ГЛАВА 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АПК "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД"
5.1. Общие требования к организации проектирования АПК "Безопасный город"
Заказчиком работ по построению (развитию) АПК "Безопасный город" может быть определен:
государственный орган (в том числе орган государственной власти), либо государственное казенное учреждение, действующее от имени субъекта Российской Федерации, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации и осуществляющее закупки;
муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Заказчик обязан:
разрабатывать, согласовывать и утверждать установленным порядком техническое задание на проектирование АПК "Безопасный город";
определять организацию-проектировщика (Исполнителя) по построению (развитию) АПК "Безопасный город" в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 февраля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактные системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Общими критериями для конкурсного отбора проектной организации, выполняющей комплекс работ по обследованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, разработке проектной документации, специального программного и информационного обеспечения АПК "Безопасный город" являются:
цена контракта;
качественные, функциональные характеристики проектной документации;
квалификация участника конкурсного отбора, в том числе наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В конкурсной документации заказчик обязан указать используемые при определении исполнителя работ по проектированию АПК "Безопасный город" критерии и их величины значимости. При этом предложенная цена контракта не должна стать доминирующим показателем при выборе проектировщика и главным критерием должны являться оценка его квалификации и заявляемого качества работ.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных конкурсной документацией, должна составлять сто процентов.
В целях выполнения работ по проектированию АПК "Безопасный город" на высоком научно-техническом уровне предлагается применять следующие величины значимости критериев оценки заявок участников закупки:
цена контракта - 30;
качественные, функциональные характеристики проектной документации - 35;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 35.
5.2. Порядок оценки возможностей имеющихся программно-аппаратных средств в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Оценка возможностей имеющихся систем в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, систем автоматизации деятельности муниципальных и экстренных служб для каждого муниципального образования, в котором предполагается создание АПК "Безопасный город", проводится на основании первичного анализа. Порядок его проведения указан в Приложении N 3.
Муниципальные образования представляют сведения, собранные установленным порядком в МРГ муниципального образования и МРГ соответствующего субъекта РФ. Председатель соответствующей МРГ представляет результаты первичного анализа в МЧС России.
По результатам анализа собранных данных МРГ муниципального образования или МРГ соответствующего субъекта Российской Федерации делает вывод о возможности включения существующих в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания комплексов средств автоматизации (далее - КСА) в состав АПК "Безопасный город", а также о степени соответствия их функциональных и технических возможностей единым требованиям к техническим сегментам АПК "Безопасный город", утвержденных МЧС России 29 декабря 2014 года.
Для автоматизированной обработки собранных данных и учета ведущихся работ по созданию АПК "Безопасный город" в субъектах РФ в МЧС России создается информационно-аналитический комплекс.
5.3. Подходы к разработке и согласованию с МЧС России Технического задания на создание АПК "Безопасный город", в том числе, его целевой архитектуры
Проектно-сметная документация на создание АПК "Безопасный город" разрабатывается в соответствии с требованиями:
ТЗ на создание АПК "Безопасный город";
постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию";
ГОСТ 34.601-90 "Автоматизированные системы. Стадии создания".
Перечень основных действующих и перспективных автоматизированных систем, сопрягаемых с АПК "Безопасный город", по следующим функциональным направлениям:
Системы приема и обработки вызовов и сообщений, включая Систему 112 и автоматизированные системы приема и обработки вызовов взаимодействующих ДДС;
Информационные и аналитические системы;
Системы обеспечения управления силами и средствами;
Системы мониторинга параметров энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения;
Системы мониторинга и контроля качества услуг ЖКХ;
Системы управления градостроительной деятельностью;
Системы видеонаблюдения;
Системы видеофиксации нарушений ПДД;
Системы мониторинга состояния окружающей среды;
Системы обеспечения пожарной безопасности;
Системы мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров;
Системы мониторинга паводковой обстановки;
Системы пожарных сигнализаций;
Системы охранных сигнализаций;
Системы экстренного вызова и тревожных сигнализаций;
Системы оповещения и информирования;
Системы мониторинга состояния объектов инженерной инфраструктуры;
Системы космического мониторинга;
Системы экологического мониторинга;
Автоматизированные системы лабораторного контроля качества воздуха, воды, почв;
Системы экстренного реагирования на транспортных средствах "ЭРА-ГЛОНАСС";
Поисковые и навигационные системы (ГЛОНАСС/GPS);
Системы технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры;
Автоматизированные системы управления дорожным движением.
Конкретный перечень АС уточняется на этапе проектирования АПК "Безопасный город".
В пилотной зоне АПК "Безопасный город" должны быть интегрированы все существующие на территории муниципального образования автоматизированные системы из вышеуказанного перечня, и в обязательном порядке системы оповещения, информирования, система-112, системы мониторинга.
ТЗ на создание АПК "Безопасный город" разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части функциональных и технических требований к системам, обеспечивающим комплексную безопасность на уровне субъекта Российской Федерации, и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России.
Согласованное с территориальным органом управления МЧС России ТЗ утверждается руководителем муниципального образования и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и направляется на согласование в Совет главных конструкторов автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ресурса Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - СГК АИУС РСЧС), функционирующего на базе Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий).
Техническое задание на создание АПК "Безопасный город" является основным документом, определяющим требования к системе, в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.
5.4. Типовые регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций
Регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций предназначены для определения общей схемы и порядка информационного обмена с использованием комплексов средств автоматизации федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, совместно решающими задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории муниципального образования.
Регламенты должны разрабатываться в каждом муниципальном образовании, в котором осуществляется дальнейшее развитие (создание) АПК "Безопасный город". Регламент вводится в действие путем согласования и подписания соглашения об обмене информацией в рамках АПК "Безопасный город" органов государственной власти на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, статья 10, пункт 4), приложением к которому должен являться соответствующий регламент.
Нормативную основу для разработки регламента взаимодействия составляют, в основном, ведомственные нормативные документы, определяющие порядок приема, обработки и передачи информации.
Информационный обмен в рамках АПК "Безопасный город" между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций будет осуществляться через подчиненные им дежурные и диспетчерские службы с использованием соответствующих КСА.
Центром сбора, обработки и представления информации в АПК "Безопасный город" будет являться КСА ЕДДС муниципального образования.
Регламенты взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" должны содержать следующую структуру:
1. Основные термины, сокращения и определения;
2. Общие положения;
3. Порядок работы ЕДДС и ее информационного взаимодействия с органами управления и организациями;
4. Порядок работы и информационного взаимодействия муниципальных и экстренных служб и соответствующих дежурно-диспетчерских служб;
5. Состав получаемой в ЕДДС и передаваемой из ЕДДС информации;
6. Состав получаемой и передаваемой муниципальными и экстренными службами информации;
7. Ответственность за неисполнение регламента.
Для приема и передачи информации должны использоваться формализованные сообщения и, в дальнейшем, обмен должен осуществляться в рамках распределенной базы данных всех взаимодействующих структур.
В ЕДДС, должны также поступать сведения от людей об угрозе или факте происшествий, полученных через центры обработки вызовов и интернет-портал. Кроме того, должен быть обеспечен прием от автоматизированных систем мониторинга за состоянием: потенциально опасных, уникальных и технически-сложных объектов, природными ЧС; систем ЖКХ; автодорогами и др.
В рамках взаимодействия с федеральными структурами должен обеспечиваться прием необходимых космических и авиационных снимков. Поступающая в КСА ЕДДС из различных источников информация обрабатывается и обобщается, а затем в соответствии с регламентом взаимодействия передается в согласованном виде и объемах в КСА взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций для удовлетворения их информационных потребностей.
Конкретный состав сведений, предоставляемых каждому из взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций в целях информационно-аналитического обеспечения его управленческой деятельности, определяется соответствующим разделом регламента.
Органом местного самоуправления, уполномоченным решать задачи по построению и развитию АПК "Безопасный город", подготавливается обобщенный регламент взаимодействия и проводится его согласование со всеми взаимодействующими в рамках АПК "Безопасный город" структурами. После согласования регламент утверждается заместителем главы муниципального образования или заместителем руководителя местной администрации, осуществляющим общее руководство мероприятиями по построению и развитию АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования.