I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.
2. В соответствии с настоящим Положением реализации подлежат национальные проекты, федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов, федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов (далее - федеральные проекты), ведомственные проекты и региональные проекты, обеспечивающие достижение показателей и реализацию мероприятий (результатов) федерального проекта, входящего в состав национального проекта.
Инициирование, подготовка, реализация и завершение реализации региональных проектов осуществляются в соответствии с положениями об организации проектной деятельности, подготовленными с учетом настоящего Положения и методических указаний президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (далее - Совет) и (или) методических рекомендаций проектного офиса Правительства Российской Федерации (далее - методические указания (рекомендации) и утвержденными актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации или актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Инициирование, подготовка, реализация и завершение реализации внутренних (локальных) проектов осуществляются в соответствии с положением об организации проектной деятельности, утвержденным (при необходимости) актом федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа или организации.
3. Нормы, предусмотренные настоящим Положением, применяемые в отношении национальных проектов, федеральных проектов, распространяются на комплексную программу "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года" и входящие в ее состав федеральные проекты.
Особенности реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" устанавливаются отдельным актом Правительства Российской Федерации.
Нормы, предусмотренные настоящим Положением, не применяются в отношении федеральных проектов и ведомственных проектов, содержащих исключительно показатели и мероприятия (результаты), обеспечивающие достижение и (или) влияющие на достижение целей и (или) показателей государственной программы вооружения. Подготовка, реализация и мониторинг таких проектов и их мероприятий (результатов) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о разработке и реализации государственной программы вооружения.
4. В рамках проектной деятельности Правительства Российской Федерации реализуются следующие направления деятельности:
1) осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации;
2) предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации;
3) предоставление субсидий (иных межбюджетных трансфертов) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
4) предоставление бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам;
5) выработка предложений по совершенствованию государственной политики и нормативного регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации;
6) осуществление стимулирующих налоговых расходов;
7) организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере реализации государственной программы Российской Федерации;
8) создание и развитие информационных систем;
9) предоставление целевых субсидий государственным учреждениям в целях осуществления капитальных вложений, операций с недвижимым имуществом, приобретения нефинансовых активов, а также реализации иных мероприятий, отвечающих критериям проектной деятельности;
10) иные направления деятельности, отвечающие критериям проектной деятельности.
5. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"проект" - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений (национальный проект, федеральный проект, ведомственный проект, региональный проект);
"национальный проект" - проект (программа), направленный на достижение национальных целей развития Российской Федерации и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальные цели развития Российской Федерации), и обеспечивающий достижение параметров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", иных общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами (далее - задачи), и их показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета, президиума Совета;
"федеральный проект, входящий в состав национального проекта" - проект, обеспечивающий достижение общественно значимых результатов, выполнение задач национального проекта и их показателей, а также дополнительных показателей по решению Совета, президиума Совета, проектного комитета или куратора;
"федеральный проект, не входящий в состав национального проекта" - проект, обеспечивающий достижение и (или) вклад в достижение целей и (или) показателей государственной программы Российской Федерации (в случае если федеральный проект является структурным элементом государственной программы Российской Федерации), а также достижение иных показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, по решению проектного комитета, куратора, ответственного исполнителя государственной программы Российской Федерации, структурным элементом которой такой проект является;
"ведомственный проект" - проект, обеспечивающий достижение и (или) вклад в достижение показателей государственной программы Российской Федерации (в случае если ведомственный проект является структурным элементом государственной программы Российской Федерации), а также достижение иных показателей и (или) решение иных задач соответствующего федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации;
"региональный проект" - проект, обеспечивающий достижение и (или) вклад в достижение целей и (или) показателей и реализацию мероприятий (результатов) федерального проекта, входящего в состав национального проекта, и (или) структурных элементов государственной программы Российской Федерации, и (или) государственной программы субъекта Российской Федерации;
"внутренний (локальный) проект" - проект, обеспечивающий достижение отдельных направлений деятельности и показателей деятельности федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, не предусматривающий финансового обеспечения на его реализацию и не являющийся структурным элементом государственной программы Российской Федерации;
"проектная деятельность" - деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией (включая мониторинг и внесение изменений в проекты) и завершением реализации проектов;
"риск" - событие (совокупность событий), наступление которого может оказать негативное влияние на ход реализации и (или) достижение показателей, мероприятий (результатов), контрольных точек и объектов мероприятий (результатов) проекта (далее - параметры проектов).
6. Разработка и реализация федерального проекта осуществляется в случаях, если такой проект соответствует одному из условий:
1) требует принятия решений Правительством Российской Федерации;
2) затрагивает вопросы, относящиеся к предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также вопросы местного значения.
7. Исключительно в рамках федеральных проектов осуществляется реализация направлений деятельности, указанных в подпунктах 1, 2 (в части объектов капитального строительства стоимостью 3 млрд. рублей и более), 3, 4 и 6 пункта 4 настоящего Положения.
В иных случаях могут быть разработаны ведомственные проекты.
Действие пункта 4 настоящего Положения не распространяется на федеральные проекты, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
8. В целях осуществления проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, при необходимости в иных государственных органах и организациях формируются органы управления проектной деятельностью.
Функции органов управления проектной деятельностью определяются функциональной структурой проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее - функциональная структура проектной деятельности), и реализуются в соответствии с настоящим Положением.
В отношении комплексной программы "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года" и входящих в ее состав федеральных проектов Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет функции федерального органа исполнительной власти, осуществляемые в отношении национального проекта и федеральных проектов, входящих в состав национального проекта, в соответствии с настоящим Положением и функциональной структурой проектной деятельности.
9. Формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление паспортов и соответствующих единых запросов, предусматривающих изменение паспортов проектов, отчетов о ходе реализации проектов, а также иных документов и информации, разрабатываемых при осуществлении проектной деятельности, за исключением документов и информации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются в соответствующих подсистемах государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"), обеспечивающих формирование, ведение, хранение и обмен документами в рамках реализации проектов, а также иных параметров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", по мере ввода в эксплуатацию ее компонентов и модулей в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных в установленном порядке действовать от имени органа управления проектной деятельностью.
Формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление паспортов и запросов на изменение паспортов региональных проектов, отчетов о ходе реализации таких проектов по решению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может осуществляться в системе "Электронный бюджет" или в государственных информационных системах субъекта Российской Федерации и (или) иных информационных системах исполнительных органов субъектов Российской Федерации (далее - региональные информационные системы) с учетом возможности интеграции или информационного обмена данными, необходимыми для мониторинга параметров структурных элементов государственных программ Российской Федерации (в том числе показателей, мероприятий (результатов), их финансового обеспечения, контрольных точек и объектов мероприятий (результатов), с системой "Электронный бюджет".
Требования к составу и форматам передачи информации, представляемой в систему "Электронный бюджет" в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, размещаются на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До ввода в эксплуатацию соответствующих компонентов и модулей системы "Электронный бюджет", региональных информационных систем, но не позднее 1 января 2024 г., формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление указанных документов и информации осуществляются в форме документов на бумажном носителе, подписанных лицом, уполномоченным в установленном порядке действовать от имени органа управления проектной деятельностью.
10. Планирование и реализация федеральных проектов, ведомственных проектов, сведения о которых в целом составляют государственную тайну и (или) относятся к сведениям конфиденциального характера, осуществляются с учетом следующих особенностей:
1) формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление документов и информации, разрабатываемых при инициировании и реализации соответствующих проектов, осуществляется с использованием бумажного и электронного носителя с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и (или) сведениями конфиденциального характера;
2) не требуется формирование заключения общественно-экспертного совета на паспорта проектов, запросы на их изменение, отчеты о ходе реализации соответствующих проектов;
3) сроки, установленные настоящим Положением для рассмотрения запроса на изменение паспорта соответствующего проекта, а также получения позиции ведомственного проектного офиса, могут быть увеличены, но не более чем на 5 рабочих дней;
4) запросы на изменение паспортов проектов формируются в виде новой редакции соответствующего паспорта (части паспорта). К указанному запросу прилагается описание изменений относительно действующей редакции паспорта соответствующего проекта по форме, определяемой методическими указаниями (рекомендациями);
5) отчеты о ходе реализации соответствующих проектов представляются только на ежеквартальной и ежегодной основе;
6) сроки, установленные настоящим Положением для формирования и представления отчетов о ходе реализации федеральных проектов, ведомственных проектов, в отношении соответствующих проектов могут быть увеличены, но не более чем на 5 рабочих дней.
11. В случае если в рамках федерального проекта, ведомственного проекта предусмотрены одновременно сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения конфиденциального характера, а также сведения, не являющиеся таковыми, ограничение доступа осуществляется только в отношении параметров паспортов проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения конфиденциального характера с учетом особенностей, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 10 настоящего Положения, а также в порядке, установленном методическими указаниями (рекомендациями).
12. Сбор и обработка информации и данных, а также анализ реализации проектов осуществляются в соответствующих подсистемах государственной автоматизированной информационной системы "Управление", обеспечивающих анализ реализации проектов, а также иных параметров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - система "Управление"), по мере ввода в эксплуатацию ее компонентов и модулей и интеграции с государственными информационными системами и иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, региональными информационными системами, содержащими информацию и данные о реализации проектов.
Информация и данные, получаемые и обрабатываемые в системе "Управление" в приоритетном порядке используются в системе "Электронный бюджет" при формировании документов в ходе осуществления проектной деятельности.
13. Информационное взаимодействие между участниками проектной деятельности в соответствии с функциональной структурой проектной деятельности по вопросам реализации проектов осуществляется в подсистеме "Система взаимодействия проектных офисов" системы "Управление".
Информация, формируемая и направляемая посредством подсистемы "Система взаимодействия проектных офисов" системы "Управление", а также размещенная в ней, является официальной информацией соответствующих участников проектной деятельности, определенной настоящим Положением.
Формирование, направление и размещение информации посредством подсистемы "Система взаимодействия проектных офисов" системы "Управление" не исключает необходимость формирования, согласования (одобрения), утверждения и представления информации в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения при осуществлении проектной деятельности в системе "Электронный бюджет".
Взаимодействие участников проектной деятельности в подсистеме "Система взаимодействия проектных офисов" системы "Управление" регламентируется проектным офисом Правительства Российской Федерации.
14. Не допускается формирование запросов на предоставление информационных, аналитических материалов, иных сведений и данных о реализации проектов, содержащихся в системе "Электронный бюджет" и системе "Управление", участниками проектной деятельности при исполнении ими функций в соответствии с функциональной структурой проектной деятельности.
15. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и актами, определяющими вопросы планирования бюджетных ассигнований, а также с учетом пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (в отношении национальных проектов и федеральных проектов, входящих состав национальных проектов) и итогов реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов за предыдущий период.
16. При разработке (корректировке) методик расчета показателей национальных проектов, федеральных проектов, ведомственных проектов обеспечивается приоритетное использование информации и данных, а также результатов анализа, выводов и предложений, получаемых и обрабатываемых в системе "Управление".
Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральная служба государственной статистики обеспечивают учет информации и данных, а также результатов анализа, выводов и предложений, получаемых и обрабатываемых в системе "Управление", при разработке (корректировке) и согласовании методик расчета показателей национальных проектов и федеральных проектов.
17. Расчет показателей национальных проектов осуществляется исходя из выполнения одного из следующих условий:
1) значения показателей рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;
2) значения показателей определяются на основе данных федерального статистического наблюдения, в том числе по субъектам Российской Федерации (группам субъектов Российской Федерации).
18. Расчет показателей федеральных проектов, которые не являются показателями национальных проектов, осуществляется согласно методикам, подготовленным по решению проектного комитета и утвержденным исходя из выполнения условий, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения, или иных условий.
Указанные методики расчета показателей федеральных проектов должны предусматривать приоритетное использование информации и данных, а также результатов анализа, выводов и предложений, получаемых и обрабатываемых в системе "Управление".
19. Расчет показателей ведомственных проектов осуществляется исходя из выполнения одного из условий, установленных пунктом 17 настоящего Положения, либо по разработанной и утвержденной в установленном порядке методике.
20. Планирование показателей проектов осуществляется с учетом критериев счетности, определяемых председателем президиума Совета.
21. Планирование ежемесячных значений показателей проектов на текущий год по решению проектного комитета (в отношении национальных проектов, федеральных проектов, региональных проектов), ведомственного координационного органа или куратора ведомственного проекта (в отношении ведомственных проектов) может не осуществляться в случаях:
1) наличия иной периодичности представления данных по показателям в силу законодательства Российской Федерации;
2) определения значений показателей на основании данных международных организаций, фактические значения которых публикуются на ежеквартальной или ежегодной основе;
3) определения значений показателей на основании данных, представляемых коммерческими организациями;
4) расчета значений показателей, который связан с сезонным фактором и (или) жизненным циклом создания объектов или оказанием услуг (наличие дискретного (прерывистого) характера ежемесячных значений показателей).
22. Подготовка национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов осуществляется с учетом следующих принципов:
1) отражение в паспортах национальных проектов и федеральных проектов их влияния на достижение национальных целей развития Российской Федерации и целевые показатели;
2) включение в паспорта национальных проектов параметров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
3) отражение в паспортах национальных проектов и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, общественно значимых результатов, непосредственно влияющих на улучшение качества жизни граждан и условий ведения предпринимательской деятельности;
4) отражение в паспортах федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, и ведомственных проектов (в случае реализации соответствующего проекта в составе государственной программы Российской Федерации) их влияния на достижение показателей государственной программы Российской Федерации, а также показателей национальных целей развития Российской Федерации;
5) обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий (результатов) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, а также отражение их влияния на достижение показателей национальных проектов и показателей таких федеральных проектов;
6) обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий (результатов) федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, ведомственных проектов, а также отражение их влияния на достижение целей и (или) показателей государственных программ Российской Федерации, показателей таких федеральных проектов и ведомственных проектов;
7) реализация в первую очередь мероприятий (результатов) федеральных проектов и ведомственных проектов, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость реализации последующих мероприятий (результатов);
8) проведение оценки востребованности, а также стоимости и источников финансового обеспечения содержания объектов имущества, создаваемых (приобретаемых) в рамках реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов.
23. Информация, содержащаяся в паспортах проектов и единых запросах, предусматривающих изменение паспортов национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов, а также в отчетах о ходе реализации таких проектов, до их утверждения в соответствии с настоящим Положением не подлежит разглашению (распространению), если иное не установлено настоящим Положением или решением Председателя Правительства Российской Федерации, президиума Совета, проектного комитета, куратора национального проекта и (или) куратора федерального проекта, руководителя национального проекта и (или) руководителя федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, руководителя федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа или организации, которыми реализуется ведомственный проект, ведомственного координационного органа или куратора ведомственного проекта.