Глава 3. Превентивные мероприятия по предупреждению паводка и смягчению возможных последствий в период прохождения весеннего половодья
Глава 3. Превентивные мероприятия по предупреждению
паводка и смягчению возможных последствий в период
прохождения весеннего половодья
Своевременное выполнение противопаводковых мероприятий позволяет существенно снизить размеры вредного воздействия паводковых вод.
Предупредительные меры, направленные на эти цели, могут быть разделены на три группы:
1 группа - меры прогнозно-аналитического характера;
2 группа - меры организационно-оперативного характера;
3 группа - инженерно-технические и другие профилактические мероприятия.
К мероприятиям 1 группы относятся: гидрологическое прогнозирование видов (типов) и масштабов затопления, анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления, оповещение органов управления и населения об угрозе затопления;
организация проведения плановых и внеплановых мероприятий по надзору ГТС и водохозяйственных объектов, находящихся на территории субъектов РФ, с участием представителей органов Минприроды России, Ростехнадзора, Росводоресурсов, территориальных органов МЧС России и собственников объектов, с составлением актов оценки готовности ГТС к безаварийному прохождению паводков; осуществление контроля режимов их работы в предпаводковый период и в период прохождения паводков;
организация проведения обследования зон возможного затопления в паводковых районах, подготовка паспортов гидрологической безопасности по каждому населенному пункту;
осуществление контроля за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков с учетом зон затопления, подтопления;
обеспечение страховой защиты инженерных сооружений, объектов дорожного и жилищного хозяйства, подвергаемых повышенному риску затопления, подтопления, на паводкоопасных территориях в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
доведение до органов местного самоуправления информации о существующих ограничениях использования территории на землях, подверженных затоплению;
организация формирования банка данных участков водных объектов с опасными эрозионными процессами и зонами периодического затопления;
обмен информацией с территориальными органами МЧС России, Ростехнадзора, Росгидромета, Росводресурсов;
планирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, осуществление ремонтных работ на ГТС;
планирование и организация строительства систем и сооружений инженерной защиты паводкоопасных районов;
определение прав собственности муниципальных и сельских образований на бесхозяйные ГТС, что позволит привести в порядок документацию по эксплуатации ГТС, а также организация служб эксплуатации ГТС и/или ликвидация сооружений, утративших хозяйственную значимость;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
назначение ответственных за каждый пруд до наступления паводка;
формирование дежурных бригад;
составление графиков их работы;
проведение инструктажей по технике безопасности;
проверка наличия зафиксированных отметок нормального, форсированного и предельно допустимого горизонтов воды у сооружений;
ведение журнала пропуска паводка для каждого из прудов, в котором должны быть отражены схематический план пруда, сооружений и их описание с указанием местоположения в каскаде прудов на водотоке; результаты обследования; рекомендации противопаводковой комиссии; составы и графики работы дежурных бригад, их должностные обязанности; обеспечение инструментами, приспособлениями и механизмами; сведения о выполнении ремонтно-эксплуатационных работ, времени начала пика и спада уровней воды и их количественные показатели; сведения об экстренных мероприятиях, выполняемых бригадами в случаях возникновения аварийных ситуаций при согласовании с противопаводковыми комиссиями.
К мероприятиям 2 группы относятся:
заблаговременная подготовка проектов распорядительных документов для принятия должностными лицами органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, организаций и объектов решений на проведение предупредительных мероприятий и ликвидацию последствий наводнения (о порядке эвакуации, охране имущества граждан, привлечении населения к работам, порядке движения транспорта, санитарно-эпидемических мероприятиях и т.д.);
планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ, организация их выполнения;
уточнение планов в части действий органов управления и сил при наводнении (планы мероприятий по смягчению и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на год);
корректировка существующих генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений и документации по планировке территорий с учетом зон затопления, подтопления с соответствующим нанесением границ зон затопления, подтопления территории 1% и 10% обеспеченности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" с учетом инвентаризации объектов недвижимости в этих зонах;
разработка, ежегодная корректировка совместно с территориальными органами Ростехнадзора, Росводоресурсов и Росгидромета, органами местного самоуправления и утверждение решением КЧС и ОПБ субъекта реестра рисков затопления населенных пунктов, попадающих в зону затопления, подтопления, вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами;
постановка задач органам управления, службам и силам ТП РСЧС, приведение их, в случае необходимости, в готовность;
уточнение конкретного порядка взаимодействия органов управления ТП РСЧС с органами военного командования, предприятиями, учреждениями, общественными организациями и средствами массовой информации;
проведение проверок готовности сил и средств ТП РСЧС;
проведение необходимых инструктажей и тренировок органов управления и аварийно-спасательных формирований ТП РСЧС;
подготовка системы связи и оповещения, организация взаимодействия со средствами массовой информации по оповещению населения по радио и телевидению, разработка текстов сообщений на случай наводнения;
постоянное уточнение количества плавсредств, других материально-технических ресурсов, пригодных для использования при осуществлении предупредительных мер и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, учебных заведений, других организаций, расположенных в зонах возможного затопления, при возникновении угрозы затопления;
материально-техническое обеспечение предупредительных мероприятий;
организационная подготовка к использованию материальных резервов на случай чрезвычайных ситуаций;
информирование граждан о прогнозе наводнения и проведение разъяснительной работы по действиям населения в предвидении и ходе половодья (паводка).
Мероприятия 3 группы базируются в основном на типовых способах снижения последствий наводнений, к которым следует отнести:
уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени;
своевременное закрытие и ослабление (разрушение) ледовых переправ силами и средствами эксплуатирующих организаций, органов местного самоуправления, в зависимости от форм собственности, в особенности при наличии затороопасных участков ниже по течению водного объекта;
подготовка ливневой канализации, оборудование водоотводных канав, расчистка существующих дорожных водоотводных сооружений и увеличение их пропускной способности;
устройство дамб, обвалований;
искусственное повышение поверхности территории;
спрямление и углубление русел, их расчистка, заключение в коллектор;
подсыпка территорий;
проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ;
регулирование русел и стока малых рек;
регулирование стока и отвод поверхностных и подземных вод;
регулирование спуска льда на участок водотока, к которому примыкают затапливаемые территории;
дренажные системы и отдельные дренажи;
устройство дренажных прорезей для обеспечения связи "верховодки" и техногенного горизонта, имеющего хорошие условия разгрузки;
применение комбинированного способа профилактических мероприятий (устройств постоянных и временных водостоков и дорог с водотоками и т.д.).
Часть практических мероприятий, реализующих перечисленные способы, может проводиться только на долговременной основе, часть - в оперативном порядке в предвидении конкретного наводнения, часть - и оперативно и долговременно. Кроме мероприятий, соответствующих типовым способам, существует ряд других мер, направленных на снижение потерь и ущерба от наводнений.
К общему составу предупредительных мероприятий могут быть отнесены следующие активные и пассивные меры:
посадка лесозащитных полос в бассейнах рек;
распашка земли поперек склонов;
сохранение древесной и кустарниковой растительности в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон;
террасирование склонов;
строительство прудов и других искусственных водоемов в логах, балках и оврагах для перехвата талых и дождевых вод;
перевод систематически затопляемых пашен в луга и пастбища;
создание запасных летних лагерей для скота и мобильных доильных установок;
сооружение или ремонт ограждающих дамб, сплошного и поучасткового обвалования;
закладка в проекты гидроузлов резервных объемов создаваемых водохранилищ;
организация и проведение срезки максимума половодья (паводка) за счет частичного сброса воды через напорный гидроузел в нижний бьеф и одновременного затопления резервной емкости водохранилища;
проведение, в случае необходимости, заблаговременной эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;
оперативное возведение простейших защитных сооружений (дамб) и принятие других мер для предохранения от затопления незащищенных объектов жизнеобеспечения, потенциально опасных объектов (объектов здравоохранения, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения, канализации, очистных, пищевой промышленности, содержащих АХОВ и др.), а также объектов, имеющих высокую материальную и культурную ценность;
заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых районов;
частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций и учреждений, расположенных в зонах возможного затопления;
санитарная очистка предполагаемых районов затопления;
техническая подготовка выявленных заранее плавсредств для использования при аварийно-спасательных и других неотложных работах во время наводнения;
оборудование объездных маршрутов для автотранспорта;
очистка дренажных дорожных труб, водостоков;
расширенная продажа населению водозащитной одежды и обуви и др.
Накопленный опыт проведения мероприятий по уменьшению последствий наводнений свидетельствует, что наименьшие материальные затраты и более надежная защита пойменных территорий от затопления достигается лишь при использовании комплексного сочетания активных мер защиты (регулирование водостока и др.) с пассивными мерами (обвалование, руслоуглубление и т.п.), когда они проводятся оперативно и своевременно.
Рассмотренные выше меры представляют собой содержание работы органов управления, служб и сил территориальных подсистем РСЧС и в своей совокупности являются типовым комплексом мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями.