2. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора

2. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний
инфраструктурного сектора

В период с 2000 по 2015 годы цены и тарифы на товары и услуги инфраструктурных организаций увеличивались темпами, существенно превышающими инфляцию. Так, цены на газ выросли в 15 раз (в 2,5 раза выше инфляции), тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки грузов - в 10 раз (в 1,7 раза выше инфляции), тарифы на водоснабжение и теплоснабжение - в 28 раз (в 4,7 раза выше инфляции).

Применяемые в предшествующий период методы регулирования сформировали затратную модель деятельности инфраструктурных компаний, нацеленную на извлечение краткосрочной выгоды от использования располагаемых активов, рост капитальных вложений в денежном выражении и отсутствие работающих механизмов контроля их эффективности. Это неизбежно привело к сверхинфляционному росту тарифов без улучшения качества и обновления действующих производственных мощностей сектора инфраструктуры.

Во всех регулируемых отраслях и организациях сохраняется тренд на старение инфраструктуры. Например, в коммунальном секторе (водоснабжение и теплоснабжение) ежегодные темпы обновления основных фондов составляют лишь 1,5 - 2% в течение последних 10 лет, что существенно ниже темпов обновления, которые необходимы для устойчивого снижения износа коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, включаемые в тарифы инвестиционные источники не направляются в необходимом объеме на обновление существующей инфраструктуры и ее поддержание в нормативном состоянии. Это, помимо отсутствия работающих механизмов контроля на всех этапах исполнения инвестиционных программ, связано с невозможностью долгосрочного планирования деятельности субъектов инфраструктуры.

Базовым подходом к установлению макроэкономических ограничений тарифов должен стать принцип долгосрочной (не менее 5 лет) индексации тарифов с ориентацией на уровень прогнозной инфляции с применением отраслевых коэффициентов эффективности ("инфляция минус"). В 2017 году такой принцип предполагается интегрировать в систему тарифного регулирования инфраструктурных компаний.

Другим регуляторным механизмом, который необходимо внедрить в 2017 году является контроль целевого использования инвестиционных ресурсов на обновление основных фондов. Осуществление такого контроля возможно через задание ключевых показателей деятельности, связанных с обновлением основных фондов регулируемых компаний.

Реализация предложенных механизмов призвана качественно повысить результативность тарифного регулирования инфраструктурных компаний, обеспечив сдерживание роста тарифов и устойчивость функционирования инфраструктуры.

Газ

Индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей планируется в 2017 году - 3,9%, в 2018 году - 3,4%, в 2019 году - 3,1 процента. Индексация тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам будет осуществлена не выше уровня оптовых цен на газ. Кроме того, в прогнозный период будут внесены изменения в Методику расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, позволяющие более точно осуществить распределение затрат на транспортировку газа на экспорт и внутренний рынок.

В целях гармонизации инвестиционных расходов также предполагается оптимизировать инвестиционную программу ПАО "Газпром", в том числе за счет формирования долгосрочной (на период не менее 5-ти лет) инвестиционной программы по регулируемым видам деятельности:

добыча с учетом транспортной составляющей (оптовые цены на газ на выходе из магистрального трубопровода);

транспортировка газа по магистральному трубопроводу;

транспортировка газа по газораспределительным сетям.

Электроэнергетика

Индексация тарифов сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех категорий потребителей, исключая население, будет осуществлена по формуле "прогнозная инфляция соответствующего года минус 1 процентный пункт" и составит в 2017 - 2019 годах 3% ежегодно.

При этом индексация тарифов на услуги по передаче электроэнергии для населения превысит рост сетевого тарифа для прочих потребителей на 2 процентных пункта и составит в 2017 - 2019 годах 5% ежегодно. Это обусловлено необходимостью сокращения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.

Размер индексации тарифов для отдельных сетевых организаций может быть дифференцирован с целью обеспечения их безубыточности. При этом установленный темп роста тарифа на услуги по передаче электроэнергии в среднем по Российской Федерации не должен быть превышен. Индексация тарифа ПАО "ФСК ЕЭС" сохранится на уровне среднего по Российской Федерации темпа индексации тарифа на услуги по передаче электроэнергии.

Кроме того, будет продолжена работа по повышению доступности технологического присоединения к электрическим сетям в рамках реализации соответствующей "дорожной карты".

На оптовом рынке электрической энергии и мощности прогнозируется следующий рост цен: в 2017 году - на уровне 6,5 - 7%, в 2018 году - 5,3 - 6,3%, в 2019 году - 5,3 - 6,3 процента. Вклад ввода новых генерирующих объектов по договорам, обеспечивающим гарантию возврата инвестиций, ежегодно будет составлять 3 - 4 процента. При этом итоговая нагрузка будет зависеть от своевременности ввода генерирующих объектов и динамики доходности государственных облигаций.

Дополнительным фактором влияния на цены оптового рынка может стать реализация решений по выравниванию тарифов на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня, а также строительство новых генерирующих объектов по термической обработке твердых коммунальных отходов.

Тарифы на услуги ЖКХ

В сфере теплоснабжения и водоснабжения основную долю в объеме продаж оставляет население и приравненные к нему группы потребителей. Установка приборов учета коммунальных ресурсов, мероприятия по энергосбережению и ресурсосбережению, замещение части централизованного теплоснабжения на собственные источники тепла приводит к ежегодному снижению объемов продаж коммунального сектора. Дополнительным фактором, влияющим на финансовое положение отрасли, является проблема неплатежей потребителей и высокий уровень физического износа оборудования.

Внедрение метода ценообразования в сфере теплоснабжения по принципу "альтернативной котельной" призвано решить задачу выравнивания тарифов в данной отрасли.

В сфере водоснабжения и водоотведения органам регулирования федерального и регионального уровня необходимо нивелировать разницу в стартовых тарифных условиях компаний для перехода на долгосрочную гарантированную индексацию. Для этого в прогнозный период параметры индексации определяются как средние по стране, а в дальнейшем - как предельные максимальные для всех субъектов Российской Федерации и регулируемых организаций.

Рост тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как и предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги прогнозируется на уровне: в 2017 году - 4%, в 2018 году - 4%, в 2019 году - 4 процента.

Железнодорожные перевозки

С 2014 года был осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование грузовых железнодорожных перевозок методом доходности на инвестированный капитал. В 2015 году с целью восстановления доходной базы ОАО "РЖД" было принято решение по индексации тарифов на 10% с учетом предоставления бюджетных дотаций в размере 30 млрд. рублей. В 2016 году индексация тарифов составила 9 процентов. Выделение государственных субсидий в 2016 году не предусмотрено.

В целях недопущения избыточного роста транспортных издержек экономики в 2017 - 2019 годах будет осуществлено сдерживание темпов роста тарифов на грузовые перевозки, для чего в настоящее время разрабатываются системные меры по оптимизации издержек и повышению эффективности ОАО "РЖД".

Индексация тарифов на грузовые перевозки в регулируемом секторе составит 4% ежегодно в период 2017 - 2019 годов.

Повышение тарифов на пассажирские перевозки в регулируемом секторе в этот период будет соответствовать темпам рост цен на грузовые перевозки.

В 2017 - 2019 годах ожидается умеренный рост цен на услуги по предоставлению грузовых вагонов для железнодорожных перевозок. При этом с целью недопущения нерыночных способов воздействия на соответствующие цены должен быть усилен антимонопольный контроль. Необходимо отметить, что начиная с 2013 года происходит снижение соответствующих ставок. Так, в 2016 году ставка за пользование полувагоном составляет 550 - 650 рублей за вагон в сутки, что соответствует среднегодовому уровню 2014 года.

С целью стимулирования грузоотправителей ОАО "РЖД" будет продолжена практика применения механизма ценового коридора.

В прогнозный период также предполагается изменение подхода к государственному субсидированию пассажирского комплекса в дальнем следовании путем перехода к модели государственного заказа перевозок, имеющих социальное значение, и либерализации коммерческих.

Реализация данного подхода будет сопровождаться оптимизацией маршрутной сети, выработкой стандарта транспортного обслуживания и созданием стимулирующей к улучшению качества работы перевозчика тарифной системы.