4. Обучение и информационная доступность для граждан старшего поколения
Эффективным механизмом поддержки социальной активности граждан старшего поколения является их включение в образовательный процесс, учитывающий роль лиц старшего поколения в процессе образования в качестве как обучаемых, так и обучающих. В среднем формальным и неформальным образованием охвачены 30 процентов взрослого населения страны (в странах с самыми высокими значениями этого показателя доля обучающегося взрослого населения достигает 70 - 80 процентов).
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни.
Увеличение доли граждан старшего поколения, участвующих в различных формах и видах образовательной деятельности, приводит к минимизации издержек, связанных с наступлением "третьего возраста" человека, обеспечивая ему здоровую и активную жизнь в период старения.
При этом стоит отметить, что система непрерывного образования в Российской Федерации только начинает развиваться.
Что касается обучения в целях продолжения профессиональной деятельности граждан старшего поколения, в частности их профессионального образования, дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, то оно должно быть в первую очередь адаптировано к потребностям граждан старшего поколения, работодателей, существующим на рынке труда вакансиям.
Однако в настоящее время такой подход не всегда реализуется.
С 2013 года Российская Федерация принимает участие в международной программе Организации экономического сотрудничества и развития по оценке навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC, в рамках которой изучается уровень базовых компетенций населения, в частности насколько свободно взрослые люди умеют пользоваться на работе и в повседневной жизни для получения и передачи информации книгами, компьютером, цифровыми технологиями.
В связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий возникла насущная необходимость обучения граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг.
Кроме того, в мировой практике все более широкое распространение получают клубные и неформальные виды образования для граждан старшего поколения, такие, как университеты "третьего возраста" и клубы по интересам. Традиционно такими формами образования занимаются самоорганизованные группы граждан или некоммерческие организации.
Все эти формы дополнительного образования и просвещения требуют развития с участием самих граждан старшего поколения.