МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 февраля 2022 г. N АБ-400/05

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Минпросвещения России направляет для учета в работе Методические рекомендации по созданию (обновлению) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее - Рекомендации).

Настоящие Рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к созданию (обновлению) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Создана (обновлена) материально-техническая база образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования".

Просим учесть в дальнейшей работе.

Первый заместитель министра
А.В.БУГАЕВ

Утверждаю
первый заместитель министра
просвещения Российской Федерации
А.В.БУГАЕВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ (ОБНОВЛЕНИЮ) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

Методические рекомендации по созданию (обновлению) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее - Рекомендации), разработаны во исполнение подпункта "н" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.

Настоящие Рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к созданию (обновлению) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Создана (обновлена) материально-техническая база образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования".

Образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, участвующие в проекте, будут оснащены современной материально-технической базой, что позволит выстроить эффективную систему профессионального обучения, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена, а также обеспечит подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

Оснащение современной материально-технической базой образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, осуществляется путем создания (обновления) мастерских по следующим направлениям: "Искусство, дизайн и сфера услуг", "Строительство", "Информационные и коммуникационные технологии", "Обслуживание транспорта и логистика", "Промышленные и инженерные технологии", "Сельское хозяйство" и "Социальная сфера".

К концу 2024 года в рамках федерального проекта будет создано (обновлено) 5 074 мастерских.

Приведенные в настоящих Рекомендациях требования являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий по созданию (обновлению) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими Рекомендациями.

Методическое, информационно-технологическое и экспертно-аналитическое сопровождение (мониторинг) создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, осуществляет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования" (далее - Федеральный оператор) в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 31 января 2022 г. N Р-22 "О создании Федерального центра сопровождения развития материально-технической базы, учебной и производственной инфраструктуры в системе среднего профессионального образования".

2. Термины и определения

Мастерская - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, оснащенное современной материально-технической базой для обеспечения практической подготовки обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

Компетенция - набор знаний и навыков в рамках направлений создания мастерских.

Направление создания мастерских - область профессиональной деятельности в рамках настоящих Рекомендаций: "Искусство, дизайн и сфера услуг", "Строительство", "Информационные и коммуникационные технологии", "Обслуживание транспорта и логистика", "Промышленные и инженерные технологии", "Сельское хозяйство" и "Социальная сфера".

Рабочее место - место в мастерской, оснащенное в соответствии с перечнем оборудования, согласованным с Федеральным оператором для выполнения практических работ и заданий.

Демонстрационный экзамен - форма государственной итоговой аттестации, предусмотренная порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Минпросвещения России.

Центр проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ) - площадка, оборудованная и оснащенная в соответствии с комплектом оценочной документации, разработанным к демонстрационному экзамену.

3. Порядок создания

Мастерские могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта, так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

В случае создания мастерских за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта субъект Российской Федерации определяет:

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию мастерских на территории субъекта Российской Федерации (Региональный координатор);

- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию мастерских (далее - комплекс мер) согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям. Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию мастерских, включающий в том числе: мероприятия, направленные на создание и открытие мастерских; мероприятия, направленные на обеспечение функционирования мастерских; мероприятия по повышению профессионального мастерства педагогических работников мастерских; мероприятия по контролю достижения показателей создания и функционирования мастерских.

Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в приложении 1 к Рекомендациям, утверждает Концепцию по созданию и функционированию мастерских на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В концепции отражаются основные характеристики мастерских, в том числе:

- месторасположение (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения);

- определение направлений и компетенций мастерских;

- перечень минимальных показателей по каждой мастерской в соответствии с приложением 2 к настоящим Рекомендациям;

- иные параметры на усмотрение регионального координатора.

Мастерские создаются на базе существующей образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, путем выделения соответствующего структурного подразделения или без выделения отдельного подразделения. Образовательная организация издает локальный нормативный акт о назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) мастерских, а также о создании мастерских и утверждении Положения о деятельности мастерских. Примерная форма Положения о деятельности мастерских представлена в приложении 3 к настоящим Рекомендациям. Региональный координатор не позднее дня, следующего за днем открытия мастерских, обеспечивает размещение в специально созданном разделе "Современные мастерские" официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о создании и функционировании мастерских, в том числе информации об образовательных программах, оборудовании мастерских, графике загрузки и планируемых мероприятиях на базе созданных мастерских. Созданный раздел официального сайта образовательной организации также должен соответствовать Концепции по брендированию согласно приложению 4 <1>, содержать информацию о национальном проекте "Образование" (в том числе логотип), адрес сайта и официальную символику Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального оператора.

--------------------------------

<1> При данной публикации не приводится. - Ред.

Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального оператора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации мастерских в рамках иных программ и проектов, не относящихся к реализации федерального проекта, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников.

4. Требования к помещениям, комплектованию
оборудованием, мебели, средствам обучения для создания
и функционирования мастерских

Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, мебели, средств обучения для создания и функционирования мастерских (далее - перечень оборудования) определяется Региональным координатором на основе примерных перечней оборудования, мебели, средств обучения для создания и функционирования мастерских, утверждаемых Федеральным оператором и размещенных на официальном сайте Федерального оператора, а также инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия, размещенных на ресурсе "Единая система актуальных требований - ЕСАТ" по адресу www.esat.worldskills.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Региональный координатор обеспечивает согласование перечня оборудования, сформированного в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций, с Федеральным оператором в сроки, предусмотренные комплексом мер.

Для оценки соответствия материально-технической базы мастерских условиям сдачи демонстрационного экзамена мастерская должна пройти аккредитацию в качестве ЦПДЭ по соответствующей компетенции.

Образовательные организации, на базе которых создаются и функционируют мастерские, должны соответствовать действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам.

В целях развития инфраструктуры образовательных организаций и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию в создаваемой (обновляемой) мастерской должно быть организовано не менее одного рабочего места по не менее одной нозологии для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья <2>.

--------------------------------

<2> Пункт II.3.1 Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, от 21 декабря 2021 г. N 14000п-П8, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой.

Помещения мастерских, создаваемых в рамках одного направления, необходимо располагать в пределах одного здания образовательной организации.

Дизайн-проекты мастерских разрабатываются с учетом Концепции по брендированию (приложение 4), в соответствии с комплексом мер. При разработке дизайн-проектов следует использовать предусмотренные Концепцией по брендированию логотипы и символику, иные элементы брендирования использовать не рекомендуется.

5. Организация образовательной деятельности

Образовательная деятельность на базе созданных мастерских осуществляется по образовательным программам, реализуемым с использованием ресурсов мастерских, по направлениям, определяемым образовательной организацией самостоятельно в зависимости от имеющихся у образовательной организации условий, а также потребностей участников образовательных отношений. Информация о реализуемых на базе мастерских программах представляется Федеральному оператору в рамках мониторинга. Образовательной организацией, на базе которой созданы мастерские, обеспечивается утверждение и размещение образовательных программ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Педагогические работники, осуществляющие деятельность на базе мастерских, проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации). Повышение квалификации педагогических работников осуществляется не реже одного раза в три года.

Мастерские как площадки, оснащаемые широким спектром оборудования и средств обучения, должны обеспечивать возможность реализации сетевых образовательных программ совместно с образовательными организациями общего и профессионального образования субъекта Российской Федерации, в том числе для расширения реализуемых в образовательных организациях направлений образовательных программ, курсов внеурочной деятельности и условий для организации проектной деятельности обучающихся <1>. Мастерские могут выступать в качестве площадок для проведения обучающих мероприятий для обучающихся по программам среднего профессионального образования, а также общеобразовательных организаций, в том числе с использованием дистанционного формата обучения и современных образовательных технологий, средств обучения.

--------------------------------

<1> Особенности реализации предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 5 августа 2020 г.

При проведении различных мероприятий, связанных с реализацией национального проекта "Образование", использованием соответствующей инфраструктуры, кадровых и финансовых ресурсов, должно быть обеспечено их информационное сопровождение, в том числе в средствах массовой информации, социальных сетях, на сайтах образовательных организаций с использованием фирменной символики национального проекта "Образование". Информация о проводимых с участием мастерских мероприятиях представляется Федеральному оператору в рамках мониторинга.

6. Требования к финансовому обеспечению
деятельности мастерских

Финансовое обеспечение функционирования мастерских включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минпросвещения России от 22 сентября 2021 г. N 662 и включающими, в том числе:

- оплату труда педагогических работников образовательной организации, обеспечивающих функционирование мастерских;

- приобретение достаточного объема основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса;

- обеспечение текущей деятельности образовательной организации по обеспечению образовательного процесса.

При формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год и плановый период необходимо предусматривать бюджетные ассигнования в объеме, необходимом для финансового обеспечения функционирования мастерских, в том числе с учетом соответствующей индексации.

7. Заключительные положения

При реализации мероприятий в целях создания и функционирования мастерских субъект Российской Федерации обеспечивает соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. При осуществлении субъектами Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения оборудования, мебели, средств обучения в целях создания мастерских за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации:

- обеспечивается централизация закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- применяется национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, при осуществлении закупок субъектами Российской Федерации должны быть учтены:

- положения постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения";

- положения постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (вместе с Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования, Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств).

Приложение 1

КОМПЛЕКС
МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО СОЗДАНИЮ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ МАСТЕРСКИХ

N
Наименование мероприятия
Ответственный
Результат
Срок
1
2
3
4
5
1.
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание (обновление) и функционирование мастерских
Субъект Российской Федерации
Распорядительный акт регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее - Распорядительный акт РОИВ)
25 августа X <*> г.
2.
Согласован и утвержден перечень ПОО, в которых запланировано создание (обновление) мастерских (количество мастерских)
Субъект Российской Федерации, Минпросвещения России
Нормативный акт Минпросвещения России
1 октября X г.
3.
Согласованы и утверждены дизайн-проекты мастерских
Субъект Российской Федерации, Минпросвещения России
Письмо Минпросвещения России (или уполномоченной организации) и акт РОИВ
1 ноября X г.
4.
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения мастерских
Субъект Российской Федерации, Минпросвещения России
Письмо Минпросвещения России (или уполномоченной организации), распорядительный акт РОИВ
1 ноября X г.
5.
Заключено соглашение по реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
Субъект Российской Федерации
Соглашения (парафированные)
август X г.
6.
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
Субъект Российской Федерации
Финансовое соглашение
31 декабря X г.
7.
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания мастерских
Субъект Российской Федерации
Извещения о проведении закупок
до 1 марта Y <**> г.
8.
Повышение квалификации (профмастерства) преподавателей, мастеров производственного обучения и сотрудников, занятых в обслуживании мастерских
Субъект Российской Федерации
Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров
по отдельному графику
9.
Завершено оснащение мастерских, доставлено, установлено, налажено оборудование
Субъект Российской Федерации
Акты приемки работ, товарные накладные
до 1 сентября Y г.
10.
Получена аккредитация ЦПДЭ
Субъект Российской Федерации
Сертификат об аккредитации
в течение Y г.
11.
Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения помещений мастерских в соответствии с концепцией брендирования
Субъект Российской Федерации, ведомственный проектный офис
Письмо РОИВ с приложением информации, в том числе фотоотчета, согласно форме отчета
до 1 декабря Y г.
12.
Открытие мастерских
Субъект Российской Федерации
Информационное освещение в СМИ
до 1 декабря Y г.

--------------------------------

<*> Год, предшествующий году создания (обновления) мастерских.

<**> Год создания (обновления) мастерских.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ
МИНИМАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЗДАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАСТЕРСКОЙ

Наименование показателя
Значение показателя
Количество граждан Российской Федерации, прошедших обучение по всем видам образовательных программ, предлагаемых мастерской, чел.:
в том числе:
- программам среднего профессионального образования, программам подготовки специалистов среднего звена, чел.
- программам среднего профессионального образования, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, чел.
- программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, чел.
а также:
- программам для обучающихся общеобразовательных организаций, чел.
- программам под заказ работодателей, чел.
Количество привлеченных к деятельности современной мастерской сотрудников (работников) научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций для реализации образовательных программ на базе мастерской, чел.
Численность обучающихся 6 - 11-х классов общеобразовательных организаций, принявших участие в мероприятиях профессиональной ориентации на базе современной мастерской, чел.

Приложение 3

Примерная форма

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности мастерских, созданных на базе

(наименование образовательной организации)

1. Общие положения

1.1. На базе /наименование образовательной организации/ созданы следующие мастерские, оснащенные современной материально-технической базой: /наименования мастерских/ (далее - мастерские).

1.2. Мастерская не является юридическим лицом и действует для достижения уставных целей образовательной организации, а также в целях выполнения задач и достижения показателей и результатов федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование".

1.3. Организационная структура и штатное расписание мастерских определяются и утверждаются руководителем образовательной организации в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

2. Цели, задачи, функции деятельности мастерских

2.1. Основной целью деятельности мастерских является обеспечение освоения обучающимися знаний и навыков по наиболее востребованным на рынке труда /наименование субъекта Российской Федерации/, новым и перспективным профессиям и компетенциям, обеспечения практической подготовки обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

2.2. Задачами мастерских являются:

2.2.1. обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования для различных категорий граждан;

2.2.2. повышение профессионального мастерства педагогических работников мастерских, реализующих образовательные программы.

2.3. Мастерские для достижения цели и выполнения задач вправе взаимодействовать с:

- образовательными организациями посредством реализации программ на основе сетевого взаимодействия;

- с иными образовательными организациями, в том числе на базе которых созданы детские технопарки "Кванториум", центры "IT-куб" и др., Центрами опережающей профессиональной подготовки;

- с Федеральным оператором, осуществляющим функции по методическому, информационно-технологическому и экспертно-аналитическому сопровождению мероприятий по созданию (обновлению) мастерских;

- обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

3. Порядок управления мастерскими

3.1. Руководитель образовательной организации издает локальный нормативный акт о создании мастерской (мастерских), утверждении Положения о деятельности мастерских, а также назначении заведующего (заведующих) мастерскими.

3.2. Заведующим (заведующими) мастерскими может быть назначен сотрудник (сотрудники) Учреждения из числа руководящих и педагогических работников.

3.3. Заведующий обязан:

3.3.1. осуществлять оперативное руководство мастерской (мастерскими);

3.3.2. обеспечивать соблюдение требований законодательства по охране труда, пожарной и экологической безопасности в мастерской;

3.3.3. осуществлять иные обязанности, предусмотренные законодательством, уставом образовательной организации, должностной инструкцией и настоящим Положением.

3.4. Руководитель Центра вправе:

3.4.1. давать предложения руководителю по штатной расстановке сотрудников мастерской (мастерских), прием на работу которых осуществляется приказом руководителя образовательной организации;

3.4.2. организовывать учебный процесс в мастерской (мастерских);

3.4.3. направлять предложения руководителю образовательной организации о повышении эффективности использования материально-технической базы мастерской (мастерских);

3.4.4. по согласованию с руководителем образовательной организации осуществлять организацию и проведение мероприятий по профилю направлений деятельности мастерских;

3.4.5. осуществлять иные права, относящиеся к деятельности мастерских и не противоречащие целям и видам деятельности образовательной организации, а также законодательству Российской Федерации.