6. Особенности межмуниципального сотрудничества в форме некоммерческих организаций муниципальных образований
6. Особенности межмуниципального сотрудничества в форме
некоммерческих организаций муниципальных образований
Выше уже было сказано, что согласно положениям Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные образования в целях организации межмуниципального сотрудничества могут стать учредителями не только хозяйственных обществ, но и некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Статьей 10 указанного Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено определение автономной некоммерческой организации, согласно которому автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - N 3. - Ст. 145.
Согласно статье 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане или юридические лица. Указанным федеральным законом не регламентировано право муниципальных образований выступать учредителями таких организаций. Однако в отсутствие прямых запретов, исходя из смысла статей 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные образования действуют как юридические лица.
Необходимо отметить, что в статье 69 Федерального закона N 131-ФЗ не указывается, для решения каких вопросов или целей должны создаваться указанные некоммерческие организации. Однако следует учитывать, что создание органами местного самоуправления фондов и автономных некоммерческих организаций для целей, не связанных с решением вопросов местного значения, может быть признано нецелевым расходованием средств муниципального образования.
Таким образом, создание указанных межмуниципальных организаций должно быть обусловлено необходимостью совместного решения муниципальными образованиями вопросов местного значения.
Анализ закрепленных главой 3 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения позволяет выявить возможные предметы деятельности межмуниципальных некоммерческих организаций.
┌────────────────────────┬───────────────────────┬────────────────────────┐ │ Вопросы местного │ Вопросы местного │ Вопросы местного │ │ значения поселений │ значения городских │ значения муниципальных │ │ │ округов │ районов │ ├────────────────────────┴───────────────────────┼────────────────────────┤ │ организация библиотечного обслуживания │ организация │ │ населения, комплектование и обеспечение │ библиотечного │ │ сохранности библиотечных фондов библиотек │ обслуживания населения │ │ │ межпоселенческими │ │ │ библиотеками, │ │ │ комплектование и │ │ │обеспечение сохранности │ │ │ их библиотечных фондов │ ├────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤ │ создание условий для организации досуга │ создание условий для │ │ и обеспечения жителей услугами организаций │ обеспечения поселений, │ │ культуры │ входящих в состав │ │ │ муниципального района, │ │ │услугами по организации │ │ │ досуга и услугами │ │ │ организаций культуры │ ├────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤ │ сохранение, использование и популяризация │ │ │ объектов культурного наследия (памятников │ │ │ истории и культуры), находящихся в │ │ │ собственности, охрана объектов культурного │ │ │ наследия (памятников истории и культуры) │ │ │ местного (муниципального) значения │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤ │ создание условий для развития местного │ создание условий для │ │ традиционного народного художественного │ развития местного │ │ творчества, участие в сохранении, возрождении │традиционного народного │ │ и развитии народных художественных промыслов │ художественного │ │ │ творчества в │ │ │ поселениях, входящих в │ │ │ состав муниципального │ │ │ района │ ├────────────────────────────────────────────────┴────────────────────────┤ │ обеспечение условий для развития физической культуры │ │ и массового спорта, организация проведения официальных │ │ физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий │ ├────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┤ │ организация и осуществление │ организация и │ │ мероприятий по работе с детьми и молодежью │ осуществление │ │ │ мероприятий │ │ │ межпоселенческого │ │ │ характера по работе │ │ │ с детьми и молодежью │ ├────────────────────────┬───────────────────────┼────────────────────────┤ │ │ организация │ организация │ │ │ мероприятий по охране │ мероприятий │ │ │ окружающей среды в │ межпоселенческого │ │ │ границах городского │ характера по охране │ │ │ округа │ окружающей среды │ ├────────────────────────┼───────────────────────┴────────────────────────┤ │ │ организация предоставления общедоступного и │ │ │бесплатного начального общего, основного общего,│ │ │ среднего (полного) общего образования; │ │ │ организация предоставления дополнительного │ │ │ образования детям и общедоступного бесплатного │ │ │ дошкольного образования, а также организация │ │ │ отдыха детей в каникулярное время │ ├────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────┤ │ │организация оказания первичной медико-санитарной│ │ │ помощи в амбулаторно-поликлинических, │ │ │ стационарно-поликлинических и больничных │ │ │учреждениях, скорой медицинской помощи женщинам │ │ │ в период беременности, во время и после родов │ └────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┘
Решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов принимается также представительными органами муниципальных образований.
При этом некоммерческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", иными федеральными законами.
Учредительным документом названных выше некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями. Однако учредители автономных некоммерческих организаций вправе (но не обязаны) заключить между собой учредительный договор. В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и т.п. Устав фонда дополнительно должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Учредительные документы автономной организации должны определить порядок надзора над деятельностью автономной организации со стороны учредителей. Прежде всего, должна быть определена структура органов управления, включая необходимый контрольный орган (ревизионную комиссию и т.п.). Следует определить и систему отчетности подразделений организации и организации в целом. Надзорные действия могут осуществляться исходя из особенностей деятельности организации и характера оказываемых ею услуг.
Обе организационно-правовые формы некоммерческих организаций не предполагают членства в них учредивших их лиц, а следовательно, это исключает возможность их учредителей - муниципальных образований прямо и непосредственно определять содержание их работы. Решение всех вопросов, связанных с их деятельностью, является исключительной прерогативой созданных в них органов управления. Надзор, который должен осуществляться попечительским советом (в фонде) и учредителями (в автономной некоммерческой организации) и который предусмотрен пунктом 3 статьи 7, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ограничен функцией общего контроля деятельности этих юридических лиц. Надзор не предполагает вмешательства в оперативно-хозяйственную и иную деятельность названных лиц со стороны названных органов.
Межмуниципальные некоммерческие организации, как и все иные образования, приобретающие статус юридических лиц, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и считаются созданными только с момента своей государственной регистрации.
Изменения и дополнения, вносимые в их учредительные документы, а также реорганизация и ликвидация фонда и автономной некоммерческой организации также подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".