Глава 2. Мониторинг и прогнозирование паводковой обстановки на территории субъекта РФ
Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования паводковой обстановки на территории субъектов РФ являются: оперативный сбор, обработка и представление в органы исполнительной власти субъектов РФ информации о потенциальных источниках гидрологических явлений; создание и поддержание банка статистических данных по чрезвычайным ситуациям; прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий; заблаговременная разработка состава и содержания мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.
К организациям, осуществляющим мониторинг ОГМЯ и прогнозирование затоплений, подтоплений на территории субъектов РФ, относятся следующие организации и оперативно-производственные учреждения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в первую очередь Росгидромет и Росводресурсы в части их полномочий:
территориальные гидрометеорологические центры (ГМЦ) управлений гидрометеорологической службы (УГМС) Росгидромета;
территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
гидрометеорологические обсерватории (ГМО);
гидрометеорологические бюро (ГМБ);
авиаметеорологические центры и станции (АМЦ и АМСГ);
гидрометеорологические станции (ГМС);
гидрометеорологические пункты наблюдения и гидрологические посты;
региональные (бассейновые) и территориальные органы МПР России.
Границы зон затопления определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления".
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в зонах возможных подтоплений на территории субъектов Российской Федерации осуществляется территориальными центрами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ, территориальными органами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций при исполнительных органах государственной власти субъектов РФ на основании прогностической информации территориальных органов Росгидромета.
Органами исполнительной власти субъектов РФ организуется обследование зон возможного затопления, проверка готовности к пропуску паводка гидротехнических сооружений с привлечением представителей органов Минприроды России, Ростехнадзора, Росводоресурсов, территориальных органов МЧС России и собственников водохозяйственных объектов (прудов и водохранилищ).
Прогнозы наводнений природного происхождения по заблаговременности их составления подразделяются на:
краткосрочные гидрологические прогнозы, которые охватывают период до двух суток;
среднесрочные гидрологические прогнозы, которые охватывают период от двух до десяти суток;
долгосрочные гидрологические прогнозы, которые относятся к периоду заблаговременности более 10 суток.
Прогноз развития паводковой ситуации на территории субъекта РФ проводится на основании статистических данных по населенным пунктам, подвергшимся затоплению (подтоплению), а также основных параметрах гидрометеорологической обстановки.
В прогнозе указываются следующие гидрометеорологические параметры:
1. Снегозапасы, превышающие норму в водосборных бассейнах паводкоопасных рек (определяется в %).
2. Глубина промерзания почвы. Норма глубины промерзания почвы определяется наличием или отсутствием превышения от среднемноголетних значений.
3. Толщина льда, превышающая норму среднемноголетних значений (определяется в %).
4. Уровни воды на реках в период ледостава. Определяются в период установления ледостава в процентном отношении от среднемноголетних значений.
5. Температура воздуха в период весеннего снеготаяния. Определяется на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета.
6. Количество и вид осадков в период весеннего снеготаяния. Определяются на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета. В соответствии с прогнозом делаются выводы. В выводах указываются сведения:
сроки, границы и размеры (площади) зон возможного затопления;
численность населения и объектов инфраструктуры, попадающих в зону возможного затопления, подтопления;
количество социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием людей;
протяженность участков автомобильных дорог; количество автомобильных мостов; количество железнодорожных мостов;
источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей, расположенные в зонах возможного затопления: кладбища, скотомогильники, хвостохранилище, фермы, летние лагеря крупного рогатого скота, склады минеральных удобрений, накопительных промышленных отходов, навозохранилища, нефтебазы, склады горюче-смазочных масел (ГСМ) и автозаправщики (АЗС), автомойки, очистительные сооружения и другие источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей;
количество объектов экономики, в том числе потенциально опасных.