3. Порядок создания сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны
3. Порядок создания сил охраны общественного порядка,
их оснащение материально-техническими средствами
и подготовка в области гражданской обороны
Спасательная служба охраны общественного порядка создается на нештатной основе:
- в субъектах Российской Федерации - по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и действует на основании Положения о спасательной службе субъекта Российской Федерации, согласованного с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и утвержденного руководителем гражданской обороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- в муниципальных образованиях - по решению органов местного самоуправления и действует на основании Положения о спасательной службе муниципального образования, разрабатываемого органом местного самоуправления, согласованного с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утвержденного руководителем гражданской обороны органа местного самоуправления (приложение 1);
- в организациях - по решению руководителя организации и действует на основании Положения о спасательной службе организации, разрабатываемого организацией и согласованного с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утвержденного руководителем организации.
Службы субъекта Российской Федерации и муниципального образования являются территориальными и применяются для выполнения мероприятий в интересах создающих их органов.
Служба организации является объектовой и предназначена для выполнения мероприятий на территории организации, которая ее создает.
Объектовая Служба может привлекаться для ведения работ в других организациях (районах) только по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположена данная организация.
Территориальные и объектовые Службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии со Службой гражданской обороны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации <4> в соответствии с Планом охраны общественного порядка.
--------------------------------
<4> См. приказ МВД РФ от 6 октября 2008 г. N 861 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России".
Служба включает в себя органы управления и силы (формирования). Органы управления Службы осуществляют контроль и организацию мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В состав органов управления входят руководитель службы и штаб, включающий представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководства организаций.
Количество формирований, входящих с состав Службы, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) <5>.
--------------------------------
<5> См. постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".
Формирования, входящие в состав Службы комплектуются на нештатной основе работниками организаций (по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), которые имеют и эксплуатируют потенциально опасные производственные объекты, а также имеют важное оборонное и экономическое значение или представляют высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время.
К организациям, создающим Службу и комплектующим формирования территориальных служб, относятся организации, расположенные на территории Российской Федерации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
- организации, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов <6> или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений <7>;
- отнесенные в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. N 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;
- продолжающие работу организации при введении на соответствующей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации режимов военного и чрезвычайного положения и в условиях крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера;
- размещенные в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления.
--------------------------------
<6> См. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
<7> См. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
К формированиям, предназначенным для восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относятся команды и группы охраны общественного порядка (аналогично наименованиям нештатных аварийно-спасательных формирований <8>). Нештатные аварийно-спасательные формирования (команды и группы охраны общественного порядка) могут входить в состав Службы.
--------------------------------
<8> См. приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
Кроме личного состава, участвующего непосредственно в охране общественного порядка, обеспечении безопасности дорожного движения, усилении охраны объектов, в состав команд и групп необходимо включение управленческого звена - командиров команд (групп), звеньев. В ряде случаев эти должности могут быть совмещены с выполнением других функциональных обязанностей.
В военное время с целью проведения радиационного и химического контроля как на объектах работ, так и на маршрутах выдвижения сил и эвакуации населения в состав команды целесообразно включать специалистов, обученных применению приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.
Для обеспечения перевозки личного состава формирования в его состав следует включить грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки личного состава, или автобус.
Примерные схемы организации формирований охраны общественного порядка представлены на рисунках 1 - 3.
Рисунок 1 - Команда охраны общественного порядка
(военное время)
┌──────────┐ │ Командир │ ┌─────────────┐ │ команды ├───────────────────┤ Звено связи │ Командир - 1 └────┬─────┘ │ │ Связист - 3 │ │ 4 │ │ группы └─────────────┘ ┌──────────────┴────────────────────────────────────────┐ ┌─────┴────┐ ┌────┴───────────┐ │ охраны ├─┐ Командир │ разведки │ │ │ │ группы - 1 │ │ │ 16 │ │ │ 7 │ └─┬────────┘ │ └────┬───────────┘ └───┬──────┘ │ │ звенья │ ┌───┴────────────┬─────────────────┐ │ ┌─┴──────┐ ┌────┴─────┐ ┌──────┴──────┐ ┌─────┴────┐ │ охраны │ │патрульно-│ │регулирования│ │ дозоры ├─┐ │ │ │постовое │ │ и КПП │ │ │ │ │ 4 │ │ 7 │ │ 4 │ │ 3 │ │ └────────┘ └──────────┘ └─────────────┘ └┬─────────┘ │ └───────────┘ Командир - 1 Командир - 1 Командир - 1 Командир дозора - 1 Охранник - 3 Патрульный - 6 Регулировщик - 3 Химик-разведчик - 1 Инженер-разведчик - 1 ┌────────────────────────────┐ │Личный состав - 44 чел. │ │Автомобиль (автобус) - 1 ед.│ └────────────────────────────┘
Рисунок 2 - Команда охраны общественного порядка
(мирное время)
┌──────────┐ │ Командир │ ┌─────────────┐ │ команды ├───────────────────────────┤ Звено связи │ Командир - 1 └────┬─────┘ │ │ Связист - 3 │ │ 4 │ │ группы └─────────────┘ ┌────┴─────┐ │ охраны ├─┐ Командир │ │ │ группы - 1 │ 16 │ │ └─┬────────┘ │ └───┬──────┘ │ звенья ┌───┴────────────────┬─────────────────────┐ ┌─┴──────┐ ┌────┴─────┐ ┌──────┴──────┐ │ охраны │ │патрульно-│ │регулирования│ │ │ │постовое │ │ и КПП │ │ 4 │ │ 7 │ │ 4 │ └────────┘ └──────────┘ └─────────────┘ Командир - 1 Командир - 1 Командир - 1 Охранник - 3 Патрульный - 6 Регулировщик - 3 ┌────────────────────────────┐ │Личный состав - 37 чел. │ │Автомобиль (автобус) - 1 ед.│ └────────────────────────────┘
Рисунок 3 - Группа охраны общественного порядка
┌────────────┐ │ Командир │ │ группы │ └─────┬──────┘ │ звенья ┌────────────────────┼───────────────────┐ ┌───┴────┐ ┌─────┴────┐ ┌──────┴──────┐ │ охраны │ │патрульно-│ │регулирования│ │ │ │постовое │ │ и КПП │ │ 4 │ │ 7 │ │ 4 │ └────────┘ └──────────┘ └─────────────┘ Командир - 1 Командир - 1 Командир - 1 Охранник - 3 Патрульный - 6 Регулировщик - 3 ┌───────────────────────────┐ │Личный состав - 16 чел. │ │Автомобиль - 1 ед. │ └───────────────────────────┘
Количество формирований для территориальных и объектовых Служб определяется с учетом особенностей производственной деятельности организаций в военное и мирное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материальных и технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования.
Примерный расчет создания формирований в организациях, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время, показан в таблице 1 (входящих в состав объектовых служб).
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ СОЗДАНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Наименование формирования
|
Численность л/с, чел.
|
Организации с численностью рабочих и служащих (тыс. чел.)
|
Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования
|
Научно-исследовательские организации, чел.
|
||||||
Более 5
|
3 - 5
|
1 - 3
|
0,3 - 1
|
Менее 0,3
|
Более 1000
|
300 - 1000
|
Менее 300
|
|||
кооп
|
44/37
|
1 - 2
|
1 - 2
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
гооп
|
16
|
-
|
-
|
-
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Количество формирований, входящих в состав территориальных служб, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, определяется на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач и может соответствовать примерному расчету, представленному в таблице 2.
Таблица 2
ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ФОРМИРОВАНИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, СОЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Территория
|
Наименование формирований, численность, чел.
|
|
кооп
44/37
|
гооп
16
|
|
Субъект РФ
|
1 - 2
|
-
|
Внутригородская территория города федерального значения
|
-
|
1
|
Муниципальные образования:
|
||
городской округ населением более 1 млн.
|
2
|
-
|
городской округ населением менее 1 млн.
|
1
|
-
|
Муниципальные районы:
|
||
городские поселения
|
-
|
1
|
сельские поселения
|
-
|
1
|
Район размещения в загородной зоне
|
1 - 2
|
|
Сборный эвакуационный пункт
|
1 - 2
|
Расчеты потребности в формированиях (штатные перечни и нормы оснащения):
а) разрабатываются:
- для территориальных спасательных служб (кроме медицинских) - органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются;
- для объектовых спасательных служб - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;
б) утверждаются:
- для территориальных спасательных служб - руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителем органа местного самоуправления муниципальных образований;
- для объектовых служб - руководителями организаций, на базе которых создаются формирования.
Оснащение формирований охраны общественного порядка специальным имуществом осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований <9> (таблица 3).
--------------------------------
<9> См. приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
Таблица 3
ОСНАЩЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
СПЕЦИАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
N п/п
|
Наименование имущества
|
Ед. изм.
|
Норма отпуска
|
Кому положено
|
Примечания
|
Средства индивидуальной защиты
|
|||||
1
|
Противогаз фильтрующий гражданский типа ГП-7 и его модификации
|
компл.
|
1 на чел.
|
На штатную численность формирования
|
10% запас для подгонки
|
2
|
Респиратор типа Р-2
|
шт.
|
1 на чел.
|
На штатную численность формирования
|
|
3
|
Легкий защитный костюм Л-1, КИХ-2
|
компл.
|
1 на чел.
|
На штатную численность формирования
|
15% запас для подгонки
|
4
|
Сапоги резиновые
|
пар
|
1
|
На каждый Л-1
|
|
5
|
Мешок прорезиненный для зараженной одежды
|
шт.
|
1
|
На 20 костюмов Л-1
|
|
Медицинское имущество
|
|||||
6
|
КИМГЗ "Юнита"
|
компл.
|
1 на чел.
|
На штатную численность формирования
|
|
Средства радиационного и химического контроля
|
|||||
7
|
Дозиметр-радиомер ДРПБ-03, ДКГ-03Д
|
шт.
|
1
|
Каждому химику-разведчику
|
|
8
|
Универсальный прибор газового контроля типа УПГК с комплектом индикаторных трубок
|
компл.
|
1
|
Каждому химику-разведчику
|
|
9
|
Метеорологический комплект типа МК-3
|
компл.
|
1
|
Каждому химику-разведчику
|
|
10
|
Комплект отбора типа КПО-1М
|
компл.
|
1
|
Каждому химику-разведчику
|
|
11
|
Индивидуальный дозиметр типа ДКГ-05Б, ДКГ РМ-1621
|
шт.
|
1
|
Руководящему составу формирований
|
|
Средства связи
|
|||||
12
|
Радиостанция УКВ носимая
|
компл.
|
2
|
Каждому звену связи
Каждой команде охраны общественного порядка
|
|
13
|
Электромегафон
|
шт.
|
1
|
Каждой команде охраны общественного порядка
|
Порядок комплектования Службы
Личный состав Службы комплектуется за счет численности работников органов и организаций, продолжающих работу в период мобилизации, в военное время, либо находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
В состав формирований могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Зачисление трудоспособных граждан в состав формирований Службы производится приказом (распоряжением) соответствующего руководителя:
- формирований Службы субъекта - руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с руководителями органа местного самоуправления и организаций, на базе которых создаются формирования;
- формирований Службы муниципального образования - руководителя органа местного самоуправления по согласованию с руководителями организаций, на базе которых создаются формирования;
- формирований Службы организации - руководителя организации.
Порядок обеспечения и оснащения сил
материально-техническими средствами
Финансирование спасательной службы охраны общественного порядка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании приказа Минфина России от 28 декабря 2011 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" с 1 января 2011 г. введены "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". В Раздел 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" включены расходы на гражданскую оборону. По подразделу 0309 "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, управление гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны.
Номенклатура и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств накапливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями <10>.
--------------------------------
<10> См. постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Оснащение формирований осуществляется за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.
Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе.
Непосредственная передача техники и специального имущества осуществляется с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.
Основными видами специального имущества формирований охраны общественного порядка являются:
- средства индивидуальной защиты;
- индивидуальные средства медицинской защиты;
- средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
- средства связи и оповещения.
Порядок подготовки и обучения сил в области
гражданской обороны
Подготовка и обучение руководящего и личного состава спасательной службы охраны общественного порядка осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с целью овладения личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <11>.
--------------------------------
<11> См. постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
Обучение личного состава службы проводится по Примерной программе обучения личного состава спасательных служб (приложение 2), утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 28 марта 2006 г. N 1-4-54-370-14, с учетом организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обучение руководящего состава служб и формирований осуществляется в Учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Обучение личного состава формирований планируется и проводится в организации руководящим составом в рабочее время в объеме 36 часов в год.
Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускаются.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом специфики выполнения задачи по охране общественного порядка.
Готовность формирований проверяется на контрольных проверках и учениях, в ходе которых определяются:
- реальность расчетов по созданию формирований;
- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;
- соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач;
- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок их хранения и готовность к использованию;
- время сбора формирований и выхода их в район сосредоточения и к объектам ведения работ.
Проверки готовности формирований к выполнению задач по предназначению осуществляются:
- территориальными органами МЧС России;
- соответствующими руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими лицами по их поручению во всех организациях, находящихся в сфере их ведения.