7. Основные показатели системы национальных счетов

7. Основные показатели системы национальных счетов

Прогноз основных показателей консолидированной таблицы национальных счетов определяет возможные изменения макроэкономических пропорций воспроизводства и финансирования национального хозяйства Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При реализации базового сценария развития, предлагаемого за основу для разработки проекта федерального бюджета, формирование ресурсов валового располагаемого дохода и их использование в институциональных секторах и экономике в целом будут характеризоваться следующими ключевыми параметрами.

Формирование, распределение и использование валового
располагаемого дохода

Валовой располагаемый доход российской экономики, несмотря на рост в номинальном выражении (с 80,6 трлн. рублей в 2016 году до 96,1 трлн. рублей в 2019 году), в процентах ВВП будет снижаться (с 97,3% ВВП до 97,2% ВВП), Это будет происходить из-за увеличения отрицательного баланса доходов от собственности и оплаты труда с 2,5% ВВП в 2016 году до 2,4% ВВП в 2019 году и росте отрицательного сальдо текущих трансфертов с 0,2% ВВП в 2016 году до 0,4% ВВП в 2019 году.

Снижение чистого отрицательного потока инвестиционных доходов из России в зарубежные страны станет следствием уменьшения относительно ВВП прироста выплат доходов по иностранным инвестициям над доходами, полученными секторами внутренней экономики. При этом произойдет небольшое увеличение чистого оттока капитала из российской экономики. Если в 2016 году чистый вывоз капитала частным сектором оценивается в 18 млрд. долларов США, то в 2017 году он вырастет до 20 млрд. долларов США и далее увеличится до 25,2 - 25,3 млрд. долларов США в 2018 - 2019 годах.

В то же время снижение расходов на конечное потребление в целом по экономике до 71% ВВП в 2019 году против 74% ВВП в 2016 году, значительно опережающее снижение валового располагаемого дохода (с 97,3 до 97,2% ВВП), приведет к повышению валового сбережения экономики за прогнозный период на 2,9 п. п. (до 26,2% ВВП против 23,3% ВВП соответственно). При этом ожидается рост валового накопления на 3,5 п. п. (до 26,2% ВВП против 22,7% ВВП в 2016 году). Опережающий по отношению к валовому сбережению рост валового накопления определяется потребностью выхода экономики с 2017 года на траекторию восстановительного роста.

Ресурсы и их использование по внутренней экономике

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
I Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
97,3
97,4
97,2
97,2
Валовой внутренний продукт
B.1
100
100
100
100
Чистые доходы от собственности и оплаты труда
-2,5
-2,4
-2,4
-2,4
Чистые текущие трансферты
-0,2
-0,2
-0,4
-0,4
II Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
74,0
73,5
72,3
71,0
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение
B.8
23,3
23,9
24,9
26,2
Чистые капитальные трансферты
0,0
0,0
0,0
0,0
IV Изменение в активах
Валовое накопление <*>
P.5
22,7
23,5
24,9
26,2
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) <**>
B.9
0,6
0,4
0,0
0,0
Справочно:
Сальдо внешних операций с товарами и услугами
B.11
5,3
4,9
4,7
4,6

--------------------------------

<*> С учетом чистого приобретения непроизведенных нефинансовых активов.

<**> С учетом статистического расхождения.

На протяжении всего прогнозного периода внутренних ресурсов экономики будет достаточно для обеспечения прогнозируемых объемов потребления и накопления, поэтому взаимоотношения страны с внешним миром в среднесрочной перспективе при принятых сценарных условиях не претерпят существенных изменений. Если в 2016 году профицит чистых поставок товаров и услуг российской экономикой остальному миру оценивается в размере 64,7 млрд. долларов США (5,3% ВВП), то к 2019 году несмотря на стабилизацию номинального объема (64,6 млрд. долларов США) это активное сальдо в относительном выражении может понизиться до 4,6% ВВП). Счет текущих операций останется положительным на протяжении всего прогнозного периода.

Вследствие наращивания инвестиционных расходов российская экономика в первой половине прогнозного периода значительно уменьшит кредитование остального мира, а во второй половине - почти полностью прекратит его. К 2017 году размер чистого кредитования остального мира со стороны внутренней экономики сократится до 0,4% ВВП (по сравнению с 0,6% ВВП в 2016 году и 3% ВВП в 2015 году), а начиная с 2018 года прогнозируется на уровне близком к нулю.

Сектор "Нефинансовые корпорации"

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение ресурсной базы сектора нефинансовых корпораций на фоне повышения в относительном выражении их основной составляющей - валовой прибыли с 22,8% ВВП в 2016 году до 24,4% ВВП в 2019 году, при этом основной подъем придется на 2019 год.

Ресурсы и их использование по сектору
нефинансовые корпорации

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
11,2
11,2
11,5
12,7
Валовая прибыль
B.2g
22,8
22,7
23,1
24,4
Чистые доходы от собственности
D.4
-9,7
-9,8
-9,7
-9,7
Чистые текущие трансферты
-1,9
-1,7
-2,0
-2,0
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
-
-
-
-
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение
B.8
11,2
11,2
11,5
12,7
Чистые капитальные трансферты
D.9
1,2
1,0
0,8
0,6
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
15,7
16,7
18,2
19,8
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов
K.2
0,05
0,05
0,03
0,04
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
B.9
-3,4
-4,6
-6,0
-6,6

Пассивный баланс потока доходов от собственности нефинансовых корпораций во взаимоотношениях с остальными секторами к 2019 году останется на стабильном уровне (9,7% ВВП), как и в 2016 году. Отрицательное сальдо операций по текущим трансфертам, при снижении в середине прогнозного периода (до 1,7% ВВП), в 2018 - 2019 годах вырастет до 2% ВВП.

До 2019 года, в результате роста ресурсной базы сектора, ожидается увеличение относительного уровня сбережений в секторе нефинансовых корпораций до 12,7% ВВП в 2019 году против 11,2% ВВП в 2016 году. Для обеспечения наращивания нормы накопления с 15,7% ВВП в 2016 году до 19,8% ВВП в 2019 году, нефинансовым предприятиям потребуется увеличить чистое заимствование средств к 2019 году до 6,6% ВВП против 3,4% ВВП в 2016 году.

Сектор "Финансовые корпорации"

Валовой располагаемый доход финансовых корпораций вырастет с 3,9% ВВП в 2016 году до 4,5% ВВП в 2019 году. Основой этого увеличения станет рост удельного веса в ВВП всех трех его составляющих. Валовая прибыль финансовых корпораций повысится с 2,4% ВВП в 2016 году до 2,5 - 2,6% ВВП в 2018 - 2019 годах. Одновременно с ростом валовой прибыли увеличению объема располагаемого дохода финансовых корпораций будут способствовать как увеличение положительного сальдо чистых доходов от собственности (с 0,6% ВВП до 0,9% ВВП), так и увеличение положительного баланса чистых текущих трансфертов (с 0,9% ВВП в 2016 году до 1,1% ВВП в 2018 - 2019 годах).

Ресурсы и их использование по сектору финансовые корпорации

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
3,9
4,2
4,4
4,5
Валовая прибыль
B.2g
2,4
2,5
2,6
2,5
Чистые доходы от собственности
D.4
0,6
0,7
0,7
0,9
Чистые текущие трансферты
0,9
1,0
1,1
1,1
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
-
-
-
-
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение <*>
B.8
3,7
4,0
4,2
4,3
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
0,4
0,4
0,4
0,3
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
B.9
3,3
3,6
3,8
4,0

--------------------------------

<*> С учетом поправки на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах.

Как следствие, валовое сбережение сектора к 2019 году последовательно возрастет до 4,3% ВВП по сравнению с 3,7% ВВП в 2016 году. При этом валовое накопление на протяжении всего прогнозного периода останется в границах 0,3 - 0,4% ВВП, что приведет к увеличению чистого кредитования остальных секторов экономики с 3,3% ВВП до 4% ВВП.

Сектор "Государственное управление"

В среднесрочной перспективе уровень валового располагаемого дохода сектора государственного управления несколько снизится, и в 2017 - 2019 годах, по оценке Минэкономразвития России, составит 20 - 20,2% ВВП против 20,3% ВВП в 2016 году, Основные составляющие ресурсной части сектора будут меняться следующим образом.

Относительная величина чистых налогов на производство и импорт, включающая НДС, акцизы, таможенные пошлины и налоги на имущество в 2017 - 2019 годах стабилизируется на уровне 10,8 - 11% ВВП, что обусловлено разнонаправленным движением основных ее составляющих. Ожидается, что снижение поступлений вывозных таможенных пошлин (до 1,9% ВВП в 2019 году против 2,4% в 2016 году) будет компенсировано повышением поступлений НДС (до 5,8% ВВП в 2019 году против 5,5% ВВП в 2016 году) и акцизов (до 1,6% ВВП в 2019 году против 1,5% ВВП в 2016 году).

Чистые доходы от собственности снизятся до 3,6% ВВП в 2019 году против 4% ВВП в 2016 году, несмотря на ожидаемый рост поступлений налога на добычу полезных ископаемых. Это произойдет в результате снижения относительно ВВП доходов от размещения бюджетных средств.

Величина чистых текущих трансфертов к 2017 году сократится до 1,9% ВВП, что будет связано с тем, что в 2017 году снизятся ожидаемые поступления налога на прибыль с 3,4% ВВП до 3,2% ВВП. В дальнейшем, величина чистых текущих трансфертов начнет расти и к 2019 году достигнет 2,4% ВВП в результате сжатия отрицательного баланса между отчислениями на социальное страхование и выплатами по социальным пособиям под действием прогнозируемого сокращения выплат социальных пособий населению.

Исходя из основных проектировок бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, относительная величина расходов федерального бюджета будет сокращаться. Учитывая снижение бюджетных назначений, расходы сектора государственного управления на конечное потребление в 2017 - 2019 годах также будут уменьшаться и к 2019 году составят 17,6% ВВП против ожидаемых 19,6% ВВП в 2016 году.

На протяжении всего прогнозного периода сектор государственного управления будет оставаться заемщиком недостающих ресурсов у других секторов экономики, но величина его заимствования значительно сократится.

Ресурсы и их использование по сектору
государственное управление

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
20,3
20,2
20,0
20,0
Чистые налоги на производство и импорт
D.2 + D.3
10,9
11,0
10,8
10,9
Валовая прибыль
B.2g
3,2
3,2
3,2
3,2
Чистые доходы от собственности
D.4
4,0
4,1
3,8
3,6
Чистые текущие трансферты
2,0
1,9
2,1
2,4
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
19,6
19,1
18,4
17,6
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение
B.8
0,7
1,1
1,6
2,5
Чистые капитальные трансферты
D.9
-2,1
-1,9
-1,7
-1,5
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
2,2
2,0
1,8
1,6
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов
K.2
-0,05
-0,05
-0,03
-0,04
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
B.9
-3,6
-2,8
-1,9
-0,6

Сдержанный номинальный рост потребительских расходов государства приведет к ускоренному сокращению их удельного веса в ВВП по сравнению с показателем располагаемого дохода. Суммарно за 2017 - 2019 годы располагаемый доход государства сократится на 0,3 п. п. (с 20,3 до 20% ВВП), в то время как расходы на конечное потребление снизятся на 2 п. п. (с 19,6 до 17,6% ВВП). В результате удельный вес сберегаемых ресурсов сектора начнет расти и достигнет 2,5% ВВП, превысив показатель 2016 года. Уровень чистого заимствования сектором недостающих ресурсов будет последовательно снижаться до 0,6% ВВП в 2019 году.

Сектор "Домашние хозяйства"

В ресурсной части сектора на протяжении прогнозного периода будет наблюдаться понижательный тренд.

Уровень валового располагаемого дохода домашних хозяйств к 2019 году уменьшится до 59,4% ВВП (2016 год - 61,4% ВВП), при этом основная часть снижения придется на 2019 год. Основное снижение доли оплаты труда наемных работников по отношению к произведенному ВВП также ожидается в 2019 году (до 47,4% по сравнению с 48,7% ВВП в 2016 году), когда прогнозируется замедление номинального роста фонда заработной платы.

Ожидается, что пропорции в распределении первичных доходов экономики в среднесрочном периоде начнут качественно меняться. Прогнозный период характеризуется сдержанным ростом номинального объема фонда заработной платы по экономике в целом, особенно в бюджетном секторе, с целью сдерживания издержек производства и сохранения объема прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в качестве потенциального инвестиционного ресурса, позволяющего впоследствии профинансировать прогнозируемое расширение инвестиций. Одновременно в условиях восстановительного роста экономики снижается удельный вес скрытой оплаты труда в ВВП.

Удельный вес чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, на протяжении всего прогнозного периода, останется положительным и незначительно вырастет (до 2,8% ВВП в 2017 - 2019 годах против 2,6% ВВП в 2016 году). Это станет следствием различий в динамике прироста активов и обязательств населения в прогнозный период.

Отрицательно скажется на величине располагаемого дохода во второй половине прогнозного периода рост отрицательного сальдо текущих трансфертов (до 2,3% ВВП по сравнению с 1,8 - 1,9% ВВП в 2016 - 2017 годах) вследствие прогнозируемого сокращения выплат населению социальных пособий.

Норма сбережения домашних хозяйств снизится к 2019 году до 11,1% от объема их валового располагаемого дохода против 12,3% в 2016 году (с 7,6 до 6,6% ВВП соответственно). Доля располагаемого дохода, направляемого на потребление, напротив, увеличится до 88,9% в 2019 году против 87,7% в 2016 году. Удельный вес потребительских расходов домашних хозяйств в структуре ВВП, в условиях сдержанного восстановительного роста реальных располагаемых денежных доходов населения, снизится до 53% ВВП (по сравнению с 54% ВВП в 2016 году).

Норма накопления домашних хозяйств в 2017 году вырастет до 4,4% ВВП и сохранит этот уровень до 2019 года.

Ресурсы и их использование по сектору домашние хозяйства

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
61,4
61,4
60,8
59,4
Оплата труда наемных работников
D.1
48,7
48,6
48,3
47,4
Валовой смешанный доход
B.2g + B.3g
12,1
12,0
11,9
11,7
Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам
-0,2
-0,1
-0,1
-0,1
Чистые доходы от собственности
2,6
2,8
2,8
2,8
Чистые текущие трансферты
-1,8
-1,9
-2,2
-2,3
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
54,0
54,0
53,5
53,0
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение <*>
B.8
7,6
7,6
7,5
6,6
Чистые капитальные трансферты
0,9
0,9
0,9
0,9
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
4,3
4,4
4,4
4,4
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
B.9
4,2
4,1
4,0
3,2

--------------------------------

<*> С учетом поправки на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах.

В среднесрочной перспективе домашние хозяйства останутся кредиторами остальных секторов экономики, при этом относительная величина объема их свободных финансовых ресурсов будет сокращаться. Так, если в 2016 году уровень чистого кредитования домашними хозяйствами остальных секторов оценивается в 4,2% ВВП, то к 2019 году прогнозируется его уменьшение до 3,2% ВВП.

Сбережение и инвестиции

Валовое сбережение национальной экономики при принятых сценарных условиях сохранит восходящий тренд вплоть до 2019 года. Ожидается, что номинальный рост сбережения приведет к увеличению его относительного уровня на 2,9 п. п. до 26,2% ВВП в 2019 году по сравнению с 23,3% ВВП в 2016 году.

При планируемых параметрах прогноза социально-экономического развития модель экономического развития сектора домашних хозяйств будет характеризоваться опережающим ростом расходов на конечное потребление по сравнению с располагаемым доходом. Как следствие, уровень сбережения домашних хозяйств (с учетом влияния сектора нефинансовых корпораций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ)), на протяжении всего прогнозного периода будет снижаться - с 7,7 до 6,8% ВВП.

В секторе финансовых корпораций, напротив, уровень сбережения последовательно повысится (в меру роста валового располагаемого дохода сектора) с 3,7 до 4,3% ВВП.

В секторе государственного управления уровень сбережения в 2016 году составит всего 0,7% ВВП, после чего в течение прогнозного периода ожидается восстановление его удельного веса в структуре ВВП до 2,5% (основной подъем придется на 2018 - 2019 годы).

В секторе нефинансовых корпораций перераспределение ресурсов приведет к повышению относительного уровня сбережения с 11,2% ВВП в 2016 году до 12,7% ВВП в 2019 году.

Межсекторные пропорции сберегаемых ресурсов также изменятся. Около половины общего объема сбережений (46 - 48%) продолжит формироваться в секторе нефинансовых корпораций. Доля сбережений домашних хозяйств снизится с 33 до 26% (основное снижение придется на 2019 год), а финансовых корпораций несколько возрастет - с 16 до 17% (по сравнению с 14% в 2015 году).

Инвестиционная активность в среднесрочной перспективе существенно возрастет. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление, могут увеличиться с 22,7% ВВП в 2016 году до 26,2% ВВП в 2019 году.

Переход к инвестиционно-ориентированной модели роста предполагает создание инвестиционного ресурса путем сокращения издержек, сдерживания текущего потребления, создания условий для трансформации сбережений в инвестиции и повышения склонности к инвестированию.

В разрезе секторов основной вклад в восстановление инвестиционной активности внесут нефинансовые корпорации при поддержке домашних хозяйств. Относительный уровень валового накопления нефинансовых корпораций вырастет к 2019 году до 19,9% ВВП по сравнению с 15,8% ВВП в 2016 году. Норма накопления домашних хозяйств в течение 2016 - 2019 годов изменится незначительно и останется в границах 4,3 - 4,4% ВВП. Удельный вес инвестиционных расходов сектора финансовых корпораций также будет относительно стабильным и сохранится на уровне 0,3 - 0,4% ВВП. Валовое накопление сектора государственного управления, при планируемых параметрах инвестиционных расходов бюджетной системы, в относительном выражении снизится на 0,6 п. п. (с 2,2 до 1,6% ВВП).

В межсекторном распределении накапливаемых ресурсов качественных изменений не произойдет. Сектор нефинансовых корпораций продолжит обеспечивать 70 - 76% всех инвестиционных расходов экономики (по сравнению с 67% в 2015 году). Доля домашних хозяйств и НКООДХ (суммарно) несколько снизится с 19 до 17% от общего объема. Доля государства сократится с 10 до 6% (в 2015 году - 12%), а доля финансовых корпораций не превысит 2% от общего объема накопления в экономике.

Взаимоотношения страны с внешним миром в прогнозный период не претерпят кардинальных качественных и количественных изменений. В 2016 году страна еще останется чистым кредитором остального мира (0,6% ВВП), но в значительно меньшей степени, чем в 2015 году (3% ВВП). В дальнейшем чистое кредитование остального мира будет постепенно сокращаться и в 2018 - 2019 годах практически прекратится.

В секторальном разрезе финансовые корпорации и домашние хозяйства останутся секторами-кредиторами (суммарно 7,3 - 7,6% ВВП). Заемщиками недостающих ресурсов продолжат выступать нефинансовые корпорации и сектор государственного управления. Для нефинансовых корпораций доля этого показателя вырастет с 3,4% ВВП в 2016 году до 6,6% ВВП в 2019 году. Удельный вес чистого заимствования сектора государственного управления будет последовательно снижаться с 3,6% ВВП в 2016 году до 0,6% ВВП в 2019 году.

Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Валовое сбережение
B.8.g
23,3
23,9
24,9
26,2
Нефинансовые корпорации
S.11
11,2
11,2
11,5
12,7
Финансовые корпорации
S.12
3,7
4,0
4,2
4,3
Государственное управление
S.13
0,7
1,1
1,6
2,5
Домашние хозяйства и НКООДХ <*>
S.14 + S.15
7,7
7,7
7,6
6,8
Капитальные трансферты (чистые)
D.9
0,0
0,0
0,0
0,0
Валовое накопление <**>
P.5 + K.2
22,7
23,5
24,9
26,2
Нефинансовые корпорации
S.11
15,8
16,7
18,2
19,9
Финансовые корпорации
S.12
0,4
0,4
0,4
0,3
Государственное управление
S.13
2,2
2,0
1,8
1,6
Домашние хозяйства и НКООДХ
S.14 + S.15
4,3
4,4
4,4
4,4
Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-) <***>
B.9
0,6
0,4
0,0
0,0
Нефинансовые корпорации
S.11
-3,4
-4,6
-6,0
-6,6
Финансовые корпорации
S.12
3,3
3,6
3,8
4,0
Государственное управление
S.13
-3,6
-2,8
-1,9
-0,6
Домашние хозяйства и НКООДХ
S.14 + S.15
4,3
4,2
4,1
3,3
Справочно:
Статистическое расхождение
-2,0
-1,9
-1,8
-1,8

--------------------------------

<*> Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

<**> С учетом чистого приобретения непроизведенных нефинансовых активов.

<***> С учетом статистического расхождения.