5. Нормативно-правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме
Общие положения о порядке реализации образовательных программ в сетевой форме установлены частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Дополнительно письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" были даны рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе в сетевой форме.
Разрабатываемые и реализуемые образовательные программы должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598.
Вопросы зачета общеобразовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях регулируются пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым зачет проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Трудовые правоотношения с педагогическими работниками регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в части продолжительности рабочего времени - приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" и от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Во исполнение статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно даются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Дополнительно письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 14-2/ООГ-6849 даны разъяснения об оплате за педагогическую работу сверх или ниже установленной нормы часов за ставку.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.
Также необходимо обратить внимание, что распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N Р-27 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" регламентировано, что при заключении трудовых соглашений с основным персоналом предусматривается запрет на внутреннее совмещение, в том числе на внутреннее совместительство должностей. Перечень категорий и должностей работников детских парков "Кванториум" приведен в Приложении N 1 к методическим рекомендациям по определению штатной численности работников детских технопарков "Кванториум", приведенным в Приложении N 3 к методическим рекомендациям по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум".
Локальные нормативные акты, принимаемые общеобразовательной
организацией при реализации образовательных программ
в сетевой форме
При реализации образовательных программ в сетевой форме общеобразовательной организации необходимо разработать положение о реализации образовательных программ в сетевой форме и утвердить его локальным нормативным актом (приказом). Примерная форма приказа об утверждении положения о сетевой форме реализации образовательных программ приведена в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
Указанное положение определяет порядок реализации сетевого взаимодействия и может содержать следующие разделы:
- Общие положения.
- Цели и задачи реализации сетевой формы образовательных программ.
- Порядок реализации сетевого взаимодействия.
- Организационное обеспечение сетевого взаимодействия.
- Правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме.
- Статус обучающихся (слушателей) при реализации сетевой образовательной программы.
- Финансовые условия обучения.
- Иные разделы (на усмотрение общеобразовательной организации).
В случае необходимости общеобразовательной организацией разрабатываются и вносятся соответствующие изменения в устав, структуру образовательной организации и (или) должностные инструкции руководителей, заместителей руководителей, педагогических и иных работников образовательной организации, приказы, положения, иные локальные нормативные акты в целях установления соответствующих норм. Примерный перечень локальных актов, в которые необходимо внесение изменений, приведен в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
При реализации общеобразовательной организацией образовательной программы в сетевой форме совместно с организацией-партнером указанными организациями устанавливается порядок совместной разработки и утверждения образовательной программы, а также учебного плана.
Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.
Стоит учитывать, что в локальных актах могут быть также закреплены и иные положения, связанные с особенностями обучения в рамках сетевого взаимодействия, такие как:
- определение ответственных лиц за организацию сетевого взаимодействия в общеобразовательной организации;
- порядок стимулирования труда кадрового состава общеобразовательной организации и организации-партнера;
- порядок оформления договора с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих учебные предметы в организациях-партнерах;
- предельные величины учебной нагрузки на обучающегося;
- порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана.
- порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана.
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:
- требования к образовательному процессу;
- требования к материально-техническому обеспечению;
- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.
При этом законом определено, что в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ обязательно указываются:
- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
- статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы; порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями; порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
В рамках договора и дополнительных соглашений к нему организации могут урегулировать другие вопросы, возникающие в рамках сетевого взаимодействия.
Несмотря на то, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает в качестве существенного условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ определение финансовых условий такого договора, организации должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение их деятельности.
Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ приведена в Приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.