VI. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации
VI. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации
Реализация Программы, по мнению Минпромторга России, должна способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле в Российской Федерации.
Благодаря росту инвестиционной и инновационной активности малых и средних предприятий в промышленности можно будет ожидать увеличения занятости населения, появления новых рабочих мест, возрастания доли малых и средних предприятий в ВВП страны. Сокращение безработицы и повышение благосостояния населения станет причиной снижения социальных противоречий, что особенно актуально для монопрофильных городов, руководители которых со своей стороны должны оказывать максимальную поддержку малому и среднему предпринимательству, при необходимости консультируясь с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Создание благоприятных условий для малых предприятий, действующих в промышленности и торговле, повысит привлекательность самозанятости (индивидуального предпринимательства) для граждан России, будет способствовать увеличению числа желающих организовать свой собственный малый бизнес. Это повысит гибкость и конкурентоспособность российской экономики. Поддержка развития торговли приведет к росту налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты.
Анализ прогнозируемых социальных и экономических последствий реализации Программы показывает, что она способна внести существенный вклад в достижение стратегической цели Минпромторга России "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности" в результате решения тактической задачи "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке".
Появление конкурентоспособного малого и среднего бизнеса является критически важным фактором для развития таких отраслей, как легкая промышленность, производство детских товаров, химическая, фармацевтическая промышленность, производство изделий народных художественных промыслов. В других отраслях обрабатывающей промышленности, где доминируют крупные предприятия, малый и средний бизнес также необходим, так как передавая на аутсорсинг небольшим предприятиям часть своих производственных процессов, крупный бизнес может значительно повысить свою эффективность и конкурентоспособность. В этой связи необходимость развития малого и среднего предпринимательства полностью согласуется с реализацией цели "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности", а выполнение мероприятий Программы оказывает влияние на ключевой показатель данной цели - "Индекс промышленного производства".
┌─────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┬────────┐ │ Показатель уровня │ │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ │ достижения цели │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┼────────┤ │Индекс промышленного │ 1а │106,3 │102,1 │ 87,5 │ 99,7 │ 100,8 │ 101,5 │ │производства, в % к ├──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┼────────┤ │предыдущему году │ 1а* │106,3 │102,1 │ 87,5 │99,75 │100,85 │ 101,55 │ │ ├──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┼────────┤ │ │ 2а │106,3 │102,1 │ 87,5 │100,8 │ 101,7 │ 101,9 │ └─────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┴────────┘
1а - консервативный сценарий
1а* - консервативный сценарий с учетом реализации Программы
2а - умеренно оптимистичный сценарий.
В соответствии с методикой, рекомендованной Министерством экономического развития Российской Федерации, прогнозируемый вклад Программы в изменение значения этого показателя оценивается величиной <*>:
--------------------------------
<*> П.Ю. Чеботарев, А.Н. Митькин, Д.С. Шмерлинг "Об оценивании вклада ведомственных целевых программ в достижение целей Правительства" (Проблемы управления N 4 - 2007 год).
где:
A - целевое значение показателя (%) за 2012 год (вариант 2а);
a - инерционное (базовое прогнозное) значение показателя (%) за 2012 год (вариант 1а);
a' - программное с учетом риска значение показателя за 2012 год (вариант 1а*).
Таким образом, вклад Программы в увеличение индекса промышленного производства составляет 12,5%. С учетом того, что на два других показателя стратегической цели ("предотвращенный ущерб от снятия и/или либерализации введенных ограничений" и "объем прямых иностранных инвестиций") Программа не влияет, вклад Программы в реализацию стратегической цели (
где m - количество показателей.
Риск неуспешной реализации Программы, при исключении форс-мажорных обстоятельств, оценивается как минимальный, так как выполнение большинства программных мероприятий целиком зависит от деятельности Минпромторга России. В то же время существует административный риск, то есть риск неполучения Минпромторгом России средств на реализацию Программы. В этом случае будет затруднена реализация мероприятия 2.10.1 "Предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов" и не будут достигнуты целевые значения индикаторов "объем субсидий, предоставленных малому и среднему бизнесу по линии Минпромторга России, млн. руб." и "объем выпуска изделий организациями народных художественных промыслов (млрд. руб., без НДС и акцизов)".