III. Требования к аварийно-спасательным силам и средствам
17. Для обеспечения установленной категории ВПП по УТПЗ на аэродроме должны быть аварийно-спасательные силы и средства, находящиеся в постоянной готовности к действиям по тушению пожара и ликвидации ЧС. Количество и характеристики аварийно-спасательных сил и средств должны соответствовать требованиям настоящих Правил.
18. Если в районе аэродрома имеются водные пространства (море или другие крупные водоемы), заболоченные участки, горная и труднопроходимая местность, АСК должна располагать аварийно-спасательными транспортными средствами, позволяющими выполнять действия по тушению пожара и ликвидации ЧС в таких местах, или привлекать к их проведению силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и (или) других организаций, аварийно-спасательных служб (формирований) в соответствии с планами взаимодействия (далее - дополнительные силы и средства).
19. Аварийно-спасательные средства, необходимые СПАСОП для тушения пожара и проведения АСР, должны принадлежать организации, создавшей СПАСОП, или СПАСОП, если она является юридическим лицом, на праве собственности или ином законном основании <5>.
--------------------------------
<5> Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст. 280; 2018, N 19, ст. 2741) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1091).
20. Минимальные значения количества аэродромных пожарных автомобилей (машин) (далее - ПА), находящихся на дежурстве СПАСОП, количества основных и дополнительных огнетушащих веществ (далее - ОТВ), вывозимого дежурными ПА, суммарной производительности подачи основных ОТВ лафетными стволами для обеспечения установленной категории ВПП по УТПЗ указаны в таблице 1 приложения N 3 к настоящим Правилам.
В таблице 1 приложения N 3 к настоящим Правилам указаны значения количества ОТВ и суммарной производительности их подачи на тушение для пенообразователей, обеспечивающих расчетную огнетушащую интенсивность подачи водного раствора пенообразователя не более 0,14 л/(м2с), из условий применения пенообразователя, имеющего 6% рабочую концентрацию.
21. ПА должны быть заправлены основными и дополнительными ОТВ.
Баки (цистерны) для воды и пенообразователя на каждом ПА должны быть полностью заполнены.
Количество пенообразователя на ПА, вводимых оператором аэродрома гражданской авиации в эксплуатацию, должно быть достаточным для образования водного раствора пенообразователя с количеством воды, соответствующим двум полным заправкам водой данного ПА.
22. СПАСОП должна располагать не менее чем двукратным запасом пенообразователя по отношению к количеству, находящемуся на дежурных ПА.
23. Минимальное количество аварийно-спасательных средств, вывозимых каждым ПА к месту ЧС на аэродроме и в районе аэродрома, в зависимости от категории по УТПЗ, указано в таблице 5 приложения N 3 к настоящим Правилам.
24. На аэродромах, имеющих ВПП шестой и выше категории по УТПЗ, на вооружении СПАСОП должны быть установки для покрытия ВПП пеной, обеспечивающие возможность нанесения на ВПП пенной полосы при аварийных (вынужденных) посадках ВС с отказавшими шасси. Нанесение пенной полосы, имеющей размеры не менее указанных в таблице 2 приложения N 3 к настоящим Правилам, осуществляется за время, не превышающее 10 минут от начала подачи пены на ВПП.
25. Для обеспечения доставки РЛЧС к месту ЧС на аэродроме должен быть подвижный пункт управления - транспортное средство повышенной проходимости, оборудованное средствами связи, указанными в главе VIII настоящих Правил.
26. Минимальный состав основных расчетов, выполняющих на аэродроме и в районе аэродрома неотложные работы, в зависимости от установленной категории ВПП по УТПЗ указан в таблице 3 приложения N 3 к настоящим Правилам.
27. Расчет здравпункта формируется из состава дежурной смены здравпункта оператора аэродрома или организации, осуществляющей оказание медицинской помощи в аэропорту, и предназначен для оказания медицинской и первой помощи пострадавшим непосредственно на месте ЧС на аэродроме и в районе аэродрома, сортировки пострадавших и подготовки их к эвакуации с места авиационного события или к медицинской эвакуации.
Расчет здравпункта оснащается:
а) транспортным средством для перевозки к месту авиационного события личного состава здравпункта и имущества, в том числе:
носилки (2 шт.);
кислородный ингалятор;
аппарат для искусственной вентиляции легких;
брезентовое полотно 10 x 2 (м);
фонарь электрический (2 шт.),
укладки для оказания медицинской помощи при авиационном происшествии.
Количество укладок для оказания медицинской помощи при авиационном происшествии рассчитывается на 25% пассажиров наибольшего типа ВС по пассажировместимости, допущенного к эксплуатации на аэродроме и при учете, что одна укладка предназначена для оказания медицинской помощи 10 пострадавшим.
б) транспортным средством для перевозки имущества, в том числе:
носилки (в количестве, рассчитанном на 50% пассажиров наибольшего типа ВС по пассажировместимости, допущенного к эксплуатации на аэродроме);
средства иммобилизации конечностей (в количестве, рассчитанном на 30% пассажиров наибольшего типа ВС по пассажировместимости, допущенного к эксплуатации на аэродроме);
палатки, аварийный запас одежды, обуви и одеял, раскладные столы, стулья.
28. Расчет организации перевозок формируется из состава дежурной смены персонала оператора аэродрома или организации, осуществляющей деятельность в аэропорту, и предназначен для приема пассажиров, их учета и эвакуации с места авиационного события, оказания первой помощи <6> пострадавшим на месте авиационного события, уходу за пассажирами, оставшимися в живых, оказания помощи расчету здравпункта при сортировке пострадавших.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22 декабря 2020 г., N 0001202012220007) (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Расчет организации перевозок оснащается укладками для оказания первой помощи работникам (их количество должно быть не менее количества личного состава расчета организации перевозок), а также транспортными средствами (в количестве, обеспечивающем доставку личного состава расчета организации перевозок и перевозку не менее, чем 50% пассажиров наибольшего типа ВС по пассажировместимости, допущенного к эксплуатации на аэродроме). Личный состав расчета организации перевозок подлежит обучению мероприятиям по оказанию первой помощи и должен иметь навыки оказания первой помощи <6>.
29. Расчет поддержания порядка предназначен для ограничения доступа и охраны места авиационного события. Расчет поддержания порядка оснащается средствами, обеспечивающими выполнение поставленных задач, в том числе: транспортным средством (транспортными средствами), обеспечивающим (обеспечивающими) доставку личного состава расчета поддержания порядка к месту авиационного события; средствами маркировки и ограничения доступа: лентами, заграждениями, обеспечивающими оцепление места авиационного события с наибольшим ВС по габаритам, допущенным к эксплуатации на аэродроме; знаками; информационными плакатами (табличками).
30. Оператором аэродрома при формировании расчетов, выполняющих неотложные работы, предусматриваются расчеты, выполняющие следующие задачи:
обеспечение устойчивой связи между РЛЧС, РТП и участниками ликвидации ЧС во время тушения пожара и ликвидации ЧС;
обеспечение расчетов, выполняющих неотложные работы, транспортными средствами для перевозки их к месту ЧС.
Численность таких расчетов, а также их оснащенность транспортными средствами и имуществом, определяется оператором аэродрома.
31. В каждом расчете, выполняющем неотложные работы, назначается старший расчета, который функционально подчиняется РЛЧС.