Приложение 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТНОГО ПОЛЯ
1. Оценка состояния элементов летного поля производится по значениям величин, получаемых в процессии измерений, параметров оценки.
2. К параметрам оценки состояния покрытий относятся:
тормозные свойства покрытий;
вид осадков и толщина слоя осадков;
доля площади, покрытая загрязнениями (осадками).
Тормозные свойства покрытий оцениваются величиной коэффициента сцепления.
Вид осадков оценивается кодовыми числами 1 - 9 с соответствующей каждому числу описательной характеристики осадков и оценивается числом, соответствующим толщине слоя в миллиметрах. Доля площади, покрытая осадками, оценивается в процентах.
3. Оценка условий торможения определяется с помощью специального прибора деселерометров 1155М или аэродромной тормозной тележки АТТ-2, а при их отсутствии оценку эффективности торможения можно осуществить обработкой результатов вычислений расстояния или времени торможения до остановки грузового или легкового автомобиля, двигающего с заданной скоростью при торможении, обеспечивающем полный юз колес.
Применяемый на аэродромах деселерометр 1155М представляет собой малогабаритный переносной прибор, закрепляемый на лобовом стекле автомобиля специальными присосами так, чтобы ось маятника располагалась горизонтально, плоскость качения маятника была в плоскости движения автомобиля. Подробная методика измерения приведена в техническом паспорте прибора, но следует помнить, что показания прибора необходимо умножить на коэффициент 0.1 (например: измеренное показание 4 м/с2 соответствует коэффициенту сцепления (далее - КС) 0.4, так как шкала прибора отградуирована в единицах ускорения от 0 до 8 м/с2 с шагом 1 м/с2).
В качестве базового автомобиля могут использоваться автомобили типа УАЗ, ГАЗ (с гидравлической системой торможения, при использовании автомобилей с пневматической системой торможения, к показанию прибора необходимо прибавить единицу. Например, (4 + 1 x 0.1 = 0.5 - значение КС). Базовый автомобиль должен иметь серийные шины с небольшим равномерным износом протектора и давлением в соответствии с техническим паспортом. Тормозная система должна быть исправна и отрегулирована на одновременную блокировку всех колес.
4. Определение коэффициента сцепления обработкой результатов вычислений расстояния или времени торможения до остановки грузового или легкового автомобиля, двигающего с заданной скоростью при торможении, обеспечивающем полный юз колес.
При измерении дистанции торможения эффективность торможения определяется по формуле:
V Ms = ---, (В.1) 2gS
где V - скорость в момент включения тормозов, м/с;
S - дистанция торможения, м;
g - ускорение силы тяжести, м/ с2.
При измерении времени торможения эффективность торможения определится по формуле:
V Mt = --, (В.2) tg
где t - время до остановки, с.
Эффективность торможения определится по формуле:
Ms + Mt Mэ = ------- . (В.3) 2
На каждом оцениваемом участке ВПП выполняется не менее 4 измерений по левой и правой стороне на линии движения основных опор самолета (5 - 10 м от оси ВПП).
По результатам 8-ми измерений вычисляется среднеарифметическое значение нормативного коэффициента сцепления для участка ВПП.
5. Измерение коэффициента сцепления аэродромной тормозной тележкой (типа АТТ-2).
Конструкция АТТ представляет собой прицепной агрегат. Измерительным параметром АТТ является сила сцепления измерительного колеса в процессе его перекатывания по поверхности с проскальзыванием 15 +/- 2%. Измерительная сила скоррелирована с величиной коэффициента сцепления. Записывающая аппаратура состоит из прибора со стрелочной шкалой, отградуированной в величинах коэффициента сцепления с записью на бумажную ленту самописца. Подробное устройство конструкции и методика измерения коэффициента сцепления с использованием АТТ приведены в техническом паспорте.
В качестве автомобиля-буксировщика для АТТ используются автомобили массой до двух тонн, имеющих прицепное устройство и возможность транспортировать АТТ в горизонтальном положении. Скорость движения автомобиля при измерении коэффициента сцепления должна быть 40 км/час. Измерение КС выполняются с двух сторон (справа и слева) от продольной оси ВПП, на расстоянии 5 - 10 м.
На каждом оцениваемом участке ВПП выполняются измерения по левой и правой сторонам (линии движения основных опор самолета 5 - 10 м от оси ВПП) и вычисляется среднеарифметическое значение КС данного участка.
Вычисленная для участка величина коэффициента сцепления с помощью корреляционной таблицы 2.1 приводится к значению нормативного КС.
Таблица 2.1 - Корреляционная таблица
┌────────────┬─────┬────┬────┬─────┬─────┬─────┬────┬─────┬─────┬────┬────┐ │Коэффициент │ 0.1 │0.15│0.20│0.25 │0.30 │0.35 │0.40│0.45 │0.50 │0.55│0.60│ │сцепления по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │АТТ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼─────┼────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼─────┼─────┼────┼────┤ │Нормативный │0.26 │0.29│0.32│0.34 │0.37 │0.39 │0.42│0.45 │0.49 │0.54│0.57│ │коэффициент │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │сцепления │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────┴─────┴────┴────┴─────┴─────┴─────┴────┴─────┴─────┴────┴────┘
Примечание. Для иностранных самолетов значения КС передается в виде значений, полученных непосредственно с аэродромной тормозной тележки типа АТТ-2 с пометкой "SFT".
6. При отсутствии на аэродроме инструментальных средств оценки фрикционных свойств покрытия информация о коэффициенте сцепления может выдаваться в кодовом обозначении (справочно) в соответствии с таблицей 2.2.
Таблица 2.2 - Кодовое обозначение коэффициента сцепления
┌────┬─────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────────┐ │Код │ Расчетная │ Нормативный │ Эксплуатационное значение │ │ │ эффективность │коэффициент торможения│ покрытия │ │ │ торможения │ │ │ ├────┼─────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────┤ │5 │Хорошая │0.4 и выше │Можно предполагать, что ВС│ │ │ │ │произведет без особых│ │ │ │ │трудностей путевого│ │ │ │ │управления │ ├────┼─────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────┤ │4 │Средняя - хорошая│0.39 - 0.36 │Тоже │ ├────┼─────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────┤ │3 │Средняя │0.35 - 0.30 │Возможно ухудшение│ │ │ │ │путевого управления │ ├────┼─────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────┤ │2 │Средняя - плохая │0.29 - 0.26 │Тоже │ ├────┼─────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────┤ │1 │Плохая │0.18 - 0.25 │Путевое управление плохое│ ├────┼─────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────┤ │0 │Ненадежная │0.17 и ниже │Путевое управление не│ │ │ │ │контролируется │ └────┴─────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────────┘
Цифры в колонке "Нормативный коэффициент сцепления" не являются абсолютными или измеренными, а отражают относительное улучшение или ухудшение эффективности торможения. Кодовая оценка составляется на основании субъективного опыта лица, выполняющего оценку.
7. Оценка вида атмосферных осадков представляется в информации числовым кодом от 1 до 9 с описательной характеристикой:
NIL - чисто и сухо;
1 - влажно;
2 - мокро или отдельные участки стоячей воды;
3 - иней или изморось;
4 - сухой снег;
5 - мокрый снег;
6 - слякоть;
7 - лед;
8 - уплотненный или укатанный снег;
9 - мерзлый снег с неровной поверхностью (борозды, рытвины).
Понятие "влажно" соответствует состоянию, когда поверхность изменяет цвет;
"мокро", когда поверхность пропитана водой, но стоячая вода отсутствует;
"участки воды" - видны участки стоячей воды;
"иней или изморозь" - снеговидные кристаллические льдообразования на поверхности покрытия;
"сухой снег" - снег в рыхлом состоянии может сдуваться ветром или рассыпаться;
"мокрый снег" - снег, который не рассыпается и образует снежный ком;
"слякоть" - пропитанный водой снег, который при ударе разбрызгивается в стороны;
"лед" - вода в замершем состоянии, на аэродромных покрытиях проявляется в виде гололеда или гололедицы;
"уплотненный или укатанный снег", - снег спрессованный в твердую массу, при отрыве от земли не рассыпается или образует куски;
"мерзлый снег" - длительно лежавший на поверхности неэксплуатируемого покрытия и пропитанный замершей водой снег, имеет шероховатую поверхность.
Толщина слоя снега, слякоти на ВПП измеряется с помощью переносной металлической линейки длиной 250 мм. Погрешность измерения не более 1 мм.
8. Осадки в виде сплошного слоя воды, распределенные на поверхности покрытия: песок, пыль, грунт и т.п., представляются в информации открытым текстом "залитая водой", "пыль" и т.п.
9. Информация о степени наличия осадков на покрытии по площади относится к дополнительным сведениям, сообщаемым открытым текстом, при этом используются следующая градация оценки:
10% при осадках на площади менее 10% ВПП;
25% при осадках на площади 11 - 25% ВПП и т.д.