II. Проведение правовой экспертизы Проектов

II. Проведение правовой экспертизы Проектов

4. Правовая экспертиза Проектов проводится в следующих случаях:

а) перед направлением на согласование в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, организации и (или) перед направлением на заключение в федеральные органы исполнительной власти, иные органы государственной власти;

б) перед представлением в Правительство Российской Федерации;

в) перед представлением на подпись Министру экономического развития Российской Федерации (далее - Министр), заместителю Министра экономического развития Российской Федерации (далее - заместитель Министра).

5. До направления в Правовой департамент Проекты подлежат согласованию с заинтересованными структурными подразделениями Министерства, компетенция которых затрагивается таким Проектом, а также с:

а) Департаментом государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования - в отношении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, официальных отзывов, заключений, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных конституционных законов, федеральных законов, в случае если такими Проектами затрагивается деятельность контрольных (надзорных) органов в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

б) Финансовым департаментом - в отношении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, договоров, соглашений, за исключением Проектов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Регламента, в случае если такими Проектами предусматриваются формирование и исполнение Министерством федерального бюджета как главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств федерального бюджета, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

в) Департаментом евразийской интеграции - в отношении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, поступивших из Правительства Российской Федерации в целях подготовки проектов заключений или официальных отзывов Правительства Российской Федерации на них в соответствии с пунктами 99 и 101 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент Правительства Российской Федерации); в отношении проектов заключений или официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов; в отношении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных конституционных законов, федеральных законов, в случае если такими Проектами предусматривается осуществление правового регулирования в сферах, затрагиваемых Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иными актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

г) Департаментом торговых переговоров - в отношении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, официальных отзывов, заключений, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных конституционных законов, федеральных законов, в случае если такими Проектами затрагиваются обязательства Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), международные договоры Российской Федерации по вопросам, являющимся предметом регулирования ВТО, договоры Российской Федерации о свободной торговле, а также соглашения между Российской Федерацией и правительствами иностранных государств о защите и поощрении капиталовложений;

д) Департаментом региональной политики в отношении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, иных федеральных органов исполнительной власти, официальных отзывов, заключений, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных конституционных законов, федеральных законов, в случае если такими проектами устанавливаются или изменяются требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления.

е) Департаментом регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия - в отношении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, содержащих обязательные требования, а также в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регулирующих отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства, а также в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в указанных сферах.

5.1. Правовая экспертиза Проекта проводится Правовым департаментом после согласования Проекта заинтересованными структурными подразделениями Министерства, компетенция которых затрагивается таким Проектом.

Правовая экспертиза Проекта, по которому имеются неурегулированные между структурными подразделениями Министерства разногласия, Правовым департаментом не проводится.

5.2. Проекты, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 2 настоящего Регламента, перед направлением адресатам, указанным в пункте 4 настоящего Регламента, подлежат также согласованию с отделом мониторинга и контроля нормотворческой деятельности Министерства Правового департамента на предмет наличия актуальной информации о ходе подготовки таких Проектов в плане-графике мониторинга разработки нормативных правовых актов Министерства.

6. Правовой департамент не вправе отказать в проведении правовой экспертизы Проектов, за исключением следующих случаев:

а) несоответствие представленного документа виду документа, подлежащего правовой экспертизе в соответствии с пунктом 2 настоящего Регламента;

б) отсутствие согласования руководителя структурного подразделения Министерства либо лица, его замещающего, разработавшего Проект, а также согласования с заинтересованными структурными подразделениями Министерства, компетенция которых затрагивается таким Проектом, и корректорами Министерства, в случае если Проект подготовлен за подписью Министра либо лица, его замещающего;

в) отсутствие согласований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Регламента;

г) несоответствие состава документов, прилагаемых к Проекту, требованиям пункта 9 настоящего Регламента.

д) наличие неурегулированных между структурными подразделениями Министерства разногласий по Проекту.

7. В случае отказа от проведения правовой экспертизы Проект подлежит возврату в структурное подразделение Министерства, направившее такой Проект на правовую экспертизу.

После устранения оснований для отказа в проведении правовой экспертизы Проект может быть направлен на правовую экспертизу в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Регламентом.

8. Правовая экспертиза Проектов проводится на предмет:

а) наличия оснований для разработки;

б) проверки полномочий Министерства и структурного подразделения Министерства, а также полномочий подписывающего должностного лица;

в) проверки правильности выбора вида документа;

г) проверки на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации и иным актам более высокой юридической силы;

д) наличия согласований, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) наличия предусмотренного законодательством Российской Федерации общественного, публичного либо коллегиального обсуждения;

ж) наличия заключения об оценке регулирующего воздействия, в случае если такое заключение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании;

и) необходимости внесения изменений или признания утратившими силу ранее принятых актов;

к) необходимости направления на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;

л) соотнесения с имеющейся судебной практикой;

м) соблюдения правил юридической техники.

9. При направлении на правовую экспертизу к Проекту прилагаются:

а) основание для разработки (за исключением официально опубликованных нормативных правовых актов, являющихся основанием для разработки);

б) документы (акты, письма, заключения и т.п.), упоминание которых содержится в тексте Проекта и прилагаемых к нему материалах (за исключением официально опубликованных нормативных правовых актов и международных договоров);

в) документы, подтверждающие наличие согласований, предусмотренных подпунктом "д" пункта 8 настоящего Регламента;

г) документы, предусмотренные Регламентом Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

10. При необходимости Правовым департаментом по Проекту могут быть запрошены дополнительные материалы, позиции структурных подразделений Министерства, а также позиции:

а) Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия о наличии (отсутствии) в проектах федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обязательных требований, а также положений, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регулирующих отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства, а также в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в указанных сферах;

б) Департамента евразийской интеграции о соответствии (несоответствии) проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства положениям актов, составляющих право Евразийского экономического союза, в том числе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;

в) Департамента торговых переговоров о соответствии (несоответствии) проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства положениям международных договоров, указанных в подпункте "г" пункта 5 настоящего Регламента.

г) Департамента региональной политики о наличии (отсутствии) в проектах федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства положений, устанавливающих или изменяющих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления.

11. Проекты направляются на правовую экспертизу в Правовой департамент служебной запиской либо непосредственно в системе электронного документооборота.

Проекты с пометкой "Для служебного пользования" направляются на правовую экспертизу в Правовой департамент на бумажном носителе.

12. Проекты приказов Министерства, подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, направляются на правовую экспертизу служебной запиской.

Проекты приказов Министерства, не подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, проекты распоряжений Министерства могут направляться на правовую экспертизу непосредственно в системе электронного документооборота.

13. В рамках проведения правовой экспертизы проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства, имеющих нормативный характер, Правовым департаментом проводится антикоррупционная экспертиза таких Проектов в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, и Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 6 октября 2017 г. N 545.

14. Правовая экспертиза Проектов, за исключением проектов официальных писем, осуществляется Правовым департаментом в срок до 10 рабочих дней со дня их поступления в Правовой департамент.

Правовая экспертиза проектов официальных писем осуществляется Правовым департаментом в срок до 3 рабочих дней со дня их поступления в Правовой департамент.

В исключительных случаях (при введении концептуально нового регулирования либо значительном объеме Проектов) срок осуществления правовой экспертизы Проектов может быть увеличен руководителем Правового департамента до 20 рабочих дней.

В сроки, предусмотренные настоящим пунктом, не включается период, необходимый для получения дополнительных материалов, а также позиций структурных подразделений Министерства, предусмотренных пунктом 10 настоящего Регламента.

15. По итогам проведения правовой экспертизы Проекта Правовым департаментом принимается одно из следующих решений:

а) о его согласовании без замечаний;

б) о его согласовании с учетом замечаний;

в) о его отклонении на доработку по замечаниям;

г) о его отклонении в связи с отсутствием оснований для разработки, а также по иным мотивированным основаниям, носящим неустранимый характер и влекущим невозможность принятия акта.

При согласовании проекта приказа Министерства, подлежащего государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, на бумажном носителе такого проекта Правовым департаментом проставляется штамп "ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА".

16. Внесение изменений в согласованный Правовым департаментом в соответствии с настоящим Регламентом Проект без согласования с Правовым департаментом не допускается.

Если в согласованный Правовым департаментом Проект внесены изменения заинтересованными структурными подразделениями Министерства, компетенция которых затрагивается таким Проектом, указанные изменения должны быть отражены в Проекте в режиме "Рецензирование" (функция MS Word). Данный Проект подлежит повторному согласованию со всеми заинтересованными структурными подразделениями Министерства, компетенция которых затрагивается таким Проектом, а также с Правовым департаментом.

17. При несогласии структурного подразделения Министерства с замечаниями к Проекту, выявленными в ходе проведения правовой экспертизы, и невозможности их урегулирования в рабочем порядке руководитель структурного подразделения Министерства информирует об этом руководителя Правового департамента либо лицо, его замещающее, с целью организации и проведения согласительного совещания.

18. В случае если по результатам проведения согласительного совещания, предусмотренного пунктом 17 настоящего Регламента, разногласия по Проекту (за исключением представляемых в Правительство Российской Федерации Проектов, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 2 настоящего Регламента) не урегулированы, решение по таким разногласиям принимается заместителем Министра, курирующим в соответствии с установленным в Министерстве распределением обязанностей между Министром и заместителями Министра структурное подразделение Министерства, осуществляющее разработку Проекта.

Заместитель Министра вправе принять решение об учете замечаний Правового департамента либо о направлении Проекта внешним адресатам, предусмотренным подпунктами "а", "б" пункта 4 настоящего Регламента, и (или) на подпись Министру либо лицу, его замещающему, без учета замечаний Правового департамента. Указанное решение может быть принято без проведения согласительного совещания, предусмотренного пунктом 17 настоящего Регламента.

19. При принятии заместителем Министра решения о направлении Проекта на бумажном носителе внешним адресатам, предусмотренным подпунктами "а", "б" пункта 4 настоящего Регламента, без учета замечаний Правового департамента на визовом экземпляре такого Проекта проставляется надпись: "Прошу отправить без учета позиции Правового департамента".

При принятии заместителем Министра решения о направлении Проекта в системе электронного документооборота внешним адресатам, предусмотренным подпунктами "а", "б" пункта 4 настоящего Регламента, без учета замечаний Правового департамента к регистрационной карточке сопроводительного письма о направлении такого Проекта таким внешним адресатам прикладывается служебная записка о неучете позиции Правового департамента с резолюцией указанного заместителя Министра "Согласен".

20. При направлении Проекта на подпись Министру либо лицу, его замещающему, без учета замечаний Правового департамента в адрес Министра либо лица, его замещающего, направляется служебная записка за подписью заместителя Министра, принявшего решение, предусмотренное пунктом 18 настоящего Регламента, с обоснованием причин неучета таких замечаний.

21. Перед представлением проекта приказа Министерства, подлежащего государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, на подпись Министру либо лицу, его замещающему, такой проект приказа представляется в Правовой департамент на бумажном носителе с приложением проекта сопроводительного письма и проекта справки по форме согласно приложению к настоящему Регламенту.