IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

IV. Возможные варианты
решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных вариантах решения проблемы

Использование программно-целевых механизмов в сфере обеспечения пожарной безопасности предполагается по следующим направлениям:

1) снижение риска пожаров до экономически и социально-приемлемого уровня по направлениям, не обеспеченным действенными законодательными и управленческими механизмами, а также необходимыми ресурсами;

2) создание механизмов стратегического планирования и межотраслевой координации по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

К задачам 1-го направления относятся следующие:

защищенность объектов с высоким уровнем пожарной опасности, критически важных (потенциально опасных) объектов, объектов с массовым пребыванием людей, включая маломобильные группы населения, в том числе на транспорте, объектах образования, в удаленной и сельской местности, а также высотных объектов в условиях мегаполисов, объектов массовых коммуникаций, связи и культуры и объектов, на которых осуществляется хранение ценностей, имеющих мировое значение;

модернизация действующих и развертывание принципиально новых систем обеспечения пожарной безопасности, создание условий для продвижения современных технологий и развития нового сектора государственных и негосударственных услуг в области обеспечения пожарной безопасности;

строительство современных пожарных депо, оснащенных современными техническими средствами, для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, а также других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;

создание высокомобильных подразделений пожарной охраны с максимально универсальными возможностями для работы в сельских и удаленных местах.

Реализация этой группы задач требует использования новых технических и организационных решений, обеспечивающих высокий уровень эффективности действий по предотвращению возникновения пожароопасной ситуации, локализации возникших очагов возгорания, заблаговременному оповещению населения о пожаре и его организованному выводу из пожароопасной зоны.

На объектах с высоким уровнем пожарной опасности, с массовым пребыванием людей, с сосредоточением маломобильных групп населения, важных объектах массовых коммуникаций, образования, транспорта, связи и культуры, объектах, на которых осуществляется хранение ценностей, имеющих мировое значение, на высотных объектах в условиях мегаполисов требуется разработать, создать и установить новые современные технические системы, обеспечивающие:

возможность определять не только факт возникновения пожара, но и возникновение условий, ведущих к пожару, включая простейшую диагностику, определяющую уровень пожарной опасности и причины ее возникновения;

оповещение о факте возникновения пожара и осуществление необходимого уровня информирования людей о характере угрозы и порядке действий населения применительно к конкретной угрозе;

эффективное автоматическое пожаротушение, при применении которого не создается дополнительных факторов поражения людей и (или) разрушения ценных объектов;

эффективное спасение людей из зданий и сооружений, включая высотные сооружения, приводимые в действие не только специально подготовленным персоналом или людьми, находящимися в пожароугрожаемой ситуации, но и автоматическими или дистанционно управляемыми (например, с использованием сотовой связи) системами.

В рамках 2-го направления должны быть созданы условия для опережающего продвижения новых технических систем, а также модернизации уже имеющихся образцов.

Использование технически сложных пожарно-спасательных систем и сложность стоящих перед пожарными задач требуют создания высокомобильных, специализированных на решении сверхсложных задач подразделений пожарной охраны. Процедуры создания, размещения, обеспечения материальными средствами, обучения и поддержания в состоянии высокой готовности таких подразделений представляют собой сложную задачу, а их универсальный характер определяет необходимость возможности эффективного действия на объектах, находящихся в ведении различных собственников. Такие подразделения должны быть ознакомлены с особенностями объектов защиты и с условиями взаимодействия с персоналом этих объектов. Для этого необходима выработка порядка взаимодействия и проведения учебно-штабных игр и натурных учений, что, в свою очередь, требует налаженного межведомственного и частно-государственного взаимодействия в рамках государственных программ.

Первоочередными мероприятиями по уменьшению рисков пожаров в России являются:

строительство и реконструкция объектов федеральной противопожарной службы по охране, в том числе населенных пунктов Российской Федерации, критически важных объектов, закрытых административно-территориальных образований, включая закупку новой техники для этих объектов;

развитие материально-технической базы и системы подготовки пожарных (реконструкция, строительство и техническое переоснащение учебно-методических центров общей площадью 161000 кв. метров);

развитие экспериментальной базы пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений (робототехнические комплексы, лаборатории, испытательные стенды, моделирующие комплексы);

разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств пожаротушения;

разработка и внедрение новых технологий в области формирования у населения соблюдения правил пожарной безопасности;

создание автоматизированных систем оперативного управления подразделениями пожарной охраны, а также иными спасательными подразделениями, в том числе модернизация систем связи при тушении пожаров;

создание систем обнаружения и мониторинга обстановки в районах крупных техногенных и лесных пожаров;

реализация мероприятий по оснащению системами автоматической пожарной защиты и противопожарным оборудованием учреждений здравоохранения и социальной защиты (в интернатах и лечебных учреждениях для детей-инвалидов, хосписах и домах ветеранов), образовательных учреждений профессионального образования и других общеобразовательных учреждений (школы, лицеи и гимназии);

реализация мероприятий по оснащению жилого сектора системами обнаружения и тушения пожаров.

Разработка и выполнение мероприятий Программы в области обеспечения пожарной безопасности могут быть выполнены по 2 вариантам.

При 1-м варианте определяются основные цели Программы по решению всего комплекса проблем обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Решение проблемы снижения риска пожаров будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы. Принятие этого варианта предполагает обеспечение пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны согласно принятым нормативам и их оснащение современными средствами пожаротушения в соответствии с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и собственников.

При 2-м варианте выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей, при этом финансирование сосредоточено на наиболее эффективных и неотложных мероприятиях. Принятие этого варианта предполагает создание условий для обеспечения устойчивой тенденции к снижению риска пожаров в стране.

При 1-м варианте предполагается комплексное воздействие на все ключевые факторы, определяющие состояние пожарной безопасности в соответствии с требованиями и нормативами финансового обеспечения пожарной безопасности.

Для реализации этого варианта необходимо не менее 380,3 млрд. рублей, при этом за счет средств федерального бюджета потребуется 115,675 млрд. рублей.

При реализации 1-го варианта предполагаются следующие базовые параметры риска пожаров к 2012 году (при расчете на год) в сравнении с 2006 годом:

частота пожаров - 1,27 (сокращение на 15 процентов);

                                -5
    индивидуальный риск - 6,7·10  ;

удельная величина ущерба - 219,9 тыс. рублей (сокращение на 47 процентов).

Такие параметры позволят прийти к следующим результатам:

количество пожаров - 191 тысяча (сокращение на 13 процентов);

количество погибших при пожарах - 5,3 тыс. человек (сокращение на 70 процентов);

количество получивших травмы при пожарах - 4,7 тыс. человек (сокращение на 65 процентов);

материальный ущерб от пожаров - 42 млрд. рублей (сокращение на 54 процента).

При 2-м варианте предполагается финансирование только приоритетных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности в стране.

При реализации 2-го варианта Программы особое внимание будет уделено решению задачи обеспечения пожарной безопасности подразделениями пожарной охраны (федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъекта Российской Федерации, муниципальной, добровольной и частной) в населенных пунктах на территории Российской Федерации, в которых в настоящее время не обеспечивается необходимый и достаточный уровень пожарной безопасности.

Для этого предполагается в малонаселенных сельских поселениях развивать добровольную пожарную охрану. Муниципальные образования на территории Российской Федерации обслуживаются силами противопожарной службы субъекта Российской Федерации, муниципальной и добровольной пожарной охраны.

Пожарная безопасность в крупных городах и столицах субъектов Российской Федерации будет обеспечиваться силами всех видов пожарной охраны.

В результате реализации Программы в 2012 году все населенные пункты Российской Федерации будут обслуживаться силами подразделений пожарной охраны.

Этот вариант позволит выйти к 2012 году на уровень обеспеченности подразделений федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, основными видами пожарной техники согласно имеющейся штатной табельной потребности до 97 процентов (с учетом ежегодной убыли).

Для реализации этого варианта необходимо 155,363 млрд. рублей, при этом за счет средств федерального бюджета потребуется 30,998 млрд. рублей (20 процентов).

При реализации 2-го варианта предполагаются следующие базовые параметры риска пожаров к 2012 году:

частота пожаров - 1,41 (сокращение на 5 процентов);

                                 -4
    индивидуальный риск - 1,22·10  ;

удельная величина ущерба - 233,6 тыс. рублей (сокращение на 44 процента).

Такие параметры позволят прийти к следующим результатам:

количество пожаров - 211 тысяч (сокращение на 4 процента);

количество погибших при пожарах - 10,2 тыс. человек (сокращение на 40 процентов);

количество получивших травмы при пожарах - 8,1 тыс. человек (сокращение на 40 процентов);

материальный ущерб от пожаров - 49,3 млрд. рублей (сокращение на 45 процентов).