вознаграждения;
разработка страхового продукта акционерного общества "ЭКСАР", предусматривающего страхование риска, связанного с судебной защитой интеллектуальных прав российских экспортеров на внешних рынках;
издание методических рекомендаций и инструкций по правилам оценки бухгалтерского и налогового учета исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов для бюджетных образовательных и научных организаций;
создание специализированного электронного депозитария результатов интеллектуальной деятельности, права на которые предлагаются на экспорт, и специализированной электронной торговой площадки для сопровождения и проведения экспортных сделок с правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе с объектами авторских прав;
разработка при поддержке Федеральной службы по интеллектуальной собственности специальных бесплатных информационных ресурсов и образовательных программ по авторскому праву и праву промышленной собственности, мерам и практике защиты интеллектуальной собственности, международным системам патентования и защиты прав;
проведение исследования факторов, препятствующих выходу российских компаний на мировые рынки интеллектуальной собственности, и по результатам исследования проведение разработки руководств для потенциальных экспортеров по организации и технике экспортной деятельности в сфере интеллектуальной собственности, ее правовому, налоговому регулированию в Российской Федерации и за рубежом, существующим рискам в этой деятельности и возможности использования интеллектуальной собственности и другое;
популяризация среди российских разработчиков, правообладателей и экспортеров зарубежных инструментов продвижения и защиты интеллектуальной собственности на внешних рынках, включая инструменты, содержащие инструкции по защите интеллектуальной собственности, инструменты, позволяющие провести аудит интеллектуальной собственности и оценить уровень ее защиты. Это будет способствовать лучшему пониманию зарубежных рынков, условий и методов работы на них, позволит пройти тесты для определения возможных рисков и проблем, связанных с управлением интеллектуальной собственностью;
разработка типовых положений по защите прав интеллектуальной собственности для включения в международные договоры с участием Российской Федерации. Такие положения должны учитывать участие сторон в основных конвенциях по защите интеллектуальной собственности, обязанность публикации сведений по режиму ее охраны, а также предоставления доступа к публичным реестрам интеллектуальной собственности, создание контактных пунктов по вопросам интеллектуальной собственности, правил в отношении использования сторонами торговых знаков, патентов, авторских и смежных прав и других.