Глава 1. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
Глава 1. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне").
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
Количество сил и средств гражданской обороны определяется исходя из возможной обстановки, которая может сложиться в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях, организациях) при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При этом решение о создании сил гражданской обороны принимают соответствующие руководители.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не создают на обязательной основе в своих подразделениях НФГО - так было предусмотрено с целью недопущения избыточного регулирования органов государственной власти в данной сфере, так как указанные нештатные формирования в соответствии с Федеральным законом N 28-ФЗ создаются на обязательной основе организациями, включенными в статью 9 закона, а не федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 28-ФЗ в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности необходимые силы и средства гражданской обороны.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в обязательном порядке создают из числа своих работников и поддерживают в состоянии готовности НФГО.
НФГО являются силами гражданской обороны и привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Основными задачами НФГО являются:
участие в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
участие в проведении мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления связи и оповещения, защиты животных и растений, автотранспортного обеспечения;
участие в первоочередном жизнеобеспечении пострадавшего населения;
оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
участие в санитарной обработке населения, их одежды, техники, продовольствия, воды, территорий;
участие в организации подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения;
прокладывание колонных путей и устройство проходов (проездов) в завалах;
участие в локализации аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения аварийно-спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
участие в обеспечении охраны общественного порядка;
ремонт и восстановление дорог и мостов;
ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ;
поддержание в готовности, ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий.
Организациями могут создаваться медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, связи, механизации работ, торговли и питания, обслуживания защитных сооружений, эвакуации и другие виды формирований, в зависимости от задач, выполняемых организацией в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и государственные компании в отношении организаций, находящихся в их ведении:
определяют организации, создающие НФГО;
организуют создание и подготовку НФГО;
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой и обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО;
координируют деятельность, находящихся на основании нормативных правовых актов Российской Федерации в их ведении организаций, по вопросам обеспечения выполнения возложенных на них функций в области гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ведут учет сил и средств гражданской обороны, в том числе НФГО;
организуют привлечение НФГО подведомственных федеральных государственных учреждений для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне и участия в обеспечении аварийно-спасательных работ, проведения других неотложных работ в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными формированиями объектах и территориях, планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих указанные формирования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
издают в пределах своих полномочий в целях координации создания и деятельности НФГО нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты);
создают, содержат и организовывают деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
определяют организации, создающие НФГО;
организуют поддержание в состоянии готовности к применению по предназначению НФГО;
организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;
организуют создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО;
организуют в пределах территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) учет и ведение реестра НФГО;
организуют привлечение НФГО в пределах территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными формированиями объектах и территориях, планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
Финансирование территориальных НФГО, создаваемых организациями по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в интересах выполнения мероприятий по гражданской обороне субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляется за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При этом, с организациями, создающими формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключаются соответствующие договора на выполнение работ (услуг).
Перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях), а также порядок обеспечения выполнения мероприятий отражается в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения.
Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне:
создают и поддерживают в состоянии готовности к применению по предназначению НФГО;
осуществляют обучение личного состава НФГО;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО;
разрабатывают состав, структуру и табель оснащения НФГО в соответствии с рекомендациями и с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 (далее - Типовой порядок);
укомплектовывают НФГО личным составом из числа работников организации, оснащают их специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе имеющимся в организации;
ведут учет НФГО.
Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, осуществляется за счет финансовых средств этих организаций.
Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения соответствующей территории.
Личный состав НФГО комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НФГО на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях НФГО доукомплектовываются невоеннообязанными.
Зачисление граждан в состав НФГО и назначение их командиров производится приказом руководителя организации.
В формирования могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, в военное время - 3 часа.
МЧС России и его территориальные органы осуществляют соответствующее нормативное регулирование, координацию деятельности, методическое руководство по созданию, обеспечению готовности и применению НФГО, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в установленном порядке ведут учет НФГО и представляют соответствующие сведения в МЧС России в установленном порядке в соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, регламентом сбора и обмена информации в области гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)".
Основанием для ликвидации НФГО, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, является прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или снятие с организации категории по гражданской обороне.
Решение о ликвидации НФГО, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации по согласованию с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны соответствующего уровня.