ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЕДДС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, КАК БАЗЫ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ АПК "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С НИМИ СЛУЖБ
ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЕДДС
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, КАК БАЗЫ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ
АПК "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С НИМИ СЛУЖБ
4.1. Требования к дальнейшему совершенствованию ЕДДС муниципальных образований
Единые дежурно-диспетчерские службы в городских поселениях и муниципальных образованиях должны соответствовать ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" и Положению о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, одобренному Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и рекомендованное к применению в системе РСЧС (протокол от 21 октября 2011 года N 5).
Создание ЕДДС предусмотрено в каждом муниципальном образовании. При построении (развитии) АПК "Безопасный город", допускается, по соглашению между муниципальными образованиями, создание ЕДДС с объединенной межмуниципальной зоной ответственности.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1240-р категория ЕДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории:
I категория: более 1 млн. человек;
II категория: от 250 тыс. до 1 млн. человек;
III категория: от 100 до 250 тыс. человек;
IV категория: от 50 до 100 тыс. человек;
V категория: до 50 тыс. человек.
Расширение перечня задач, возлагаемых на ЕДДС в связи с построением (развитием) АПК "Безопасный город", требует корректировки действующих положений о ЕДДС, изменения численности и функциональных обязанностей персонала ЕДДС.
Количество персонала ЕДДС зависит от ее категории, характеристик муниципального образования, на которой функционирует АПК "Безопасный город" (наличия потенциально-опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т.д.).
Количество автоматизированных рабочих мест в дежурной смене ЕДДС определяется на стадии проектирования АПК "Безопасный город" с учетом качественного и бесперебойного выполнения возложенных на ЕДДС задач в любых режимах функционирования муниципального звена РСЧС.
Квалификационные требования к персоналу ЕДДС с учетом создания на их основе АПК "Безопасный город" представлены в Приложении N 5.
Техническое переоснащение ЕДДС с учетом построения (развития) АПК "Безопасный город" осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Расчет потребностей в площадях, планировке и составе помещений ЕДДС муниципального образования производится в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и норм (СанПиН) и определяется на этапе проектирования.
При этом особое внимание должно быть уделено надежности перекрытий и безопасности помещений, в которых предполагается разместить серверное оборудование.
Для получения информации из населенных пунктов и прилегающих территорий, где не предусмотрено создание ЕДДС, осуществляется взаимодействие с представителями общественности (например, со старостами). Для этого следует определить способ связи с ними, провести первичное обучение или инструктаж. Список общественных представителей необходимо постоянно актуализировать и он должен быть доступен ЕДДС, обслуживающей данный населенный пункт. Необходимо не менее двух раз в неделю связываться с каждым общественным представителем для выяснения обстановки на местах.
Для практического включения ЕДДС в Единую систему антикризисного управления необходимо обеспечить возможность видеоконференцсвязи между ЕДДС и ситуационными центрами руководителей субъектов Российской Федерации, органами повседневного управления РСЧС (в т.ч. ЦУКС ГУ МЧС России по каждому субъекту Российской Федерации), разработать, согласовать и утвердить формы ежедневных докладов в эти органы. Ежедневные доклады должны включать разделы о функционировании всех подсистем АПК "Безопасный город", в т.ч. управления системами оповещения, системами мониторинга, связи и др.
Для подключения ЕДДС в целях обеспечения видеоконференцсвязи с ЦУКС ГУ МЧС России следует руководствоваться утвержденными начальником Национального ЦУКС МЧС России 20 апреля 2012 года Методическими рекомендациями по обеспечению межведомственного взаимодействия органов повседневного управления в системе РСЧС и Типовым регламентом подключения сторонних организаций к ведомственной цифровой сети связи с интеграцией услуг МЧС России.
Системы информирования и оповещения, управление которыми осуществляет ЕДДС, должны быть информационно сопряжены с системами оповещения субъекта Российской Федерации.
4.2. Требования к дальнейшему совершенствованию служб, взаимодействующих с ЕДДС
Дальнейшее совершенствование программно-аппаратных средств служб, взаимодействующих с ЕДДС, должно осуществляться в соответствии со следующими задачами АПК "Безопасный город", обозначенными Концепцией:
формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;
обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера.
В соответствии с Концепцией, формируемая единая информационная среда АПК "Безопасный город" должна обеспечивать эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение природно-техногенной безопасности, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории муниципального образования, включая:
центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
службы скорой медицинской помощи;
дежурных службы территориальных центров медицины катастроф;
дежурные службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
дежурные службы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях;
подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях;
дежурные службы линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
дежурные службы территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
дежурно-диспетчерские службы объектов экономики;
дежурно-диспетчерские службы "01";
дежурно-диспетчерские службы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
иные службы оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за жилищно-коммунальное хозяйство;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за капитальное строительство и ремонты;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за экономическое планирование и экономическую политику;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за делопроизводство, организацию и обеспечение межведомственного взаимодействия;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за архитектурное планирование и градостроение;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за управление транспортом и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере здравоохранения;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере санитарно-эпидемического контроля;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере экологического мониторинга и обеспечения экологической безопасности;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере средств массовой информации и рекламы, культуры и спорта;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере мониторинга и контроля качества торговли и услуг;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации, обеспечивающие управление и учет имущественных прав;
подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере обеспечения труда и занятости населения.
В рамках дальнейшего развития АПК "Безопасный город" состав задач, решаемых дежурно-диспетчерскими службами, взаимодействующими с ЕДДС, должен быть расширен, в первую очередь, в целях обеспечения безопасности среды обитания, правоохранительной деятельности, а также эффективного предупреждения возможных КСП в соответствие с профильной функциональной зоной ответственности соответствующей дежурно-диспетчерской службы.
Основными задачами дежурных и диспетчерских служб в рамках АПК "Безопасный город" должны являться:
сбор и обработка данных (в том числе, данных мониторинга подвижных и стационарных объектов), необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации КСП, а также контроля их исполнения;
прогнозирование возникновения и развития КСП на территории муниципального образования;
оценка уже сложившейся и возможной обстановки на основе сопоставления и анализа всей имеющейся информации, в том числе, результатов прогнозирования с реальными данными, полученными от автоматических (автоматизированных) систем мониторинга, а также от вышестоящих, взаимодействующих и подчиненных организаций;
подготовка вариантов решений по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации КСП и планирование их реализации, представление вышестоящему органу местного самоуправления подготовленных предложений;
доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;
контроль исполнения принятых решений.