Приложение 5. ПРИМЕРЫ КРИТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ К ВОЗДЕЙСТВИЮ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <1>
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
по оценке климатических рисков,
утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 13.05.2021 N 267
ПРИМЕРЫ
КРИТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЛЯ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ К ВОЗДЕЙСТВИЮ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <1>
Показатель
|
Критические значения показателя и последствия для хозяйственной деятельности
|
1
|
2
|
Ветер
|
8 - 13 м/с: затрудняется проводка судов
|
14 - 24 м/с: суда сбиваются с курса, затрудняется подход к берегу, к причалам и отход от них, создает аварийные ситуации в момент прохождения под мостами, сдвиг и перевертывание автомобилей, нарушение траектории движения, перерасход топлива и износ шин.
|
|
Более 25 м/с: плавание любых судов и любые производственные операции на открытом воздухе становятся опасными.
|
|
Более 30 м/с: обрыв проводов, поломка опор, повал деревьев, уничтожение рекламных конструкций, угроза технике на открытом воздухе
|
|
Сильный снег, гололедно-изморозевые отложения
|
Мокрый снег более 5 см (особенно с резким понижением температуры воздуха): сбои в работе станций и узлов железнодорожного транспорта даже при своевременно принятых мерах по снегоуборке.
|
Отложения на проводах толщиной более 20 мм: (в сочетании с ветром): повреждение изоляции, потери электрической энергии, массовый обрыв проводов
|
|
Гололед и гололедица на дорогах
|
Любой интенсивности: опасные условия для движения городского транспорта и населения, снижение сцепных качеств дорожного покрытия, увеличение тормозного пути, занос автомобиля, потеря маневренности транспорта, снижение скорости движения в 2 - 2,5 раза
|
Сильные дожди и ливни
|
Более 30 мм за 1 час: образование дождевых паводков и подтопление подстанций, повреждение оборудования.
|
Более 50 мм за 12 час: затопление низких участков дороги, размыв дорожного полотна и увеличение аварийности, подтопление подвалов, протечка кровель.
|
|
Более 7 мм за 12 час: затопление низких участков дороги, размыв дорожного полотна и увеличение ДТП. Подтопление подвалов, протечка кровель
|
|
Подъем воды в реках и водоемах
|
Выше критической отметки: Затопление коммуникаций в прибрежных частях города
|
Температура воздуха
|
Ниже -25 °C: поломка автомобилей, деформация металлических конструкций или разрыв труб, укорачивание рельсов, опасность обморожений.
|
Частые переходы через 0 °C: опасные условия для движения городского транспорта и населения, снижение сцепных качеств дорожного покрытия, быстрое старение и разрушение материалов.
|
|
Более +25 °C (особенно несколько суток): деформация металлических конструкций, удлинение рельсов.
|
|
Более +30 °C: изменения натяжения проводов, нагрев генераторов, образование неровностей на дорогах, сдвиг асфальта, появление миражей.
|
|
Перепады на 10 °C и более: быстрое старение и разрушение (коррозия) материалов и конструкций
|
|
Грозы
|
Любой интенсивности: массовый выход из строя трансформаторных подстанций, недоотпуск электроэнергии потребителям, повреждения электрических систем
|
Град
|
Любой интенсивности: нанесение ущерба сельскохозяйственным растениям, автотранспорту, жилым объектам, населению
|
--------------------------------
<1> Источники:
Кобышева Н.В., Акентьева Е.М., Галюк Л.П. Климатические риски и адаптация к изменениям и изменчивости климата в технической сфере - Санкт-Петербург: "Издательство Кириллица", 2015.
Зябриков В.А., Кобышева Н.В., Циркунов В.С. Климат и железнодорожный транспорт - М.: Метеоагентство Росгидромета, 2000.