I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
и пространственного развития Российской Федерации

В соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", целями государственной культурной политики в том числе являются укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования, передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" особая роль в сфере культуры также отводится вопросам укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации.

Одним из шагов на пути укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан, необходимым элементом которого является достойное увековечение памяти погибших при защите Отечества.

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. N 211 "О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость оказания содействия органам местного самоуправления в приведении в порядок воинских захоронений и мемориальных комплексов, а также в поиске и захоронении останков воинов, погибших при защите Отечества.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2006 г. N 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, права и обязанности которого определены в Законе Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (далее - Закон).

Одним из основных направлений увековечения памяти погибших при защите Отечества является обеспечение сохранности воинских захоронений. Добиться уважительного отношения к этим местам памяти и гордости нашего народа можно лишь путем использования возможностей государства, в том числе программными средствами.

Обеспечить обустройство и восстановление воинских захоронений на территории Российской Федерации, а также нанесение на мемориальные плиты по месту захоронения имен погибших при защите Отечества предусматривается в рамках федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" (далее - Программа).

Программа позволит централизованно решить проблему восстановления (ремонта, реставрации, благоустройства) воинских захоронений на территории Российской Федерации.

Важная мера обеспечения сохранности воинских захоронений - установка мемориального знака, обозначающего место воинского захоронения. Мероприятие целесообразно выполнить в рамках решения задачи по восстановлению (ремонту, реставрации, благоустройству) воинских захоронений на территории Российской Федерации.

В последние годы значительно повысилась эффективность деятельности общественных поисковых объединений. Это связано как с созданием Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества "Поисковое движение России", так и с уточнением нормативно-правовой базы поисковой работы.

После издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 845 "Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти" ежегодно проводится анализ отчетных документов и планов проведения поисковых работ, поступающих от общественно-государственных (общественных) объединений, осуществляющих поисковую работу. Планирование поисковой работы позволяет ежегодно проводить эксгумацию и перезахоронение до 20 тыс. останков погибших.

Однако, как показывает практика, поисковыми объединениями создаются места захоронений, которые не обустроены в порядке, установленном Законом, не имеют статуса воинского захоронения и не охраняются государством.

Задача по обустройству таких мест также может быть успешно решена в рамках реализации Программы.

Таким образом, Программа позволит обеспечить комплексный подход к решению проблемы обеспечения увековечения памяти погибших при защите Отечества.