4.2. Организация управления и взаимодействия
Сущность управления гражданской обороной заключается в постоянной целенаправленной организующей деятельности органов государственной власти, руководителей и органов управления гражданской обороны всех уровней, направленной на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны.
Основными задачами управления гражданской обороной являются:
в мирное время - обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств ГО к решению задач в зонах чрезвычайных ситуаций различного характера; разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); разработка перспективных и годовых планов по подготовке гражданской обороны и организация их выполнения; организация всесторонней подготовки органов управления, сил ГО и населения по гражданской обороне;
в угрожаемый период - быстрый и организованный перевод органов управления и сил в соответствующую степень готовности;
в военное время - организация выполнения мероприятий планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) с учетом реально сложившейся обстановки; обеспечение и поддержание готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГО с учетом их возможных потерь и ущерба.
Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы оповещения и связи.
В мирное время непосредственное управление гражданской обороной осуществляют руководители всех уровней и органы управления, осуществляющие управление гражданской обороной.
В военное время система управления гражданской обороны организационно базируется на тех же органах управления, но с учетом их перевода на штаты и условия работы военного времени.
Сложность задач, стоящих перед гражданской обороной, и условия, в которых они будут решаться, предъявляют высокие требования к управлению. Важнейшую роль в процессе управления играет информация. Именно на ее основе формируются и реализуются решения, оценивается ее выполнение и организуется взаимодействие.
Информация, используемая в интересах управления ГО, должна обладать:
максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой;
широтой обзора явлений;
возможностью оперативного отображения на картах и автоматизированных средствах отображения;
совместимостью со специальными банками данных, используемых для принятия решения.
Управление может быть успешным, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.
Управление строится и осуществляется на основе следующих принципов:
единство государственного управления гражданской обороной;
единоначалие и централизация руководства в сочетании с децентрализацией и представлением подчиненным инициативы в определении путей и способов выполнения поставленных задач;
твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизни;
личная ответственность начальников всех уровней и звеньев за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных перед ними задач.
Основными направлениями повышения эффективности и устойчивости системы управления гражданской обороны являются:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания и совершенствования системы управления гражданской обороны на военное время;
совершенствование системы планирования мероприятий гражданской обороны до объекта включительно;
разработка и реализация комплекса организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления гражданской обороны (живучести пунктов управления, систем связи и оповещения);
создание запасных пунктов управления;
разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений руководства;
создание корпоративных цифровых систем связи гражданской обороны по линии запасных пунктов управления;
создание мобильных узлов связи в составе подвижных и мобильных пунктов управления и оснащение их средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи;
замена устаревших средств связи, используемых в управлении гражданской обороной, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения;
использование аппаратных и программных средств закрытия информации, циркулирующей в системе управления гражданской обороной;
создание в составе городских и загородных запасных ПУ защищенных узлов связи;
обеспечение всех пунктов управления автономными источниками питания.
Успешное решение задач гражданской обороны в мирное и военное время может быть достигнуто только объединенными и согласованными усилиями органов управления и сил всех уровней и звеньев, привлекаемых к выполнению этих задач, т.е. через организацию и поддержание их взаимодействия.
Сущность взаимодействия заключается в согласовании намечаемых к проведению мероприятий и действий сил между соответствующими органами управления, подчиненными им силами по целям, задачам, месту (направлениям, районам, участкам, объектам) и времени, а также в оказании им взаимной помощи в интересах наиболее успешного решения возложенных на них задач.
Важнейшей задачей организации взаимодействия является определение взаимоотношений между собой в процессе выполнения задач не подчиненными друг другу органами управления и силами ГО.
Организация взаимодействия осуществляется соответствующими органами управления, осуществляющими управление гражданской обороной. При этом взаимодействие организуется, прежде всего, в интересах тех органов управления и сил, которые на данном этапе выполняют главную, определяющую задачу. В угрожаемый период взаимодействие между органами, осуществляющими управление гражданской обороной, органами государственной власти по управлению экономикой, а также органами военного командования, должно быть подчинено созданию необходимых условий для мобилизационного развертывания войск и экономики страны, а при проведении спасательных работ - обеспечению действий сил, участвующих в этих работах.
Порядок организации взаимодействия предусматривает:
определение перечня задач взаимодействующих органов;
определение сроков совместных действий и их последовательности;
определение районов (направлений) совместных действий и сосредоточения основных сил и средств;
определение состава сил и средств;
разработку планов взаимодействия;
практическую отработку вопросов взаимодействия;
порядок доставки сил и средств;
порядок использования маршрутов выдвижения;
порядок, время и место прохождений барьерных рубежей;
порядок преодоления полос (участков) оперативного оборудования местности, а также места встречи и порядок сопровождения сил и средств МЧС России при нахождении в полосах действий войск;
порядок организации и обеспечения охраны сил и средств сторон.