II. Участники деятельности по аккредитации в сфере государственного оборонного заказа

II. Участники деятельности по аккредитации в сфере
государственного оборонного заказа

4. Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), указанных в пункте 1 настоящих Правил, и аттестацию экспертов по аккредитации осуществляет орган по аккредитации.

5. Участниками аккредитации в соответствии с настоящими Правилами являются:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

б) государственные заказчики;

в) Федеральная антимонопольная служба;

г) орган по аккредитации, в состав которого входят экспертный совет представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации, общественный совет по аккредитации, комиссия по апелляциям, аттестационная комиссия и технический комитет по разработке правил, требований и процедур аккредитации;

д) заявители и аккредитованные лица;

е) претенденты, эксперты по аккредитации, технические эксперты;

ж) экспертные организации по аккредитации.

6. Орган по аккредитации в соответствии с настоящими Правилами осуществляет следующие функции:

а) создает и поддерживает систему менеджмента в соответствии с требованиями, установленными пунктами 5.2 - 5.9 межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2010 г. N 88-ст, а также обеспечивает ее результативность;

б) регистрирует заявления об аккредитации, о расширении или сокращении области аккредитации, о выдаче дубликата аттестата аккредитации, о прекращении действия аттестата аккредитации, о переоформлении аттестата аккредитации, об аттестации эксперта по аккредитации, а также прилагаемые к ним документы;

в) проверяет полноту и комплектность представленных заявителем, аккредитованным лицом, претендентом или экспертом по аккредитации документов, необходимых для проведения оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица в заявленной им области аккредитации, претендентов или экспертов по аккредитации в заявленной области аттестации;

г) в случаях, установленных настоящими Правилами:

направляет уведомления об устранении выявленного при проведении процедур аккредитации несоответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации;

рассматривает отчеты заявителей, аккредитованных лиц об устранении несоответствия критериям аккредитации и документы, подтверждающие их устранение, в целях принятия решения об аккредитации или об отказе в аккредитации;

д) организует и проводит в соответствии с настоящими Правилами:

документарную экспертизу и выездную оценку;

инспекционный контроль, повторную оценку соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации;

аттестацию претендентов и переаттестацию экспертов по аккредитации;

мониторинг деятельности аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации и технических экспертов;

е) осуществляет анализ заявлений, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

ж) заключает договоры:

с заявителями, аккредитованными лицами - о проведении работ по аккредитации в заявленной области аккредитации, включая проведение инспекционного контроля, выездной оценки результативности принятых и реализованных аккредитованным лицом корректирующих мер по результатам инспекционного контроля, повторной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и расширения области аккредитации;

с претендентами и экспертами по аккредитации - о проведении аттестации и переаттестации;

с экспертными организациями по аккредитации - о выполнении отдельных работ по аккредитации, предусматривающих проведение оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в заявленной области аккредитации;

з) принимает решения:

об аккредитации или об отказе в аккредитации;

об оставлении без рассмотрения заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации и прилагаемых к ним документов;

о проведении документарной экспертизы;

о проведении выездной оценки;

о приостановлении (возобновлении) процедур аккредитации;

о направлении уведомлений заявителю, аккредитованному лицу об устранении несоответствия критериям аккредитации;

о приостановлении (возобновлении) действия аттестата (дубликата аттестата) аккредитации;

о расширении (сокращении) области аккредитации;

о прекращении действия аттестата аккредитации;

о проведении инспекционного контроля;

о проведении выездной оценки результативности принятых и реализованных аккредитованным лицом корректирующих мер;

о проведении повторной оценки аккредитованного лица критериям аккредитации;

об оставлении без рассмотрения заявления об аттестации эксперта по аккредитации и прилагаемых к нему документов;

о проведении квалификационного экзамена претендента;

об аттестации (об отказе в аттестации) эксперта по аккредитации;

о переоформлении свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;

о прекращении действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;

о включении (исключении) эксперта по аккредитации в реестр экспертов по аккредитации;

о включении (исключении) технических экспертов в реестр технических экспертов;

о включении (исключении) экспертных организаций по аккредитации в перечень экспертных организаций по аккредитации;

и) формирует в установленном порядке составы экспертных групп для выполнения работ по аккредитации, организует и обеспечивает их работу по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица на соответствие критериям аккредитации по месту (местам) осуществления деятельности в заявленной области аккредитации;

к) выдает аттестаты аккредитации и их дубликаты;

л) рассматривает в установленном порядке апелляции и жалобы;

м) утверждает:

правила, требования, процедуры и руководства по аккредитации, необходимые для выполнения функций органа по аккредитации;

форму плана выездной оценки и требования к его содержанию;

требования к ежегодному отчету о деятельности эксперта по аккредитации;

по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, другими государственными заказчиками и Федеральной антимонопольной службой положение об экспертном совете представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации;

экспертное заключение по результатам документарной экспертизы;

заключение об устранении несоответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации по результатам документарной экспертизы и выездной оценки;

акт выездной оценки результативности принятых и реализованных аккредитованным лицом корректирующих мер;

правила делопроизводства и документирования информации в органе по аккредитации;

н) формирует и утверждает:

составы общественного совета по аккредитации, аттестационной комиссии органа по аккредитации, комиссии по апелляциям, технического комитета по разработке правил, требований и процедур аккредитации, экспертного совета представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации и обеспечивает их деятельность;

ежегодный план инспекционного контроля и ежегодный план повторной оценки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации;

о) формирует и ведет:

реестр аккредитованных органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации систем менеджмента качества;

реестр экспертов по аккредитации;

реестр технических экспертов;

реестр сертификатов соответствия продукции, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации, выполняющими работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции;

реестр сертификатов соответствия систем менеджмента качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации, выполняющими работы по оценке (подтверждению) соответствия систем менеджмента качества;

перечень экспертных организаций по аккредитации;

п) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") следующую общедоступную информацию:

структура органа по аккредитации;

положения об общественном совете по аккредитации, о комиссии по апелляциям, об аттестационной комиссии органа по аккредитации, об экспертном совете представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации, о техническом комитете по разработке правил, требований и процедур аккредитации и их составы;

перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, документов по стандартизации, включая международные документы по стандартизации, документы органа по аккредитации, касающиеся обеспечения его деятельности и осуществления аккредитации в соответствии с настоящими Правилами;

перечень документов, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации;

формы заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации, о сокращении области аккредитации, о выдаче дубликата аттестата аккредитации, о переоформлении аттестата аккредитации, об аттестации эксперта по аккредитации, о переоформлении свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о выдаче дубликата свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о выдаче копии свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о досрочном прекращении действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации и требования к их оформлению;

документы, указанные в подпунктах "н" и "о" настоящего пункта;

перечень аккредитованных органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации систем менеджмента качества с указанием наименования таких органов и лабораторий (центров), области аккредитации и номеров аттестатов аккредитации, а также копии аттестатов аккредитации в форме электронного документа;

перечень экспертных организаций по аккредитации;

перечень аттестованных экспертов по аккредитации с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), области аттестации и номера свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;

результаты рассмотрения апелляций и жалоб;

сведения о результатах ежегодной деятельности органа по аккредитации;

р) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и получает от них на безвозмездной основе документы, сведения и (или) информацию, необходимые для осуществления в установленном порядке аккредитации заявителей и аккредитованных лиц;

с) осуществляет взаимодействие:

с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, другими государственными заказчиками, Федеральной антимонопольной службой, государственными корпорациями и национальным органом по аккредитации - в части информационного обмена о случаях несоответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации, а также в целях совершенствования деятельности органа по аккредитации в пределах полномочий, установленных настоящими Правилами;

с международными организациями по аккредитации - по вопросам совершенствования правил и процедур аккредитации заявителей и аккредитованных лиц, аттестации экспертов по аккредитации и подтверждения их компетентности в сфере отношений, регулируемых настоящими Правилами;

т) привлекает экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертные организации по аккредитации для выполнения работ по аккредитации;

у) обеспечивает защиту и неразглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и сведений, полученных органом по аккредитации при выполнении функций, определенных настоящими Правилами, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

ф) определяет номенклатуру документационных дел;

х) осуществляет формирование, ведение и хранение аккредитационных дел в отношении каждого заявителя и аккредитованного лица, а также аттестационных дел в отношении каждого претендента и аттестованного эксперта по аккредитации;

ц) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

7. Орган по аккредитации не вправе передавать экспертной организации по аккредитации выполнение работ по анализу заявления об аккредитации заявителя и аккредитованного лица, а также по принятию решений по результатам проведения процедур аккредитации.

8. Орган по аккредитации привлекает экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ по аккредитации, а в случаях, установленных настоящими Правилами, экспертные организации по аккредитации.

9. Эксперты по аккредитации привлекаются для осуществления:

а) анализа поступивших от заявителей, аккредитованных лиц в орган по аккредитации заявлений об аккредитации и прилагаемых к ним документов (включая заявления об аккредитации на новый срок, о расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации и переоформлении аттестата аккредитации);

б) подготовки плана выездной оценки;

в) документарной экспертизы и выездной оценки;

г) оценки результатов устранения заявителем, аккредитованным лицом несоответствия критериям аккредитации по результатам документарной экспертизы и выездной оценки;

д) оценки результативности принятых и реализованных заявителем, аккредитованным лицом корректирующих мер по устранению несоответствия критериям аккредитации в случаях, установленных настоящими Правилами;

е) инспекционного контроля, повторной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.

10. Отбор экспертов по аккредитации и технических экспертов осуществляется в соответствии с методикой формирования экспертной группы для выполнения работ по аккредитации, утверждаемой органом по аккредитации.

11. Эксперты по аккредитации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным пунктом 211 настоящих Правил, а также соблюдать ограничения, установленные настоящими Правилами.

12. К работам по аккредитации привлекаются технические эксперты, включенные в реестр технических экспертов, для консультирования экспертов по аккредитации в случае, когда для оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации необходимы специальные знания.

Технический эксперт не имеет права осуществлять функции эксперта по аккредитации.

13. При отборе технических экспертов учитываются:

а) специализация технического эксперта в соответствии с перечнем областей специализации технических экспертов, утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

б) сфера компетентности технического эксперта;

в) опыт деятельности в оцениваемой области аккредитации.

14. Технические эксперты должны соответствовать установленным требованиям.

15. Эксперты по аккредитации и технические эксперты должны быть независимы от любого коммерческого, финансового или административного воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на решения органа по аккредитации.

16. Эксперт по аккредитации и технический эксперт обязаны:

а) уведомлять орган по аккредитации о существующей или существовавшей ранее связи с заявителем или аккредитованным лицом, для оценки соответствия критериям аккредитации которого они привлечены, а также о возникновении обстоятельств, влияющих на возможность исполнения ими обязанностей, установленных настоящими Правилами;

б) обеспечивать конфиденциальность и неразглашение сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и использовать такие сведения только в целях, для которых они предоставлены.

17. Эксперт по аккредитации и технический эксперт вправе отказаться от проведения оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в случае наличия причин и обстоятельств, установленных подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил.

О наличии указанных причин и обстоятельств эксперт по аккредитации, технический эксперт обязаны уведомить орган по аккредитации не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения указанных причин или со дня получения экспертом по аккредитации, техническим экспертом информации о прохождении отбора или предложения о включении в состав экспертной группы.

18. Орган по аккредитации принимает решение о назначении нового эксперта по аккредитации или технического эксперта для проведения работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в случае:

а) наличия фактов нарушения экспертом по аккредитации, техническим экспертом требований настоящих Правил, исключающих их участие в проведении документарной экспертизы и (или) выездной оценки соответственно, которые стали известными органу по аккредитации после их включения в состав экспертной группы для проведения документарной экспертизы или выездной оценки;

б) отказа эксперта по аккредитации от проведения документарной экспертизы и (или) отказа эксперта по аккредитации, технического эксперта от проведения выездной оценки;

в) наступления обстоятельств, исключающих возможность проведения экспертом по аккредитации, техническим экспертом оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица, и иных уважительных причин (смерть члена семьи эксперта по аккредитации или близкого его родственника, направление в командировку, временная нетрудоспособность, чрезвычайная ситуация в местах выполнения работ в области аккредитации, исполнение государственных или общественных обязанностей в соответствии с федеральными законами и т.п.);

г) смерти эксперта по аккредитации.

19. Выполнение работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации возобновляется со дня назначения органом по аккредитации нового эксперта по аккредитации. В этом случае срок принятия решения об аккредитации органом по аккредитации продлевается на срок, прошедший со дня утверждения первоначального состава экспертной группы до дня включения нового эксперта по аккредитации в состав экспертной группы.

20. Экспертные организации по аккредитации привлекаются по решению органа по аккредитации в случаях, установленных пунктом 26 настоящих Правил, для выполнения следующих работ по аккредитации:

а) проведение документарной экспертизы;

б) проведение выездной оценки;

в) проведение оценки результативности принятых и реализованных аккредитованным лицом корректирующих мер по устранению несоответствия критериям аккредитации в случаях, установленных настоящими Правилами;

г) участие в проведении инспекционного контроля, повторной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.

21. Экспертные организации по аккредитации включаются в перечень экспертных организаций по аккредитации при условии их соответствия установленным требованиям.

22. Перечень экспертных организаций по аккредитации формируется по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, другими государственными заказчиками и Федеральной антимонопольной службой.

23. В перечень экспертных организаций по аккредитации включаются следующие сведения:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименования экспертной организации по аккредитации, ее организационно-правовая форма, адрес (местонахождение), номер контактного телефона, адрес электронной почты и официального сайта в сети "Интернет";

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) адреса мест осуществления деятельности;

г) перечень экспертов по аккредитации и технических экспертов, привлекаемых к проведению работ по аккредитации.

24. Формирование и ведение перечня экспертных организаций по аккредитации и предоставление сведений, указанных в этом перечне, осуществляется органом по аккредитации.

25. Орган по аккредитации при отборе экспертной организации по аккредитации для выполнения работ по аккредитации, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, учитывает компетентность указанной организации в соответствующей области аккредитации, а также место (места) осуществления деятельности.

26. Экспертная организация по аккредитации привлекается к работам по аккредитации, когда количество одновременно полученных заявлений об аккредитации не позволяет органу по аккредитации в установленный пунктом 49 настоящих Правил срок принять решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.

27. Аккредитованные лица обязаны:

а) соответствовать критериям аккредитации при осуществлении своей деятельности в определенной органом по аккредитации области аккредитации;

б) вести учет:

выданных сертификатов соответствия продукции - для органов по сертификации, выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции;

выданных протоколов испытаний и измерений - для испытательных лабораторий (центров);

выданных сертификатов соответствия систем менеджмента качества - для органов по сертификации, выполняющих работы по сертификации систем менеджмента качества;

в) безвозмездно представлять в орган по аккредитации:

сведения о руководителе (в случае его замены), об изменении идентификационного номера налогоплательщика, организационно-правовой формы, адреса (местонахождения), об адресе места (мест) осуществления деятельности в соответствии с определенной органом по аккредитации областью аккредитации, о специалистах, участвующих в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции и (или) сертификации систем менеджмента качества, в том числе об их компетентности и квалификации;

сведения о прекращении пользования помещениями, которые находятся на праве собственности и (или) на ином законном основании, которые необходимы для выполнения работ по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции и (или) сертификации систем менеджмента качества, а также сведения об изменении технической оснащенности (для испытательной лаборатории (центра);

сведения о результатах деятельности;

копии сертификатов соответствия продукции, копии сертификатов соответствия систем менеджмента качества в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя аккредитованного лица или лица, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, для формирования и ведения реестра сертификатов соответствия продукции, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации, выполняющими работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции, и реестра сертификатов соответствия систем менеджмента качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации, выполняющими работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении систем менеджмента качества;

г) передать безвозмездно подлинники сертификационных дел, содержащих результаты проведения сертификации продукции или сертификации систем менеджмента качества, другому аккредитованному лицу в случае принятия органом по аккредитации решения о сокращении области аккредитации либо о прекращении действия аттестата аккредитации в порядке, предусмотренном пунктами 193 и 201 настоящих Правил;

д) уведомлять головных исполнителей, исполнителей, с которыми заключены договоры на выполнение работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции и (или) сертификации систем менеджмента качества, о приостановлении действия аттестата аккредитации, либо о сокращении области аккредитации, либо о прекращении деятельности в качестве аккредитованных лиц любым доступным способом в течение 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

28. Аккредитованные лица имеют право в установленном порядке применять знак аккредитации.

29. Аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за несоблюдение критериев аккредитации, а также за невыполнение требований правил сертификации продукции, правил сертификации систем менеджмента качества, недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений соответственно.