Раздел 3. ДИСЦИПЛИНА "МОДЕЛИ ТЕПЛОВЫХ АЭРОСТАТОВ"

Раздел 3. ДИСЦИПЛИНА "МОДЕЛИ ТЕПЛОВЫХ АЭРОСТАТОВ"

7.1.1. Определение модели теплового аэростата

Модель теплового аэростата - это воздухоплавательная авиамодель, поддерживаемая статически в воздухе и не имеющая никаких средств горизонтального передвижения за счет любого источника энергии, подъемная сила которой образуется только за счет нагретого воздуха. Оболочка не может содержать никакого газа, кроме воздуха и нормальных продуктов сгорания.

Горячий воздух образуется одной или несколькими радиоуправляемыми горелками, которые используют газ, подаваемый из бортовых баллонов. Эти баллоны и радиооборудование обычно (но не обязательно) размещаются в корзине.

Тепловые аэростаты должны соответствовать национальным правилам для авиамоделей (размер, вес и т.д.)

Тепловые аэростаты свыше 50 кг или 200 куб. м подчиняются международным правилам для полномасштабных аэростатов и не являются авиамоделями. Вес газа ограничен 2 кг для аэростатов легче 12 кг (включая все топливо) и 5 кг для аэростатов 12 кг и выше (включая все топливо).

Замечание: Тепловые аэростаты, как и другие авиамодели, с массой свыше 20 кг подпадают под требования ЕС о страховании на 900000 евро.

7.1.2. Маркер

Маркер выдается каждому участнику соревнований организаторами. Все маркеры должны быть одного размера и веса. Маркеры должны быть идентифицированы. Персональные маркеры не допускаются. Участнику разрешается делать минимальные изменения, чтобы адаптировать маркер к устройству сброса. Сброс маркера должен быть радиоуправляемым.

Организаторы могут применять различные идентифицирующие предметы для участника, его ассистентов и его аэростатов.

Цель должна быть физической и ясно видимой участниками.

7.1.3. Зона заправки

Место заправки баллонов аэростата из основного баллона или цистерны должно быть определено и защищено организаторами

7.1.4. Зона наполнения и взлета

Эти зоны должны быть удалены от области заправки. Они должны быть определены Руководителем Полетов. Необходимо наличие специального оборудования (шаров-зондов, анемометра, ветрового конуса и др.) для проверки силы ветра.

7.1.5. Зона полетов

Полеты обычно проводятся на открытом воздухе (аэропорт, авиамодельная площадка, открытое поле и т.п.), но в случае неблагоприятных погодных условий могут проводиться и полеты в помещении. Место полетов должно отвечать требованиям безопасности, соответствовать правилам безопасности воздушного движения, иметь необходимые согласования с соответствующими властями и позволять проведение нормальных полетов аэростатов.

Особое внимание должно быть уделено:

правилам пожарной безопасности, опасности для людей и окружающей среды;

электрическим проводам, дорогам, рельсам, домам, фермам, посевам и т.д.

зонам ограничений и запретов (военные объекты, места хранения горючего и т.п.).

7.1.6. Соревнования и упражнения

Соревнования состоят из нескольких упражнений.

Соревнование считается состоявшимся, если выполнены минимум три упражнения (два из которых должны быть различными). Верхнего предела количества упражнений не установлено.

Различные примеры упражнений приведены в параграфе 7.1.14, но любые другие упражнения могут быть созданы при условии, что они хорошо разъяснены участникам.

7.1.7. Судейская Коллегия

Судейская Коллегия должна включать Председателя, Руководителя Полетов и одного или несколько Судей. Судейская Коллегия назначается до начала соревнования.

Обычно Председатель Судейской Коллегии должен быть Руководителем Оргкомитета (чаще всего - Авиамодельного Клуба).

Руководитель Полетов предлагает упражнения Судейской Коллегии, контролирует эффективное проведение соревнований и обеспечивает надлежащее применение правил.

Для международных соревнований необходимы два Судьи.

Судьи могут получать помощь от ассистентов (измерения, синхронность) при условии, что эти ассистенты квалифицированы или тренированы для тех действий, которые они выполняют.

Любое решение Судейской Коллегии принимается большинством голосов, а при равном счете окончательное решение выносит Председатель.

"Организаторы" означают лиц, организующих соревнования.

7.1.8. Участник

Каждый участник может иметь один или два аэростата. Участник, имеющий два аэростата, может использовать только одну частоту.

Один аэростат не может использоваться несколькими участниками.

Участник может получать помощь от одного или нескольких помощников.

7.1.9. Правила безопасности

Обращение с крайне огнеопасным газом (включая его жидкую фазу) требует строгого соблюдения правил безопасности.

Организаторы и члены Жюри должны постоянно контролировать соблюдение правил безопасности, с дисквалификацией (без возможности обжалования) участников и других лиц, не соблюдающих эти правила.

Каждый пилот обязан иметь собственные средства безопасности (перчатки, огнетушитель).

7.1.9.1. Аэростат

Газовые баллоны должны соответствовать национальным правилам. Баллоны должны иметь манометр безопасности. В некоторых странах может требоваться измерение давления. Баллоны должны периодически очищаться, но доказательства очистки/проверки не требуется. Подозрительные баллоны должны отбраковываться.

Пилот должен быть в состоянии прекратить любой полет, представляющий риск для зрителей или окружающей среды. Аэростат должен иметь систему безопасности, позволяющую при необходимости прервать полет (напр., отключение зажигания, отключение потока газа, отключение горелок по времени и т.п.). Дополнительное оборудование может требоваться национальными или местными правилами.

Рекомендуется электрическое заземление (подвеска оболочки, корзина, баллоны, манометры, радиоприемник). Пропеллер вентилятора наполнения оболочки должен быть защищен.

7.1.9.2. Зона заправки

Зона заправки и опорожнения баллонов должна быть под надзором организаторов. Это должна быть зона ограниченного доступа (доступ только персонала, с запретом курения), хорошо вентилируемая и изолированная от зрителей, зоны наполнения и зоны взлета.

Заправка производится исключительно под ответственность пилота. Курение, использование зажигалок, проверка горелок, радиооборудования и т.п. строго запрещены. Любой нарушитель немедленно дисквалифицируется без права на обжалование и несет установленную законом ответственность за любой ущерб.

Специальное оборудование, используемое некоторыми пилотами для заправки, может помочь и ускорить выполнение операции. Рекомендуется заземление. При заправке должны надеваться перчатки.

7.1.9.3. Зона взлета и полетов

Свободные полеты не допускаются до восхода или после захода солнца.

Полеты не допускаются при ветре более 2 м/с.

Должны быть доступны соответствующие огнетушители.

7.1.10. Правила соревнований

7.1.10.1. Организация

Официальные национальные соревнования должны организовываться признанной национальной авиамодельной организацией и должны быть объявлены национальной авиамодельной ассоциацией.

Получение последнего издания правил соревнований является обязанностью пилота.

7.1.10.2. Участники

Если иное не предусмотрено специальными условиями, прием заявок на участие в соревновании заканчивается в день, предшествующий открытию соревнований.

Своей заявкой участник подтверждает, что он принимает правила соревнований и правила безопасности и будет им подчиняться. Пилот должен подчиняться национальным порядкам и правилам для авиамоделей, таким как (но не ограничиваясь): разрешения, уровень пилота, страховка, радиооборудование, обращение с газом, характеристики аэростатов (объем, вес, радиооборудование и пр.). Если не получено специального согласия от властей, радиочастоты должны соответствовать порядкам страны-организатора.

Организационный Комитет отвечает за контроль оборудования, вес баллонов (включая газ), безопасность, частоты и страховку. Все это должно быть гарантировано организаторами до выполнения первого упражнения.

Участник считается участвующим в соревнованиях, как только он принял участие в одном упражнении.

7.1.11. Общие правила

7.1.11.1. Тепловые аэростаты

Никакой подогрев извне или дозаправка не допускаются во время полета.

Вне выполнения специальных упражнений (напр., "круг") аэростат не должен иметь материальной связи с землей.

Аэростат не должен передавать никакой информации о местонахождении или полете пилоту или помощникам.

Нижняя часть аэростата (исключая радиоантенну) определяет точку контакта с землей.

Никакие структурные изменения не допускаются, исключая оборудование безопасности и радиоприемник.

Удаляемые грузы могут быть добавлены или удалены перед каждым упражнением.

7.1.11.2. Правила полетов

Руководитель Полетов выбирает зону взлета, основываясь на упражнении, которое должно быть выполнено, и на погодных условиях. Он должен ясно объяснить участникам свой выбор. Эта зона может отличаться от зоны наполнения.

Каждому участнику помощники могут оказывать помощь во время наполнения, во время взлета или после приземления аэростата, но не после покидания тем зоны взлета. Во время упражнения участнику разрешается следовать за аэростатом и получать советы со стороны.

Полет начат, когда корзина покидает зону взлета, так что попытка может быть повторена, пока аэростат не покинул зону взлета. Взлет извне зоны взлета не засчитывается участнику как полет.

После покидания зоны взлета любой контакт любой части аэростата с любым лицом, предметом или землей рассматривается как контакт с землей. Тем не менее при особых погодных условиях могут допускаться некоторые подскоки при покидании зоны взлета. Умышленный контакт одного аэростата с другим во время полета не допускается и может быть наказан незачетом полета участника-нарушителя.

Любой контакт участника (или помощника) с аэростатом до сброса маркера или приземления влечет незачет полета. Отметка точки приземления является исключительной компетенцией судей.

При отказе устройства сброса маркера участник может заменить его путем посадки. Затем устанавливается положение первого контакта с землей. Никакие жалобы на самопроизвольный сброс маркера не принимаются.

Любое перемещение маркера или отметки приземления участником или его помощниками влечет дисквалификацию участника на данном соревновании. О дисквалификации сообщается в отчете о соревновании. После сброса маркера или отметки точки приземления аэростат должен быть быстро убран, чтобы дать возможность другим аэростатам отметиться в нормальных условиях.

Упражнение заканчивается для участника сбросом, посадкой или уводом аэростата.

7.1.11.3. Упражнения

Перед началом упражнения Руководитель Полетов должен ясно информировать участников о типе упражнения, зоне взлета и графике (открытие полетов, конец времени взлета, открытие цели, закрытие цели). Эти моменты сообщаются с помощью любых подходящих средств (мегафон, громкоговоритель и пр.).

Об открытии полетов должно быть сообщено заблаговременно, чтобы дать участникам возможность взлететь сразу же после открытия полетов. Участник вправе сам решать, когда ему взлетать, при условии, что он делает это в отведенное время.

Если разрешается несколько попыток, то засчитывается лишь последняя из них.

Руководитель Полетов может:

разрешить участнику повторный старт полета (обстоятельства должны быть ясно идентифицированы и разъяснены);

отменить упражнение, если погодные условия не позволяют нормальных и одинаковых условий полета для участников;

не зачесть упражнение, если никто из участников не набрал в нем очков.

7.1.12. Разъяснения и протесты

Участник может просить разъяснений от Руководителя Полетов. Ему разрешается проверять (или давать проверять) его собственные результаты и относящиеся к ним расчеты. Если он не согласен с результатами или оспаривает картину полета либо решение, он может подать протест в Судейскую Коллегию. Такой протест должен подаваться в письменном виде с внесением оплаты в размере, равном взносу за участие в соревнованиях. Эта оплата возвращается, только если протест удовлетворен. Протест, относящийся к какому-либо упражнению, должен быть подан до начала следующего упражнения. Протест, относящийся к окончательным результатам, должен быть подан участником не позже одного дня после публикации этих результатов.

7.1.13. Подсчет очков

7.1.13.1. Базовая оценка

За каждое упражнение участник получает базовую оценку, равную сумме очков за полет и различных бонусов (бонус за взлет, промежуточный бонус и бонус за точность).

Если не определено иное, все бонусы (за взлет, промежуточный и за точность) - по 50 очков каждый.

Оценка за полет базируется на измерении дистанции или времени полета. Дистанция до цели (в см или дм) округляется до ближайшего целого (больше/меньше 0,5). Время есть целое число достигнутых секунд. Если не определено иное, максимальная оценка за полет составляет 500 очков.

Оценка за полет равна нулю, если:

взлет произведен не из зоны взлета,

сброс маркера или приземление произведены вне времени открытия цели.

7.1.13.2. Нормирование оценок

Цель этих расчетов - дать равный вес всем упражнениям соревнований.

За каждое упражнение победитель получает расчетную оценку 1000. Расчетная оценка остальных участников определяется отношением базовой оценки их и победителя:

Расчетная оценка = 1000 х (базовая оценка участника/базовая оценка победителя).

Итоги каждого упражнения базируются на расчетных оценках.

7.1.13.3. Общие итоги

Если в соревновании разыгрывается три или более упражнений, самая нижняя нормализованная оценка каждого участника отбрасывается. В противном случае учитываются все нормализованные оценки.

Общий итог есть сумма всех учитываемых расчетных оценок.

7.1.13.4. Очки за соревнования

Участник получает очки за каждое соревнование, в котором он участвует, равные сумме его нормированных оценок, деленной на количество упражнений в соревновании.

Сумма очков за соревнования в течение года может использоваться (сами по себе или нет) для определения годичного рейтинга участников.

7.1.14. Возможные упражнения

(не ограничиваются описанными здесь)

7.1.14.1. Цель

Перед полетами Руководитель Полетов размещает цель по своему усмотрению в зоне полетов.

Участники производят взлет из ограниченной зоны взлета и должны сбросить маркер или приземлиться как можно ближе к цели.

После покидания аэростатом зоны взлета участнику не разрешается стартовать заново.

Максимальная оценка за полет = 500 очков. Максимальное расстояние от цели = 50 м. 1 дм = минус 1 очко от максимума.

Бонус за точность добавляется, если расстояние от цели меньше 1 метра.

7.1.14.2. Вальс-сомнение

Перед полетами Руководитель полетов размещает несколько целей в зоне полетов. Минимальное расстояние между целями = 100 метров. Участник выбирает свою цель.

После покидания аэростатом зоны взлета участнику не разрешается стартовать заново.

Максимальная оценка за полет = 500 очков. Максимальное расстояние от цели = 50 м. 1 дм = минус 1 очко от максимума.

Бонус за точность добавляется, если расстояние от цели меньше 1 метра.

7.1.14.3. Дом

Перед полетами Руководитель Полетов размещает цель по своему усмотрению в зоне полетов.

Участники производят взлет из широкой зоны взлета, дающей пилоту возможность выбрать подходящее место взлета.

Участнику разрешается стартовать заново до тех пор, пока цель открыта. Зачитываются результаты только последнего полета.

Максимальная оценка за полет = 500 очков. Максимальное расстояние от цели = 50 м. 1 дм = минус 1 очко от максимума.

Бонус за точность добавляется, если расстояние от цели меньше 1 метра.

7.1.14.4. Лиса

Первый аэростат ("лиса") предоставляется и запускается организаторами (не участником). "Лиса" взлетает, когда все участники готовы к взлету. Целью является сброшенный "лисой" маркер или место ее приземления (это должно быть определено до начала упражнения). Полеты для участников открываются через короткое время после взлета "лисы" (предлагается 30 секунд). Участник сам решает, когда он будет взлетать. Он должен сбросить маркер как можно ближе к цели. После покидания аэростатом зоны взлета участнику не разрешается стартовать заново.

Бонус за точность добавляется, если расстояние от цели меньше 1 метра.

Максимальная оценка за полет = 500 очков. Максимальное расстояние от цели = 50 м. 1 дм = минус 1 очко от максимума.

7.1.14.5. Линия

Перед полетами Руководитель Полетов определяет цель как физическую линию на земле.

Участники производят взлет из ограниченной зоны взлета и должны сбросить маркер как можно ближе к цели.

После покидания аэростатом зоны взлета участнику не разрешается стартовать заново.

Бонус за точность добавляется, если расстояние от цели меньше 10 сантиметров.

Максимальная оценка за полет = 500 очков. Максимальное расстояние от цели = 5 м. 1 см = минус 1 очко от максимума.

7.1.14.6. Зона

Перед полетами Руководитель Полетов определяет особую зону на земле (т.е. спортивную площадку).

Участники производят взлет из зоны взлета и должны сбросить маркер в этой зоне, а затем приземлиться в этой зоне. Задачей является обеспечить максимальное расстояние между точками посадки и падения маркера. Участнику не разрешается стартовать заново.

Максимальное расстояние (в дециметрах) не ограничивается. Расстояние до цели напрямую используется для начисления очков за полет. Бонус за точность не добавляется.

7.1.14.7. Неподвижность

Задача - максимально долго поддерживать постоянную высоту над землей.

Высота задается Руководителем Полетов с помощью веревки. Участник прикрепляет эту веревку к корзине. Длина веревки должна быть короткой (около 25 см) для полетов в помещениях и более длинной (около 1 м) для полетов на открытом воздухе. На свободном конце веревки должен быть маленький груз для обеспечения ее натяжения.

Участник сам решает, когда начинать отсчет времени. Отсчет прекращается как при касании корзиной грунта, так и при потере контакта с землей веревки/маркера.

Максимальные очки за полет = 500. Время полета ограничено 500 секундами, каждая полная секунда добавляет 1 очко.

Бонуса за точность нет.

7.1.14.8. Круг

Круг размечается на земле (диаметр 10 метров в помещении и 25 метров на открытом воздухе).

Целью является контейнер (диаметром около 5 см в помещении и около 10 см на открытом воздухе), размещенный в центре круга. Участник направляет свой аэростат к цели, используя веревку, длина которой равна диаметру круга. Веревка прикреплена к корзине. Участнику не разрешается заходить в круг или держать веревку не иначе, как за свободный конец (оценка полета = нулю). Время полета ограничено 5 минутами.

Максимальные очки за полет = 500 для полетов в помещении, 1000 - для полетов на открытом воздухе. 1 см = минус 1 очко от максимума.

Бонус за точность добавляется, если маркер попадает в контейнер.

7.1.14.8. Комбинированные упражнения

Комбинированные упражнения формируются из различных упражнений, выполняемых в ходе одного полета.

Руководитель Полетов должен четко объяснить комбинацию и расписание полета.

За каждое упражнение могут быть начислены бонусы всех 3-х типов (если упражнением это не ограничено).