3. Порядок создания сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны

3. Порядок создания сил охраны общественного порядка,
их оснащение материально-техническими средствами
и подготовка в области гражданской обороны

Спасательная служба охраны общественного порядка создается на нештатной основе:

- в субъектах Российской Федерации - по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и действует на основании Положения о спасательной службе субъекта Российской Федерации, согласованного с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и утвержденного руководителем гражданской обороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- в муниципальных образованиях - по решению органов местного самоуправления и действует на основании Положения о спасательной службе муниципального образования, разрабатываемого органом местного самоуправления, согласованного с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утвержденного руководителем гражданской обороны органа местного самоуправления (приложение 1);

- в организациях - по решению руководителя организации и действует на основании Положения о спасательной службе организации, разрабатываемого организацией и согласованного с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утвержденного руководителем организации.

Службы субъекта Российской Федерации и муниципального образования являются территориальными и применяются для выполнения мероприятий в интересах создающих их органов.

Служба организации является объектовой и предназначена для выполнения мероприятий на территории организации, которая ее создает.

Объектовая Служба может привлекаться для ведения работ в других организациях (районах) только по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположена данная организация.

Территориальные и объектовые Службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии со Службой гражданской обороны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации <4> в соответствии с Планом охраны общественного порядка.

--------------------------------

<4> См. приказ МВД РФ от 6 октября 2008 г. N 861 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России".

Служба включает в себя органы управления и силы (формирования). Органы управления Службы осуществляют контроль и организацию мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав органов управления входят руководитель службы и штаб, включающий представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководства организаций.

Количество формирований, входящих с состав Службы, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) <5>.

--------------------------------

<5> См. постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".

Формирования, входящие в состав Службы комплектуются на нештатной основе работниками организаций (по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), которые имеют и эксплуатируют потенциально опасные производственные объекты, а также имеют важное оборонное и экономическое значение или представляют высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время.

К организациям, создающим Службу и комплектующим формирования территориальных служб, относятся организации, расположенные на территории Российской Федерации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

- организации, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов <6> или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений <7>;

- отнесенные в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. N 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

- продолжающие работу организации при введении на соответствующей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации режимов военного и чрезвычайного положения и в условиях крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера;

- размещенные в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления.

--------------------------------

<6> См. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

<7> См. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

К формированиям, предназначенным для восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относятся команды и группы охраны общественного порядка (аналогично наименованиям нештатных аварийно-спасательных формирований <8>). Нештатные аварийно-спасательные формирования (команды и группы охраны общественного порядка) могут входить в состав Службы.

--------------------------------

<8> См. приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

Кроме личного состава, участвующего непосредственно в охране общественного порядка, обеспечении безопасности дорожного движения, усилении охраны объектов, в состав команд и групп необходимо включение управленческого звена - командиров команд (групп), звеньев. В ряде случаев эти должности могут быть совмещены с выполнением других функциональных обязанностей.

В военное время с целью проведения радиационного и химического контроля как на объектах работ, так и на маршрутах выдвижения сил и эвакуации населения в состав команды целесообразно включать специалистов, обученных применению приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.

Для обеспечения перевозки личного состава формирования в его состав следует включить грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки личного состава, или автобус.

Примерные схемы организации формирований охраны общественного порядка представлены на рисунках 1 - 3.

Рисунок 1 - Команда охраны общественного порядка
(военное время)

                ┌──────────┐
                │ Командир │                   ┌─────────────┐
                │ команды  ├───────────────────┤ Звено связи │ Командир - 1
                └────┬─────┘                   │             │ Связист - 3
                     │                         │           4 │
                     │ группы                  └─────────────┘
      ┌──────────────┴────────────────────────────────────────┐
┌─────┴────┐                                             ┌────┴───────────┐
│  охраны  ├─┐     Командир                              │    разведки    │
│          │ │     группы - 1                            │                │
│       16 │ │                                           │              7 │
└─┬────────┘ │                                           └────┬───────────┘
  └───┬──────┘                                                │
      │         звенья                                        │
  ┌───┴────────────┬─────────────────┐                        │
┌─┴──────┐    ┌────┴─────┐    ┌──────┴──────┐           ┌─────┴────┐
│ охраны │    │патрульно-│    │регулирования│           │  дозоры  ├─┐
│        │    │постовое  │    │    и КПП    │           │          │ │
│      4 │    │        7 │    │           4 │           │        3 │ │
└────────┘    └──────────┘    └─────────────┘           └┬─────────┘ │
                                                         └───────────┘

Командир - 1   Командир - 1    Командир - 1           Командир дозора - 1
Охранник - 3   Патрульный - 6  Регулировщик - 3       Химик-разведчик - 1
                                                      Инженер-разведчик - 1

                       ┌────────────────────────────┐
                       │Личный состав - 44 чел.     │
                       │Автомобиль (автобус) - 1 ед.│
                       └────────────────────────────┘

Рисунок 2 - Команда охраны общественного порядка
(мирное время)

    ┌──────────┐
    │ Командир │                           ┌─────────────┐
    │ команды  ├───────────────────────────┤ Звено связи │ Командир - 1
    └────┬─────┘                           │             │ Связист - 3
         │                                 │           4 │
         │ группы                          └─────────────┘
    ┌────┴─────┐
    │  охраны  ├─┐     Командир
    │          │ │     группы - 1
    │       16 │ │
    └─┬────────┘ │
      └───┬──────┘
          │         звенья
      ┌───┴────────────────┬─────────────────────┐
    ┌─┴──────┐        ┌────┴─────┐        ┌──────┴──────┐
    │ охраны │        │патрульно-│        │регулирования│
    │        │        │постовое  │        │    и КПП    │
    │      4 │        │        7 │        │           4 │
    └────────┘        └──────────┘        └─────────────┘

    Командир - 1       Командир - 1        Командир - 1
    Охранник - 3       Патрульный - 6      Регулировщик - 3

                       ┌────────────────────────────┐
                       │Личный состав - 37 чел.     │
                       │Автомобиль (автобус) - 1 ед.│
                       └────────────────────────────┘

Рисунок 3 - Группа охраны общественного порядка

                              ┌────────────┐
                              │  Командир  │
                              │   группы   │
                              └─────┬──────┘
                                    │ звенья
               ┌────────────────────┼───────────────────┐
           ┌───┴────┐         ┌─────┴────┐       ┌──────┴──────┐
           │ охраны │         │патрульно-│       │регулирования│
           │        │         │постовое  │       │    и КПП    │
           │      4 │         │        7 │       │           4 │
           └────────┘         └──────────┘       └─────────────┘

           Командир - 1        Командир - 1       Командир - 1
           Охранник - 3        Патрульный - 6     Регулировщик - 3

                       ┌───────────────────────────┐
                       │Личный состав - 16 чел.    │
                       │Автомобиль - 1 ед.         │
                       └───────────────────────────┘

Количество формирований для территориальных и объектовых Служб определяется с учетом особенностей производственной деятельности организаций в военное и мирное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материальных и технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования.

Примерный расчет создания формирований в организациях, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время, показан в таблице 1 (входящих в состав объектовых служб).

Таблица 1

ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ СОЗДАНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Наименование формирования
Численность л/с, чел.
Организации с численностью рабочих и служащих (тыс. чел.)
Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования
Научно-исследовательские организации, чел.
Более 5
3 - 5
1 - 3
0,3 - 1
Менее 0,3
Более 1000
300 - 1000
Менее 300
кооп
44/37
1 - 2
1 - 2
1
-
-
-
-
-
-
гооп
16
-
-
-
2
1
1
1
1
1

Количество формирований, входящих в состав территориальных служб, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, определяется на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач и может соответствовать примерному расчету, представленному в таблице 2.

Таблица 2

ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ФОРМИРОВАНИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, СОЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Территория
Наименование формирований, численность, чел.
кооп
44/37
гооп
16
Субъект РФ
1 - 2
-
Внутригородская территория города федерального значения
-
1
Муниципальные образования:
городской округ населением более 1 млн.
2
-
городской округ населением менее 1 млн.
1
-
Муниципальные районы:
городские поселения
-
1
сельские поселения
-
1
Район размещения в загородной зоне
1 - 2
Сборный эвакуационный пункт
1 - 2

Расчеты потребности в формированиях (штатные перечни и нормы оснащения):

а) разрабатываются:

- для территориальных спасательных служб (кроме медицинских) - органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются;

- для объектовых спасательных служб - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;

б) утверждаются:

- для территориальных спасательных служб - руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителем органа местного самоуправления муниципальных образований;

- для объектовых служб - руководителями организаций, на базе которых создаются формирования.

Оснащение формирований охраны общественного порядка специальным имуществом осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований <9> (таблица 3).

--------------------------------

<9> См. приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

Таблица 3

ОСНАЩЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
СПЕЦИАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

N п/п
Наименование имущества
Ед. изм.
Норма отпуска
Кому положено
Примечания
Средства индивидуальной защиты
1
Противогаз фильтрующий гражданский типа ГП-7 и его модификации
компл.
1 на чел.
На штатную численность формирования
10% запас для подгонки
2
Респиратор типа Р-2
шт.
1 на чел.
На штатную численность формирования
3
Легкий защитный костюм Л-1, КИХ-2
компл.
1 на чел.
На штатную численность формирования
15% запас для подгонки
4
Сапоги резиновые
пар
1
На каждый Л-1
5
Мешок прорезиненный для зараженной одежды
шт.
1
На 20 костюмов Л-1
Медицинское имущество
6
КИМГЗ "Юнита"
компл.
1 на чел.
На штатную численность формирования
Средства радиационного и химического контроля
7
Дозиметр-радиомер ДРПБ-03, ДКГ-03Д
шт.
1
Каждому химику-разведчику
8
Универсальный прибор газового контроля типа УПГК с комплектом индикаторных трубок
компл.
1
Каждому химику-разведчику
9
Метеорологический комплект типа МК-3
компл.
1
Каждому химику-разведчику
10
Комплект отбора типа КПО-1М
компл.
1
Каждому химику-разведчику
11
Индивидуальный дозиметр типа ДКГ-05Б, ДКГ РМ-1621
шт.
1
Руководящему составу формирований
Средства связи
12
Радиостанция УКВ носимая
компл.
2
Каждому звену связи
Каждой команде охраны общественного порядка
13
Электромегафон
шт.
1
Каждой команде охраны общественного порядка

Порядок комплектования Службы

Личный состав Службы комплектуется за счет численности работников органов и организаций, продолжающих работу в период мобилизации, в военное время, либо находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В состав формирований могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Зачисление трудоспособных граждан в состав формирований Службы производится приказом (распоряжением) соответствующего руководителя:

- формирований Службы субъекта - руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с руководителями органа местного самоуправления и организаций, на базе которых создаются формирования;

- формирований Службы муниципального образования - руководителя органа местного самоуправления по согласованию с руководителями организаций, на базе которых создаются формирования;

- формирований Службы организации - руководителя организации.

Порядок обеспечения и оснащения сил
материально-техническими средствами

Финансирование спасательной службы охраны общественного порядка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На основании приказа Минфина России от 28 декабря 2011 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" с 1 января 2011 г. введены "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". В Раздел 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" включены расходы на гражданскую оборону. По подразделу 0309 "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, управление гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны.

Номенклатура и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств накапливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями <10>.

--------------------------------

<10> См. постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

Оснащение формирований осуществляется за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.

Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе.

Непосредственная передача техники и специального имущества осуществляется с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.

Основными видами специального имущества формирований охраны общественного порядка являются:

- средства индивидуальной защиты;

- индивидуальные средства медицинской защиты;

- средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

- средства связи и оповещения.

Порядок подготовки и обучения сил в области
гражданской обороны

Подготовка и обучение руководящего и личного состава спасательной службы охраны общественного порядка осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с целью овладения личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <11>.

--------------------------------

<11> См. постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".

Обучение личного состава службы проводится по Примерной программе обучения личного состава спасательных служб (приложение 2), утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 28 марта 2006 г. N 1-4-54-370-14, с учетом организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обучение руководящего состава служб и формирований осуществляется в Учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Обучение личного состава формирований планируется и проводится в организации руководящим составом в рабочее время в объеме 36 часов в год.

Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускаются.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом специфики выполнения задачи по охране общественного порядка.

Готовность формирований проверяется на контрольных проверках и учениях, в ходе которых определяются:

- реальность расчетов по созданию формирований;

- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;

- соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач;

- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок их хранения и готовность к использованию;

- время сбора формирований и выхода их в район сосредоточения и к объектам ведения работ.

Проверки готовности формирований к выполнению задач по предназначению осуществляются:

- территориальными органами МЧС России;

- соответствующими руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими лицами по их поручению во всех организациях, находящихся в сфере их ведения.