3.1. Научно-техническая и инновационная сферы

3.1. Научно-техническая и инновационная сферы

Факторы инновационного развития

Целевые ориентиры и основные направления научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период определены следующими стратегическими документами:

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;

Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Основными инструментами реализации государственной политики в указанной сфере станут государственные программы Российской Федерации.

На достижение целевых ориентиров и основных направлений научно-технической и инновационной сферы в среднесрочный период также будет оказывать влияние реализация "дорожных карт" Национальной технологической инициативы (далее - НТИ).

Сложившиеся тенденции частного финансирования и жесткие бюджетные ограничения на уровне государства заставляют приоритизировать направления расходов по поддержке научно-технической и инновационной сферы. Государственная политика в сфере развития науки и технологий будет направлена на создание условий для активизации инновационной деятельности частного капитала и реформирование государственного сектора науки.

Особое внимание в государственной политике будет уделяться совершенствованию правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, включая повышение эффективности управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств.

Основной акцент со стороны государства будет сделан на содействии повышению эффективности сектора исследований и разработок, на стимулировании спроса на инновации со стороны реального сектора экономики, стимулировании регионального развития и развития новых отраслей, а также на совершенствовании механизма государственных и муниципальных закупок в инновационной сфере.

Стимулирование спроса на инновации со стороны реального сектора экономики будет осуществляться в том числе через реализацию крупными государственными компаниями программ инновационного развития с привлечением к исследованиям и разработкам малых инновационных фирм и вузовской науки.

Точками роста станут инновационные территориальные кластеры, планируется использовать широкий спектр существующих инструментов государственной поддержки в целях их вывода на мировой уровень инвестиционной привлекательности, эффективности поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные производственные цепочки.

Текущее состояние и основные направления развития научно-технической и инновационной сфер.

Внутренние затраты на научные исследования и разработки,
% к ВВП

Рисунок (не приводится)

Источник: Росстат

В период с 2011 года наблюдается устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки - с 1,02% ВВП в 2011 году до 1,13% в 2015 году. Тем не менее уровень внутренних затрат на исследования и разработки в 2014 году остался ниже докризисного уровня.

В структуре внутренних текущих затрат на исследования и разработки основная доля затрат по-прежнему приходится на оплату труда, однако в 2011 - 2014 годах наблюдается некоторое снижение этой доли (с 49,3% в 2010 году до 46,6% в 2015 году) за счет высоких темпов роста затрат на приобретение оборудования и других материальных затрат. Рост заработной платы в сфере науки связан с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Инновационная активность организаций, %

Рисунок (не приводится)

Источник: Росстат

Вместе с тем инновационная активность бизнеса демонстрирует отрицательную динамику, удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные и маркетинговые инновации, снизился с 10,4% обследованных организаций в 2011 году до 9,9% в 2014 году и 9,3% в 2015 году. Рост удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, наблюдавшийся в 2010 - 2013 годах (с 4,8% в 2010 году до 9,2% в 2013 году), в 2014 - 2015 годах сменился снижением показателя до 8,7 и 8,4% соответственно.

Мероприятия по инновационному развитию отраслей промышленности будут реализовываться в рамках отраслевых государственных программ, а также планов и детальных планов-графиков по их реализации. При этом в условиях принятого после утверждения госпрограмм решения о сокращении бюджета возникают риски невыполнения целевых показателей госпрограмм.

Государственная политика в инновационной сфере продолжит осуществляться в том числе через "принуждение к инновациям" крупных компаний с государственным участием. Программы инновационного развития таких компаний станут стимулом для повышения конкурентоспособности производства за счет увеличения спроса на существенно улучшенные товары и услуги, инновационные проекты.

На инновационную сферу значительное влияние будут оказывать "дорожные карты" по развитию новых производств и отраслей промышленности, таких как биотехнологии, фотоника, композитные материалы, по поддержке инжиниринга и промышленного дизайна, по градостроительству, а также "дорожные карты" НТИ.

Продолжится поддержка вузовской и академической науки, в том числе в рамках мероприятий Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы".

В связи с реорганизацией сферы науки и выделением наиболее эффективных научно-исследовательских организаций с постепенным отсевом неэффективных сократится количество организаций, выполняющих исследования и разработки.

На 2017 - 2019 годы предусмотрено продолжение реализации мероприятий по развитию механизмов поддержки патентования результатов интеллектуальной деятельности на базе институтов развития, созданию системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях с государственным участием, повышению эффективности оказания государственных услуг по регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданию сети центров поддержки технологий и инноваций во взаимодействии со Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Продолжится поддержка национальных исследовательских центров, включая Курчатовский институт, Институт имени Н.Е. Жуковского.

Технологические платформы обеспечат коммуникацию между государством, бизнесом, наукой и образованием, сформируют приоритеты инновационного развития соответствующих отраслей промышленности через формирование системы государственной поддержки, учитывающей их стратегические программы исследований.

Развитие новых инструментов активизации
научной и инновационной деятельности. Национальная
технологическая инициатива

Ускоренная разработка и внедрение перспективных промышленных технологий будут осуществляться в том числе в рамках НТИ. Будет обеспечено формирование условий для глобального технологического лидерства отечественных компаний на новых национальных и глобальном рынках, которые будут определять развитие российской и мировой экономики на горизонте 2030 - 2035 годов.

Глобальное лидерство отечественных компаний будет достигнуто посредством реализации институциональной и научно-технологической политики, а также путем концентрации ресурсов в целях поддержки российских компаний - лидеров на приоритетных рынках будущего. Поддержка проектов НТИ станет одной из приоритетных задач инновационных институтов развития.

Рынки НТИ определены на основании следующих основных критериев:

объем рынка составит не менее 100 млрд. долларов США к 2025 году;

рынок ориентирован в первую очередь на удовлетворение потребностей людей (как конечных потребителей) и обеспечивает базовые потребности населения и безопасность;

Россия обладает конкурентными преимуществами и потенциалом достижения значимой доли рынка;

в России есть технологические предприниматели с амбициями создания компаний-лидеров на соответствующем рынке.

Достижение заявленных целей будет обеспечено посредством реализации планов мероприятий ("дорожных карт").

На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 24 июня 2016 г. были одобрены "дорожные карты" АвтоНэт (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя), АэроНэт (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов), НейроНэт (распределенные искусственные компоненты сознания и психики) и МариНэт (распределенные системы морского транспорта без экипажа).

Также ожидается, что с конца 2016 - начала 2017 года начнется реализация "дорожных карт" ЭнерджиНет (распределенная энергетика) и ХэлсНет (персональная медицина), ФудНет (системы персонального производства и доставки еды и воды), СейфНет (новые персональные системы безопасности), ФинНет (децентрализованные финансовые системы и валюты).

Стимулирование инновационной деятельности в крупных государственных и частных компаниях.

В 2017 - 2019 годах крупнейшие акционерные общества с государственным участием, государственные корпорации и федеральные государственные унитарные предприятия (госкомпании) будут реализовывать новые (актуализированные) программы инновационного развития (ПИР).

В период 2012 - 2015 годов наблюдалась положительная динамика ключевых показателей, характеризующих финансирование и результативность инновационной деятельности реализующих ПИР 57 крупнейших акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (госкомпании):

увеличение финансирования исследований и разработок с 268 млрд. рублей в 2012 году до 373 млрд. рублей в 2015 году, или на 39 процента;

рост внебюджетного финансирования исследований и разработок с 108 млрд. рублей в 2012 году до 140 млрд. рублей в 2015 году;

прирост производительности труда (выручки на сотрудника) в 2015 году относительно уровня 2012 года на 40% в номинальном выражении и на 15% в реальном выражении;

повышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции с 19% в 2012 году до 30% в 2015 году;

рост экспорта инновационной продукции с 180 млрд. рублей в 2012 году до 330 млрд. рублей в 2015 году.

В рамках нового этапа начата реализация нескольких новых направлений работы с госкомпаниями в части инноваций.

1. Единовременная актуализация ПИР в 2016 году с учетом ряда новых приоритетов, отвечающих сложившейся макроэкономической обстановке, а также внутренним изменениям.

На первый план выходят задачи повышения эффективности и качества использования ресурсов и механизмов, аккумулированных и созданных на первом этапе, а также повышения спроса на российскую инновационную продукцию (особенно малых и средних предприятий), обеспечение импортозамещения и внедрения российских технологий.

Компании также должны будут обеспечить взаимоувязку основных плановых документов, включая стратегии, долгосрочные программы развития, инвестиционные программы и ПИР, сформировать четкие системы целеполагания и распределения ресурсов для достижения поставленных стратегических целей, обеспечить повышение эффективности отбора проектов, распространение проектного принципа управления, ориентированного на результат.

Важными задачами, стоящими перед компаниями при актуализации ПИР, являются продление горизонта планирования и повышение качества и обоснованности долгосрочных технологических стратегий с целью реализации компаниями функции драйверов инновационного развития в соответствующих отраслях, включения их в разработку и использование важнейших межотраслевых технологий.

2. Введение ключевых показателей эффективности (КПЭ) инновационной деятельности для топ-менеджмента.

Работа с ПИР ведется в рамках общей логики повышения качества корпоративного управления в госкомпаниях, внедрения систем мотивации топ-менеджмента, основанных на увязке вознаграждения с достижением КПЭ. В частности, с 2016 года для топ-менеджмента госкомпаний введен КПЭ инновационной деятельности со значительным весом - до 20 - 25% (предусмотрено поручениями Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2015 г. N ДМ-П36-7563 и от 15 сентября 2015 г. N АД-П36-6296).

В 2016 году данные КПЭ утверждены советами директоров (наблюдательными советами) акционерных обществ, государственных корпораций и государственной компании, федеральными органами исполнительной власти (в отношении федеральных государственных унитарных предприятий).

3. Расширение системы независимой экспертизы ПИР, привлечение институтов развития.

С 2016 года начала действовать система оценки качества ПИР и ежегодной оценки реализации ПИР, в которой будут участвовать независимые эксперты. Оценки будут учитываться в составе КПЭ инновационной деятельности и тем самым влиять на уровень вознаграждения топ-менеджмента.

Инновационное развитие в регионах Российской Федерации

Инновационное развитие в регионах Российской Федерации будет происходить с учетом опыта, полученного при поддержке пилотных территориальных инновационных кластеров, а также при реализации проекта "Сколково".

Программа поддержки инновационных территориальных кластеров (далее - программа, кластеры) в Российской Федерации реализуется с 2013 года в соответствии со Стратегией инновационного развития на период до 2020 года. В 2016 году утвержденный Правительством Российской Федерации перечень инновационных территориальных кластеров включал 27 кластеров.

Всего с начала реализации программы предоставлено субсидий за счет средств федерального бюджета на 5,05 млрд. рублей, в том числе в 2013 году в размере 1,3 млрд. рублей, в 2014 году - 2,5 млрд. рублей, в 2015 году - 1,25 млрд. рублей.

Реализация программы позволила осуществить ряд инфраструктурных и коммуникативных проектов организациям - участникам кластеров, совокупная численность которых превышает 593 тысячи работников. Было создано новых (либо модернизировано имеющихся) более 95 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Объем продукции кластеров, выпускаемой с использованием оборудования, приобретенного за счет субсидии из федерального бюджета, составил 5,6 млрд. рублей за три года поддержки, в том числе более 2,5 млрд. рублей в 2015 году, рост увеличился в 2 раза по сравнению с 2013 годом.

С 2017 года поддержка развития инновационных кластеров будет направлена на преобразование их в лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня, при этом прямая финансовая поддержка будет дополнена комплексным применением иных мер поддержки, в том числе в рамках деятельности инновационных институтов развития.

Используя большой накопленный научно-образовательный и производственный потенциал, инновационные кластеры планируют продемонстрировать существенный рост по важнейшим показателям социально-экономического развития. Реализация предусмотренных мер позволит к 2020 году обеспечить удвоение объема совокупной выручки от продаж компаниями кластеров несырьевой продукции на экспорт по отношению к уровню 2016 года.

В целях тиражирования модели инновационной экосистемы, формируемой в рамках проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково", будут сняты существующие территориальные ограничения деятельности по созданию и развитию инновационного центра "Сколково".

Также решениями Правительства Российской Федерации будут определяться специальные территории в составе наиболее перспективных региональных инновационных центров с целью предоставления инновационным компаниям возможности приобретать статус участника проекта при условии их регистрации по месту нахождения на таких специальных территориях без необходимости переноса своей деятельности на территорию инновационного центра "Сколково".

Одновременно будут реализовываться и другие региональные проекты инновационного развития отдельных территорий, включая "Иннополис" в Республике Татарстан и научно-технологическую долину "Воробьевы горы" на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Развитие малого и среднего
инновационного предпринимательства

В прогнозный период будет расширена государственная поддержка развития малого и среднего инновационного предпринимательства.

Основными механизмами поддержки будут являться деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, АО "Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства", реализуемая Минэкономразвития России программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятия в рамках реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", направленные на коммерциализацию исследований и разработок.

Предусматривается выделение средств из федерального бюджета на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, региональные инжиниринговые центры, центры кластерного развития, центры прототипирования). Указанная инфраструктура содействует внедрению новых технологий и создает инструменты включения малых компаний в производственные процессы крупных предприятий, повышая общий уровень производительности труда и расширяя возможности для сбыта собственной продукции.

В целях расширения масштабов поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства, коммерциализации инновационных разработок в 2017 - 2019 годах предполагается дополнительное финансирование Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в том числе на цели поддержки проектов в рамках Национальной технологической инициативы, что позволит увеличить количество поддержанных фондом инновационных проектов малого бизнеса, которые затем станут основным источником проектов для институтов развития, действующих на последующих стадиях инновационного лифта.

Также будет обеспечено увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общем ежегодном объеме закупок заказчиков, что будет достигаться в том числе с учетом утвержденных Правительством Российской Федерации перечня конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства и перечня конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы

В 2017 - 2019 годах особую роль в модернизации экономики Российской Федерации продолжат играть институты развития в сфере инноваций, среди которых следует отметить АО "РОСНАНО", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, АО "РВК", ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд содействия инновациям), Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково").

Указанные институты развития продолжат работу по основным направлениям реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, включая создание условий для стимулирования развития соответствующих отраслей инновационной экономики (в том числе нанотехнологической), поддержку определенной стадии инновационного цикла, формирование инновационной экосистемы.

Учитывая текущие государственные приоритеты по формированию инновационной экономики в Российской Федерации и переходу на новую модель экономического роста, основанного на опережающем развитии высокотехнологичных секторов промышленности, институтам развития в сфере инноваций будет отведена важная роль по стимулированию инновационного развития и созданию инновационной экосистемы, решению проблемы недостатка финансирования высокорисковых инновационных проектов, содействию развитию перспективных рынков, отраслей и технологий, созданию необходимой инновационной инфраструктуры и оказанию образовательно-консультационной поддержки инноваторам.

Ведущая роль институтов развития обусловливает их участие в инвестиционных проектах практически всех отраслей, обеспечивающих переход российской экономики к инновационному развитию, по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.

Так, АО "РОСНАНО" как один из базовых институтов развития наноиндустрии в Российской Федерации продолжит активное содействие в реализации экономической политики путем финансирования инвестиционных проектов, способствующих построению технологических цепочек и (или) обеспечивающих развитие новых производств в сфере наноиндустрии на территории Российской Федерации.

По оценкам АО "РОСНАНО", планируется, что общество к 2019 году достигнет следующих результатов: объем продаж портфельными компаниями АО "РОСНАНО" и инвестиционных фондов нанотехнологий российской продукции наноиндустрии и высокотехнологичных материалов в текущих рыночных ценах достигнет 540 млрд. рублей; общее количество пусков новых производств, исследовательских и инжиниринговых центров, созданных на территории Российской Федерации в результате реализации проектов с участием АО "РОСНАНО" и инвестиционных фондов нанотехнологий, составит 95 ед.; общее количество рабочих мест в портфельных компаниях АО "РОСНАНО" и инвестиционных фондов нанотехнологий (без учета зарубежных компаний) увеличится до 43,2 тыс. человек; общий объем налоговых отчислений портфельных компаний АО "РОСНАНО" и новых инвестиционных фондов составит 525,7 млрд. рублей.

Ключевыми векторами деятельности АО "РВК" как базового института развития венчурной индустрии в Российской Федерации в 2017 - 2019 годах станут обеспечение сбалансированности стадийной и отраслевой структур российского венчурного рынка путем создания новых отраслевых фондов, формирование инновационной венчурной экосистемы, а также поддержка реализации проектов Национальной технологической инициативы. В рамках формирования инновационной венчурной экосистемы в Российской Федерации АО "РВК" продолжит работу по развитию инновационной экосистемы в регионах России, в вузах и научных организациях, реализации программы создания корпоративных венчурных фондов, в том числе совместно с компаниями с государственным участием.

Согласно прогнозам АО "РВК", в 2017 - 2019 годах планируется создание не менее 8 венчурных фондов.

Поддержка инновационных проектов Фондом содействия инновациям будет продолжена в соответствии с основными программами финансирования, подтвердившими свою эффективность - "УМНИК", "Старт", "Коммерциализация", "Развитие" и "Интернационализация", - в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". Фонд содействия инновациям в период в 2017 - 2019 годах планирует поддержать более 3 500 инновационных проектов молодых исследователей в рамках вовлечения молодежи (в возрасте до 28 лет) в инновационное предпринимательство, около 1 500 малых инновационных проектов посевной стадии, свыше 250 проектов в рамках приоритетных направлений развития инновационной экономики, реализованных малыми инновационными предприятиями.

В свою очередь Фонд инфраструктурных и образовательных программ как базовый институт развития инфраструктуры в сфере наноиндустрии в 2017 - 2019 годах продолжит поддерживать элементы инфраструктурной, образовательной и иной экосистемной поддержки развития нанотехнологического сектора и связанных с ним высокотехнологичных секторов экономики. В указанный период ФИОП планирует создать не менее 5 нанотехнологических центров и 10 технологических инжиниринговых компаний.