3. Обеспечение здоровья граждан старшего поколения
Увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением медицинских, социальных и психологических проблем.
Показатели здоровья ухудшаются с возрастом. Около 80 процентов лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре - пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения 16 - 64-летних. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у лиц трудоспособного возраста.
В стареющем обществе неуклонно растет медико-социальная значимость проблемы когнитивных расстройств и деменции, синдрома мальнутриции, патологии костно-мышечной системы, что требует разработки целевых программ для решения этих актуальных проблем.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусматривается возможность реализации права на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Обеспечена возможность получения гражданами старшего поколения лекарственных препаратов по рецептам со сроком действия до 3 месяцев и в объеме 3-месячной потребности, приняты меры по оптимизации размещения аптечных и иных организаций, уполномоченных реализовывать лекарственные препараты населению. Внедрены новые формы адресной доставки лекарственных препаратов и медицинских изделий гражданам старшего поколения, особенно относящимся к маломобильным группам населения. Осуществляется взаимодействие социальных работников с медицинскими организациями по вопросам записи граждан на прием к врачу, выписки у врачей (фельдшеров) рецептов на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, получения результатов медицинского обследования граждан и медицинских справок, вызова участкового врача на дом, поиска необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий в аптечных учреждениях с учетом выписанных врачами (фельдшерами) рецептов, их приобретения и осуществления доставки по месту жительства граждан. В субъектах Российской Федерации заключены соглашения, регламентирующие взаимодействие и сотрудничество между медицинскими, аптечными организациями и органами социальной защиты населения.
В соответствии с решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (протокол N 9 от 10 марта 2009 г.) и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения ежемесячно осуществляется мониторинг цен и ассортимента лекарственных препаратов в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в том числе гражданам пожилого возраста, и в аптечных организациях. Проведение мониторинга позволяет провести объективную оценку ситуации на фармацевтическом рынке и выявить негативные тенденции в целях своевременного принятия соответствующих управленческих решений, направленных на обеспечение доступности лекарственных препаратов для населения, в том числе для граждан старшего поколения. Кроме того, в целях совершенствования лекарственного обеспечения и недопущения сокращения ассортимента лекарственных препаратов в 2014 году приняты Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 871 "Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Организация гериатрической медицинской помощи регламентирована приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации".
В настоящее время в Российской Федерации в сети гериатрической медицинской помощи функционируют 2345 геронтологических коек.
В структуре учреждений, оказывающих медицинскую помощь по специальности "Гериатрия", действуют 3 гериатрические больницы (г. Нижний Новгород, г. Санкт-Петербург, г. Петропавловск-Камчатский). В некоторых субъектах Российской Федерации созданы клинические и организационно-методические гериатрические центры (Самарская, Кировская, Ульяновская, Оренбургская области и другие), а также 64 госпиталя ветеранов войн общей мощностью более 17000 коек.
В настоящее время профессиональное обучение специалистов здравоохранения осуществляется в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, которая содержит специальность "Гериатрия".
В соответствии с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, специальность "Гериатрия" может быть получена выпускниками лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов в ординатуре (2 года обучения), а при наличии послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) по специальностям "Терапия" или "Общая врачебная практика (семейная медицина)" путем дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки (3,5 - 4 месяца).
За период 2009 - 2014 годов в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных и научных организациях более 5 тыс. врачей различных специальностей прошли подготовку по программам дополнительного профессионального образования по вопросам гериатрии. Ежегодно 7 - 10 врачей получают специальность "Гериатрия" в ординатуре, более 100 человек проходят обучение по этой специальности посредством профессиональной переподготовки.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждены примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования по специальности "Гериатрия".
Предусмотрены циклы тематического повышения квалификации для врачей специальностей "Клиническая гериатрия", "Современные вопросы геронтологии и гериатрии", "Клиническая фармакология в гериатрии", "Гериатрическая хирургия", "Особенности заболеваний ЛОР-органов в пожилом и старческом возрасте", "Гериатрическая неврология", "Гериатрическая соматопсихиатрия", "Гериатрическая фтизиатрия", "Медико-социальная экспертиза и реабилитация", "Гериатрическая офтальмология".
Кроме того, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.31 "Гериатрия" (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Однако, несмотря на очевидные достижения в области оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения, существует ряд проблем, требующих решения.
Существующая организационная структура медицинской помощи гражданам старшего поколения не позволяет организовать работу гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской и социальной помощи за счет преемственности ведения пациента между различными уровнями системы здравоохранения, а также между службами здравоохранения и социальной защиты. В настоящее время доступность гериатрической помощи недостаточна в связи с недостатком кабинетов гериатров и гериатрических отделений в поликлиниках, а также гериатрических отделений в многопрофильных стационарах.
Недостаточная координация действий между учреждениями здравоохранения и социальной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения, уменьшает эффективность медицинской и социальной помощи.
Требует доработки нормативно-правовая база оказания гериатрической помощи. Необходимо утвердить порядок оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия", стандарты медицинской помощи по отдельным заболеваниям, характерным для пациентов старше 60 лет.
В связи с необходимостью расширения медицинской и социальной помощи нарастает необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере оказания медицинских услуг людям старшего поколения, привлечения общественности (волонтеров, некоммерческих организаций) к организации различных форм заботы о гражданах старшего поколения.
В настоящее время в Российской Федерации нарастает необходимость проведения научных исследований в области геронтологии и гериатрии, которые бы позволили оптимизировать подходы к профилактике, диагностике и лечению возраст-ассоциированных заболеваний, а также планировать объемы и характер медицинской и социальной помощи людям старшего поколения.
Старение населения и развитие геронтологии и гериатрии требуют регулярного обновления образовательных программ в соответствии с современным состоянием проблемы, а также более активной подготовки по вопросам гериатрии врачей первичного звена здравоохранения, медицинских сестер, других специалистов, работающих с гражданами старшего поколения.
Необходима просветительская программа, направленная на привлечение внимания гражданского общества к решению проблем людей старшего поколения, популяризацию потенциала и достижений геронтологии и гериатрии, содействие созданию дружественной инфраструктуры и психологической атмосферы для граждан старшего поколения.
Ключевым приоритетом Стратегии является развитие гериатрической службы как комплексной межведомственной системы предоставления индивидуальных медико-социальных услуг лицам старшего поколения на основе оценки потребностей и нуждаемости.