4. Оценка климатических рисков территорий
4.1. Климатические риски территорий рекомендуется оценивать по следующим источникам риска:
а) атмосфера: очень сильный ветер (в том числе ураган, шквал, смерч), засуха, заморозки, аномальная жара (холод), крупный град, аномальные атмосферные осадки, грозы, чрезвычайно высокая пожарная опасность и другие;
б) гидросфера: наводнение (вследствие половодья, паводка, затора, зажора, сильного ливня), русловые деформации, повышение уровня Мирового океана и другие;
в) криосфера и литосфера: лавины, оползни, сели (включая гляциальные), абразия, переработка берегов (рек, водохранилищ, озер), эрозия плоскостная и овражная, водоснежные потоки, деградация многолетней мерзлоты, термоабразия, термоэрозия овражная, термокарст, пучение, солифлюкция, наледеобразование, карст, суффозия, просадочность лессовых пород, подтопление территории и другие.
4.2. Каждый источник риска рекомендуется характеризовать показателями интенсивности, распространенности и продолжительности воздействия, которые позволяют идентифицировать уровень его опасности по следующим категориям: чрезвычайно опасный (катастрофический), весьма опасный, опасный и умеренно опасный.
Рекомендуемые градации источников климатических рисков по интенсивности, распространенности, продолжительности и уровню опасности приведены в приложении N 3 к Рекомендациям.
4.3. При оценке климатических рисков территорий рекомендуется учитывать возможный ущерб, который включает экономический ущерб и неэкономические потери.
Возможный экономический ущерб (полный экономический ущерб) от воздействия климатических рисков рекомендуется оценивать в денежном и ином количественном выражении и включать <1>:
--------------------------------
<1> Расчет экономического ущерба ведется в соответствии с Единой межведомственной методикой оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций, утвержденной МЧС России 1 декабря 2004 года.
а) прямой экономический ущерб (ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, объектам социальной инфраструктуры, объектам здравоохранения, объектам торговли и снабжения, объектам образования и культуры, объектам транспортной инфраструктуры и т.д.);
б) косвенный экономический ущерб (ущерб, связанный со снижением выпуска продукции и прекращением оказания услуг, досрочным выбытием фонда и мощностей, остановкой производства и иной деятельности).
В неэкономические потери рекомендуется включать ущерб здоровью, жизни и благосостоянию населения, воздействие на экосистемные услуги и биоразнообразие. Данная категория ущерба не всегда поддается количественной оценке и рассматривается самостоятельно.
При наличии достаточных данных возможный ущерб может быть смоделирован на основе цепочки взаимосвязанных событий (например, в результате сильных и продолжительных осадков происходит прорыв ледникового озера и сход селевого потока, который, в свою очередь, становится причиной сильного паводка и изменения русла водотока).
4.4. Для ретроспективной оценки климатических рисков территорий (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципалитет) рекомендуется провести обобщение и сопоставление имеющейся информации о проявлениях на этой территории опасных природных процессов и их интенсивности с учетом приложения N 3 к Рекомендациям. Целесообразно указывать также затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанные с ликвидацией последствий различных проявлений климатических рисков, а также имеющиеся сведения о зафиксированном и возможном ущербе (при наличии).
Для прогноза дальнейшей динамики характерных климатических рисков и включения в число рисков новых угроз в результате прогнозируемых изменений климата рекомендуется использовать результаты научных исследований, в том числе публикации Климатического центра Росгидрометра, имеющие региональную детализацию (официальный сайт - https://cc.voeikovmgo.ru).
Прогноз климатических рисков с использованием российских и зарубежных гидродинамических моделей, и их ансамблей рекомендуется осуществлять с привлечением специалистов, имеющих компетенции и опыт работы в области климатического моделирования.
Результаты проведенной оценки рекомендуется формализовать в виде таблицы (рекомендуемая форма для представления результатов оценки климатических рисков территорий приведена в приложении N 4 к Рекомендациям). При отсутствии информации о фактических проявлениях опасных природных процессов рекомендуется использовать экспертные оценки либо обозначать отсутствие данных.
Оценка ущерба и затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на ликвидацию последствий климатического риска, приведенные в разделе 3.1 приложения N 4 к Рекомендациям, рекомендуется оценивать по следующим категориям:
а) зафиксированный экономический ущерб (полный экономический ущерб) за отчетный год, в том числе:
- прямой экономический ущерб (млн рублей, количество объектов), в том числе:
ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства (млн рублей, количество объектов), включая (при наличии):
ущерб жилому фонду (млн рублей, тыс. кв. м);
ущерб фонду нежилых помещений (млн рублей, кв. м);
ущерб объектам водоснабжения (млн рублей, км);
ущерб объектам теплоснабжения (млн рублей, км);
ущерб объектам газоснабжения (млн рублей, км);
ущерб объектам электроснабжения (млн рублей, км);
ущерб объектам канализации (млн рублей, км);
ущерб прочим объектам (млн рублей);
- ущерб объектам социальной инфраструктуры (млн рублей, количество объектов), включая (при наличии):
ущерб объектам здравоохранения (млн рублей, количество объектов);
ущерб объектам торговли и снабжения (млн рублей, количество объектов);
ущерб объектам образования и культуры (млн рублей, количество объектов);
ущерб прочим объектам (млн рублей количество объектов);
- ущерб объектам транспортной инфраструктуры (млн рублей, количество объектов);
- ущерб другим объектам (млн рублей, количество объектов);
- косвенный экономический ущерб (млн рублей, количество объектов);
б) зафиксированные неэкономические потери за отчетный год, в том числе:
- количество пострадавших и погибших в результате воздействия климатических рисков (человек);
- количество населения, потерявшего жилище, средства к существованию (человек);
- ущерб для природных экосистем и биоразнообразия, в том числе:
изменение состава и структуры экосистем, в том числе деградация лесов, опустынивание и т.п. (площадь в кв. км);
изменение состояния популяций растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также имеющих социально-экономическое значение (видовой состав и численность);
в) затраты по категориям источника средств (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, за счет организаций), связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций за отчетный год (млн рублей).