ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2004 г. N 17-12/32023
О ПРАВОМОЧИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
ЭКСПЕРТИЗ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
ОБЪЕКТОВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В Управлении таможенных расследований и дознания рассмотрено письмо Шереметьевской таможни от 20.05.2004 N 43-05/10264 с просьбой разъяснить вопрос о правомочии проведения экспертами, в том числе экспертами таможенных органов, оценочных экспертиз товаров в рамках административных и уголовных дел.
В связи с тем, что данный вопрос поднимался неоднократно и другими таможенными органами, разъясняем следующее.
Определение (установление) рыночной стоимости таможенными органами при осуществлении своих государственных контрольных и административных полномочий с использованием лиц, обладающих специальными познаниями (экспертов), должно соответствовать требованиям действующего законодательства, а также ведомственным нормативным правовым актам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" правовой основой судебно-экспертной деятельности среди иных правовых нормативных актов являются Таможенный кодекс Российской Федерации, УПК РФ и КоАП России.
Ст. 13 этого Закона указывает, что должность эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Ст. 57 УПК РФ, ст. 25.9 КоАП, ст. 378 Таможенного кодекса Российской Федерации также предъявляют к эксперту требование о наличии специальных (достаточных) знаний (познаний), позволяющих произвести экспертизу и дать заключение. Это же требование нашло свое отражение и в "Методических рекомендациях по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта" (приложение 1 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632).
Согласно положениям, изложенным в "Методических рекомендациях по проведению экспертиз в таможенных лабораториях (экспертно-криминалистических подразделениях ГТК России), а также в иных соответствующих организациях или другими экспертами" (приложение 2 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632), экспертизы проводятся сотрудниками, удовлетворяющими квалификационным требованиям, изложенным в Приказе ГТК России от 04.06.2003 N 624 "Об утверждении Положения об аттестации экспертов".
Таможенные органы, являясь государственными исполнительными органами, должны действовать в установленной сфере деятельности и руководствоваться законодательством, определяющим их полномочия, задачи и функции (ст. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429). Ни в одном из законодательных актов, определяющих компетенцию таможенных органов, не предусмотрено правоотношений контролирующих органов и участников ВЭД в форме сделки. Также не предусмотрены правоотношения в форме сделки при производстве расследований административных и уголовных дел. Исходя из этого, ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулирующий правоотношения в форме сделки с объектами собственности Российской Федерации и иными объектами, в таможенном деле применяться не может, так как входит в противоречие с требованиями ст. ст. 26.2, 26.4 КоАП России, ст. ст. 75, 204 УПК РФ и ст. 379 ТК Российской Федерации.
В ходе изучения уголовных дел, прекращенных производством в 2003 году, и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, а также административных дел выявлены обозначенные выше процессуальные нарушения.
Так, при производстве административного расследования по делу N 10215000-315/2003, возбужденному по ст. 16.1 КоАП, экспертиза назначалась в ЭКС N 2 г. Калининграда и исполнялась экспертом, не имеющим высшего технического и высшего экономического образования. Тем не менее эксперт произвел оценку технического состояния транспортного средства и определил его рыночную стоимость. Данное действие эксперта противоречит требованиям статьи 13 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В дальнейшем при расследовании дознавателем уголовного дела N 30042 имеющиеся противоречия устранены не были, допустимость доказательств не исследовалась.
Аналогичные нарушения содержатся в делах Неманской таможни (административное дело N 10220000-388/2003, уголовное дело N 30033), Костомукшской таможни (административное дело N 10219000-241/2003, уголовное дело N 74899), Сахалинской таможни (административное дело N 10707000-179/2003, уголовное дело N 1164/7261), а также в ряде административных и уголовных дел других таможен.
Исходя из вышеизложенного, таможенные органы правомочны назначать в сторонних организациях и проводить самостоятельно в своих ведомственных подразделениях экспертизы по определению рыночной стоимости товаров - объектов правонарушения и товаров - объектов таможенного контроля. Деятельность таможенных органов и их ведомственных экспертных подразделений, созданных в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", не подлежит лицензированию.
Однако при подготовке, назначении, производстве экспертиз, а также оценке результатов деятельности экспертов (заключений экспертов) должностным лицам, ведущим производство по административным либо уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, следует неукоснительно соблюдать действующие нормы административного и уголовного права и не допускать случаев использования доказательств, полученных с нарушением закона.
В случае же проведения таможенными органами оценочных экспертиз на основании договора (сделки), что формально допустимо в соответствии с положениями ст. 9 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", последний должен отвечать обязательным требованиям, изложенным в ст. 10 Закона. В частности, в договор должны быть включены сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности, а также сведения о страховании гражданской ответственности оценщика. В данном случае таможенные органы вступают в гражданско-правовые отношения и являются стороной договора (сделки).
В то же время в соответствии с п. 7 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429, Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платных услуг.
Начальник Управления
таможенных расследований
и дознания ГТК России
генерал-майор
таможенной службы
А.А.ШАБУНИН