IV. Возможные варианты решения существующих проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем
IV. Возможные варианты решения существующих проблем,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблем
При формировании Программы были проанализированы 2 основных сценария развития водохозяйственного комплекса - инерционный и модернизационный.
Реализация Программы по инерционному сценарию предусматривает обеспечение водохозяйственных и водоохранных мероприятий в пределах действующих расходных обязательств, сохранение целевой структуры финансирования основных водохозяйственных направлений и применение существующих механизмов государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта объектов водохозяйственной инфраструктуры.
При этом бюджетные ассигнования направляются прежде всего на обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а мероприятия по снижению уровня антропогенного воздействия на водные объекты, рационализации использования водных ресурсов и развитию системы государственного мониторинга водных объектов будут испытывать устойчивое недофинансирование.
С учетом снижения объема софинансирования из федерального бюджета инвестиций, осуществляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в объекты капитального строительства, темпы выбытия основных фондов водохозяйственной инфраструктуры превысят динамику ввода новых и реконструированных объектов.
При реализации Программы в рамках инерционного сценария ожидается, что:
износ очистных сооружений промышленности и жилищно-коммунального хозяйства достигнет 70 процентов, объемы водоотведения очищенных до нормативного качества сточных вод не превысят 10 - 15 процентов объема сточных вод, требующих очистки, при этом увеличится объем поступления загрязняющих веществ в водные объекты;
непроизводительные потери воды при транспортировке сохранятся на уровне 9 - 10 процентов общего объема изъятия водных ресурсов;
существующие локальные дефициты водных ресурсов в ряде регионов страны (Республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, Белгородская, Курская, Кемеровская области, территории Южного Урала и юга Сибири) станут одним из ключевых факторов, сдерживающих их социально-экономическое развитие;
увеличится количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, а также возрастут риски возникновения аварий на таких объектах;
произойдет существенное снижение рекреационного потенциала и ухудшение экологического состояния водных объектов, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения;
недостаточное количество постов наблюдений и слабая техническая оснащенность системы государственного мониторинга водных объектов не обеспечат своевременного принятия мер по адаптации экономики и условий функционирования водохозяйственного комплекса к изменениям климата, что неизбежно приведет к росту материального ущерба и снижению защищенности населения от опасных гидрологических явлений;
тенденция к снижению научного и кадрового потенциала научно-исследовательских и производственных организаций, обеспечивающих эксплуатацию водохозяйственного комплекса страны, приведет к недостатку мощностей и низкому техническому уровню развития отечественного приборо- и машиностроения, а также будет существенно сдерживать технологическое перевооружение и модернизацию инфраструктуры водного хозяйства на инновационной основе.
Таким образом, цели Концепции социально-экономического развития и Водной стратегии Российской Федерации - создание условий развития человеческого потенциала России посредством улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и повышение энергоэффективности экономики - достигнуты не будут.
Достижение целей Водной стратегии Российской Федерации, а также целевых показателей инновационного варианта развития Российской Федерации, отраженных в Концепции социально-экономического развития, требует реализации комплекса мер, направленных на развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года по модернизационному сценарию.
Модернизационный сценарий развития водохозяйственного комплекса предусматривает осуществление комплекса водохозяйственных мероприятий, связанных с восстановлением и охраной водных объектов, ликвидацией локальных вододефицитов в отдельных районах Российской Федерации, сокращением числа аварийных гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, а также с развитием и модернизацией государственной наблюдательной сети.
В целях обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и снижения размеров ущерба строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты будут проводиться прежде всего в наиболее паводкоопасных и подверженных подтоплению районах и носить превентивный характер.
Кроме того, для существенного сокращения антропогенной нагрузки на водные объекты и рационализации использования водных ресурсов для организаций-водопользователей будут применены механизмы экономического стимулирования (субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для модернизации комплексов очистных сооружений и систем водосбережения).
При реализации Программы в рамках модернизационного сценария ожидается:
сокращение на 40 процентов объемов сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты;
создание условий для гарантированного обеспечения водными ресурсами свыше 6 млн. человек, проживающих в районах, испытывающих локальный дефицит водных ресурсов;
создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства;
приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;
значительное повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущербов от опасных гидрологических явлений посредством строительства сооружений инженерной защиты;
повышение качества прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений за счет расширения и модернизации постов государственной наблюдательной сети.
При реализации различных сценариев развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации на достижение стратегических целей Программы могут повлиять риск недофинансирования мероприятий Программы, операционные, научно-технологические, техногенные и экологические риски, а также риск принятия неэффективных управленческих решений.
Риск недофинансирования мероприятий Программы связан с несоответствием выделенных государственных ассигнований на строительство и модернизацию технической базы водохозяйственного комплекса существующим требованиям развития инфраструктуры и сокращением уровня внебюджетных расходов, направленных на реализацию мероприятий по внедрению проектов строительства комплексов очистных сооружений промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также строительства и реконструкции систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Наступление этого риска приведет к невозможности реализации инновационных направлений развития водохозяйственного комплекса, масштабной модернизации инфраструктуры водного хозяйства и внедрения водосберегающих и экологически чистых технологий.
Риск принятия неэффективных управленческих решений связан с недостатками в процедурах управления, поддержки и контроля реализации мероприятий Программы, в том числе с недостатками их нормативно-правового обеспечения.
Научно-технологические риски возможны при недофинансировании развития научно-технического потенциала водохозяйственного комплекса, что будет сдерживать разработку и внедрение современных отечественных технологий.
Техногенные и экологические риски обусловлены высокой степенью физического износа гидротехнических сооружений и сооружений инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия вод, человеческим фактором, а также стихийными природными явлениями. Устранение их последствий может потребовать дополнительных капитальных вложений и отвлечения средств от финансирования других направлений развития водохозяйственного комплекса. К числу таких последствий можно отнести перебои в водоснабжении объектов экономики и сетей жилищно-коммунального хозяйства, аварийное загрязнение водных объектов, а также затопление и подтопление отдельных территорий.
Ожидаемым негативным последствием указанных рисков является неполное достижение целевых показателей, предусмотренных Концепцией социально-экономического развития и Водной стратегией Российской Федерации.
При реализации Программы в рамках модернизационного сценария развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации негативное влияние указанных рисков на ход исполнения мероприятий Программы и их результативность будут снижены.
Однако риски недофинансирования указанных мероприятий и принятия неэффективных управленческих решений могут оказать отрицательное воздействие на эффективность реализации Программы в целом.
Учитывая, что при реализации мероприятий Программы будет сформирована система текущего управления, координации и контроля, риск принятия неэффективных управленческих решений будет минимален.
Развитие водохозяйственного комплекса по модернизационному сценарию с использованием программно-целевого метода является наиболее эффективным путем решения имеющихся проблем, позволяет скоординировать в едином комплексе задачи перспективного характера и меры адресной поддержки проектов, осуществляемых на федеральном, региональном и местном уровнях, стимулировать привлечение частных инвестиций в водоохранную деятельность и модернизацию водохозяйственной инфраструктуры, а также в наибольшей степени соответствует целевым показателям инновационного варианта социально-экономического развития Российской Федерации.