МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 марта 2013 г. N 285
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 105) приказываю:
1. Утвердить методические указания по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы согласно приложению.
2. Департаменту управления имуществом и инвестиционной политики (Б.Д. Мазо) обеспечить реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы в соответствии с настоящими методическими указаниями по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.У. Пирумова.
Врио Министра
Г.П.ИВЛИЕВ
Приложение
к приказу Минкультуры России
от 27 марта 2013 г. N 285
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ
I. Общие положения
1. Методические указания по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р (далее соответственно - Методические указания, Государственная программа), определяют требования к разработке предложений по внесению изменений в Государственную программу, подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы, а также порядок проведения Министерством культуры Российской Федерации (далее - Министерство) мониторинга реализации Государственной программы.
Методические указания содержат положения, обеспечивающие организацию работ и взаимодействие структур, участвующих в реализации Государственной программы, а также входящих в ее состав подпрограмм и федеральных целевых программ, ответственным исполнителем которых является Министерство.
2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст. 4329; 2012, N 22, ст. 2871; N 51, ст. 7218; N 53 (ч. II), ст. 7915), а также в Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (далее - Методические указания Минэкономразвития России), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. N 817 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2013 г. N 26871).
3. Методические указания разработаны с целью повышения эффективности реализации мероприятий Государственной программы за счет снижения административных рисков, связанных с неэффективным управлением реализацией программ или низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости, нарушение планируемых сроков реализации государственной программы, невыполнение ее целей и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Государственной программы.
4. Министерство является ответственным исполнителем Государственной программы, а также входящих в ее состав федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" (далее - ФЦП "Культура"), федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (далее - ФЦП "Туризм") и подпрограмм: "Наследие", "Искусство", "Туризм", "Обеспечение условий реализации Программы".
Соисполнителем Государственной программы и государственным заказчиком-координатором ФЦП "Туризм" является подведомственное Министерству Федеральное агентство по туризму.
Участниками Государственной программы (далее - участники программы) являются:
- подведомственное Министерству Федеральное архивное агентство;
- иные федеральные органы исполнительной власти: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- подведомственные Министерству организации: федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический Большой театр России", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж";
- иные организации: государственная академия наук "Российская академия наук", государственная академия наук "Российская академия образования", сибирское отделение Российской академии наук, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации".
Министерство обеспечивает координацию деятельности соисполнителя Государственной программы и участников Государственной программы в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2006, N 23, ст. 2514; N 29, ст. 3251; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 14, ст. 1413; N 49, ст. 5833; 2009, N 11, ст. 1302; N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; N 36, ст. 4358; N 49, ст. 5970, 5971; N 52, ст. 6609; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 28, ст. 4219; N 41 (ч. II), ст. 5743; N 47, ст. 6663; 2012, N 19, ст. 2419; N 34, ст. 4736; N 41, ст. 5635; N 42, ст. 5716), и Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; N 47, ст. 4933; 2007, N 47, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1413; 2009, N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3060; N 41, ст. 4790; N 49, ст. 5970; 2010, N 22, ст. 2776; N 40, ст. 5072; 2011, N 34, ст. 4986; N 35, ст. 5092; 2012, N 37, ст. 4996; N 38, ст. 5102).
В целях обеспечения координации деятельности соисполнителя Государственной программы, а также участников Государственной программы, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы, Министерство определяет одно из своих структурных подразделений в качестве Департамента-координатора.
5. Министерство:
а) обеспечивает разработку предложений о внесении изменений в Государственную программу, согласование и внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, а также проведение оценки планируемой эффективности Государственной программы, разработку годовых планов и детальных планов-графиков ее реализации и иных дополнительных и обосновывающих материалов;
б) обеспечивает подготовку в рамках бюджетного процесса документов и материалов по Государственной программе, предусмотренных графиком подготовки и рассмотрения в текущем году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проектов федерального бюджета на очередной год и плановый период;
в) организует реализацию мероприятий Государственной программы, принимает решение о внесении в них изменений в соответствии с установленными Порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей Государственной программы, а также конечных результатов ее реализации и является ответственным за достижение целевых индикаторов и показателей;
г) предоставляет по запросу Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Государственной программы;
д) запрашивает у соисполнителя и участников Государственной программы информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации;
е) проводит оценку эффективности мероприятий Государственной программы в соответствии с Методическими указаниями;
ж) обеспечивает проведение оценки эффективности Государственной программы и подготовку отчета о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы;
з) обеспечивает подготовку годового отчета, представление его в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а также его размещение на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
Соисполнитель Государственной программы - Федеральное агентство по туризму - в пределах своих полномочий:
а) участвует в разработке предложений по внесению изменений в Государственную программу;
б) осуществляет реализацию мероприятий Государственной программы, ответственность за реализацию которых возложена на соисполнителя;
в) запрашивает у участников Государственной программы информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства, а также информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Государственной программы и подготовки годового отчета;
г) представляет в Министерство необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, а также отчет о ходе реализации мероприятий Государственной программы;
д) представляет в Министерство информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Государственной программы и подготовки годового отчета;
е) представляет в Министерство копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной программы.
Участники программы в пределах своих полномочий:
а) участвуют в разработке предложений по внесению изменений в Государственную программу;
б) осуществляют реализацию мероприятий Государственной программы;
в) представляют Министерству и соисполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, а также отчет о ходе реализации мероприятий Государственной программы;
г) представляют Министерству и соисполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Государственной программы и подготовки годового отчета;
д) представляют Министерству копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной программы.
II. Планирование и мониторинг реализации
Государственной программы
6. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденной Государственной программой на основе плана реализации Государственной программы (далее - годовой план) и детального плана-графика реализации Государственной программы (далее - план-график) на очередной год и плановый период.
Годовой план разрабатывается исходя из мероприятий и финансирования, предусмотренных утвержденной Государственной программой, и обеспечивает выполнение в полном объеме всех запланированных Государственной программой мероприятий.
7. При разработке годового плана в его состав включаются все направления деятельности Министерства на плановый период, а также деятельность соисполнителя и участников в направлении реализации мероприятий Государственной программы. Формируемые планы работ должны учитывать планы рассмотрения вопросов на заседаниях Правительства Российской Федерации по сферам ведения Министерства, правительственных комиссий, законопроектную и нормотворческую деятельность, проведение заседаний коллегии Министерства, координационных, консультативных и совещательных органов.
Годовой план состоит из планов реализации подпрограмм и федеральных целевых программ, входящих в Государственную программу.
Годовой план на очередной год и плановый период включает:
контрольные события программы, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации Государственной программы, с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события программы;
фамилии и должности лиц ответственного исполнителя, соисполнителя и (или) участника реализации Государственной программы, ответственных за контрольные события программы;
данные об объемах расходов на реализацию основных мероприятий и мероприятий федеральных целевых программ.
8. В целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации всех мероприятий Государственной программы Министерство вместе с годовым планом разрабатывает детальный план-график на очередной год и плановый период, содержащий полный перечень мероприятий Государственной программы и входящих в ее состав подпрограмм и федеральных целевых программ на очередной год и плановый период, необходимых и достаточных для достижения целей Государственной программы, а также полный перечень контрольных событий программы.
План-график отражает взаимосвязь мероприятий Государственной программы и соответствующие показатели и индикаторы, характеризующие достижение целей и решение задач Государственной программы. По каждому мероприятию приводятся сведения об ответственном исполнителе, сроках начала и окончания его реализации, объемах бюджетных ассигнований, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований и ожидаемых результатах на конец очередного финансового года, первого и второго года планового периода.
Министерство организует работу по подготовке проектов планов-графиков и показателей деятельности на планируемый период, предоставление методического обеспечения, организации координационных совещаний, проведения консультационной и разъяснительной деятельности, а также обеспечивает формирование, согласование и утверждение плана-графика в установленном порядке.
9. Мониторинг реализации Государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации Государственной программы от запланированного и осуществляется не реже одного раза в квартал в соответствии с Методическими указаниями Минэкономразвития России.
10. Объектом мониторинга являются наступление контрольных событий программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных государственных контрактов в рамках Государственной программы на отчетную дату, значения показателей и индикаторов, а также ход реализации мероприятий плана-графика реализации Государственной программы.
11. Мониторинг реализации Государственной программы проводится на основе годовых отчетов о ходе реализации программы и оценке эффективности, данных официального статистического наблюдения, докладов о ходе реализации Государственной программы, а также иных отчетов и докладов Министерства, соисполнителя и участников программы, подготавливаемых по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
12. Участники и соисполнитель Государственной программы в пределах своей компетенции ежеквартально (за исключением IV-го квартала), до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вводят необходимую информацию в форму мониторинга реализации Государственной программы в соответствии с Методическими указаниями Минэкономразвития России.
Министерство ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании информации, введенной участниками и соисполнителем Государственной программы, формирует форму мониторинга реализации Государственной программы и доводит до сведения Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации информацию о ее готовности.
13. Основными характеристиками контрольных событий программы являются общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия, мероприятия федеральной целевой программы и решения соответствующих задач подпрограмм и федеральных целевых программ, нулевая длительность, возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%), по возможности документальное подтверждение результата.
В качестве формулировок таких контрольных событий Государственной программы используются следующие:
нормативный правовой акт утвержден;
объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;
система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.
В годовом плане Государственной программы выделяются не менее трех контрольных событий программы в течение одного квартала, но не более 20-ти контрольных событий программы в год.
В детальном плане-графике реализации Государственной программы выделяются все контрольные события программы; по возможности, по всем основным мероприятиям и мероприятиям федеральных целевых программ Государственной программы, за исключением случаев, когда основное мероприятие Государственной программы носит длящийся характер, т.е. не имеет сроков начала и конца реализации, а также выраженного конечного результата его реализации.
14. По результатам мониторинга реализации Государственной программы Министерство обеспечивает подготовку и представление в Министерство экономического развития Российской Федерации предложений о сокращении или перераспределении между участниками Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как отдельных основных мероприятий, мероприятий федеральных целевых программ, так и Государственной программы в целом.