5. Заключение
1. Мировой рынок контейнерных перевозок оправился от последствий мирового экономического кризиса и в ближайшие 10 лет будет расти темпом около 8% в год. В то же время Россия по уровню контейнеризации существенно отстает от развитых стран и других стран БРИК, что создает предпосылки к периферийному положению России в мировой системе грузоперевозок.
2. Прогнозируемый темп роста российского рынка контейнерных перевозок будет превышать среднемировой показатель в среднем в 1,5 раза. В то же время доля транзитных перевозок неадекватно мала и не соответствует выгодному положению России на пути международных транспортных коридоров.
3. На российских железных дорогах существует значительный дисбаланс контейнеризации экспортно-импортных, транзитных и внутренних перевозок. При этом в целом уровень контейнеризации грузопотоков на железных дорогах России недопустимо мал. Повышение уровня контейнеризации возможно за счет создания условий для контейнеризации контейнеропригодных грузов, потенциально контейнеризуемых малых и средних отправок.
4. Для повышения конкурентоспособности железнодорожных контейнерных перевозок в Холдинге "РЖД" необходимо повышать маршрутную скорость, ассортимент и качество предоставляемых услуг. Эти задачи можно решить путем пересмотра технологии одиночных и групповых контейнерных отправок, а также создания новых, конкурентоспособных транспортных продуктов.
5. Удовлетворенность клиентов стоимостью транспортных услуг контейнерных перевозок Холдинга "РЖД" средняя, а качеством оказываемых услуг - ниже среднего. При этом основными проблемами существующих транспортных продуктов являются:
- относительно низкая маршрутная скорость;
- относительно высокий тариф на малых и средних расстояниях перевозок контейнеров;
- недостаточное качество сервиса и экспедиторских услуг.
6. Основными перспективными транспортными продуктами должны стать технологии маршрутизации одиночных и групповых контейнерных, повагонных отправок контейнеропригодных грузов, консолидации и контейнеризации мелких и малотоннажных отправок, регулярных контейнерных поездов с высоким уровнем терминального, таможенного сервисов и конкурентоспособными тарифами.
7. Основными направлениями совершенствования технологического обеспечения развития существующих и внедрения новых транспортных продуктов контейнерных перевозок должны быть:
- создание и внедрение перспективной технологии одиночных и групповых контейнерных отправок;
- развитие технологии консолидации и контейнеризации мелких и малотоннажных отправок;
- активное внедрение специализированных контейнеров и сменных кузовов, в т.ч. в экспортно-импортных перевозках;
- категорирование контейнерных поездов в соответствии с их функциональными и технологическими особенностями;
- категорирование и развитие контейнерных терминалов в соответствии с их функциональными и технологическими особенностями;
- реорганизация структуры и технологий информационного обеспечения контейнерных перевозок.
8. Обеспечение технической готовности инфраструктуры и подвижного состава должно включать устранение узких мест, снятие ограничений скорости, повышение осевых нагрузок на отдельных участках движения, создание новых типов подвижного состава, а также развитие парка специализированных контейнеров и сменных кузовов.
9. В настоящее время существует технологический разрыв между процессами собственно железнодорожной перевозки и терминальной обработки, а координация структур перевозчика при оказании услуг недостаточна. Необходима реализация мероприятий, направленных:
- на изменение системы организации и сбыта железнодорожных контейнерных перевозок;
- создание комплексной услуги по доставке грузов в контейнерах;
- создание и поддержание сети регулярных сообщений интермодальных операторов.
10. В результате реализации данной Концепции:
- грузоотправители получат возможность надежной, ускоренной доставки широкой номенклатуры контейнеропригодных товаров с использованием современных интермодальных технологий;
- экспедиторы и операторы контейнерных перевозок - увеличения спроса на свои услуги;
- владельцы контейнерных терминалов - более эффективной работы в рамках единых технологических процессов с перевозчиком и операторами;
- автомобильные компании - расширения услуг в сегментах, где они имеют неоспоримые преимущества (локальный развоз мелких партий грузов);
- порты - повышения эффективности деятельности в рамках современных интермодальных технологий с увеличением объемов переработки контейнеров;
- зарубежные партнеры - эффективной диверсификации схем доставки товаров с использованием транспортной системы России и достижением экономии оборотного капитала за счет более быстрой и надежной доставки;
- разработчики и производители железнодорожной техники - получения дополнительных заказов на разработку и производство инновационных технических средств для контейнерных перевозок;
- экономика страны в целом - приближения к уровню наиболее развитых стран по степени контейнеризации товаропотоков и увеличения объемов транзитных контейнерных перевозок как важного вида несырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью.